Диктанты, занимательные материалы, творческие задания (для 5–8-х классов)

Разделы: Русский язык


5 класс

Однокоренные слова и формы слова. Повторение в начале года

Мама сварила варенье и поставила баночку на стол. В банку влетела оса. Она сердито жужжала, потому что не могла выбраться из варенья. Котенок сидел на столе и удивленно смотрел на банку. «Почему варенье сердится?» – думал он.

Задание. Выписать сначала однокоренные слова, затем – формы слова.

Мягкий знак после шипящих на конце слова

Стишок записывается на доске с многоточиями на конце слов после шипящих

То мышь, то чиж,
То ёж, то рожь.
Не различишь!
Не разберешь!
Но я, ребята, не дурак!
Везде поставлю мягкий знак!

-Прав ли ученик?

На предложение сочинить подобный стишок дети с удовольствием откликнулись:

Из-за синих-синих туч
Показался солнца луч.
Рада мышь, рад и еж:
До чего же день хорош!

(Катя Б.)

Как-то я забрался в глушь.
Там в траве свернулся уж,
В норку побежала мышь.
А вокруг звенела тишь.
Под кустом свернулся еж,
Он пыхтит: «Меня не трожь!»
До чего же еж хорош!
На репейник он похож!

(Павлик К.)

Синтаксис. Найди спрятанные словосочетания

Я ставил утром на буфет
Из полецветиков букет.
Остались в нем желтютики…
А где же одушютики?!

(Полевые цветики, желтые лютики.)

-А что это за ОДУШЮТИКИ? Какая ассоциация возникает? Обратите внимание: после буквы Ш написана буква Ю. Почему? (Пушинки-парашютики облетели.)

Второстепенные члены предложения. Дополнение

У Пятачка собрались друзья. Пришел к нему и Винни-Пух. Он принес Пятачку огромный торт. Торт – отличный подарок!

Гости пляшут и веселятся. Но где же прячется Пух?

Он сидит около пустой коробки из-под торта и облизывает лапы. Торт был вкусный!

Выполним синтаксический разбор предложений (по выбору). Повторим способы выражения сказуемого (а про орфограммы никогда не забываем!).

Второстепенные члены предложения. Несогласованное определение

Для урока математики
Мне нужны тетради в клетку.
Нарисую сто солдатиков!
Ставьте мне за них отметку!

Обобщающее слово при однородных членах

1) Прибежали забияки: кот, две кошки и собаки. 2)Рассмешил я зрителей: детей и их родителей. 3)Всюду мы кота искали: и на кухне, и в подвале. Так куда же он пропал? На моей кровати спал!

Предложите детям «зарифмовать» фразы с обобщающим словом. Вот детский пример:

Я везде искала платье:
И в шкафу, и под кроватью.
И зачем его искала?
Лучше б в мячик поиграла!

Я весь день его искала:
Утром, днем! Я так устала!
И зачем его искала?
Просто мама так сказала.

(Наташа И.)

Синонимы

Анна Ванна мне сказала:
–Тань, ты весь урок болтала!
– Не болтала! Вот Вам слово!
Просто говорила с Вовой!

-Где синонимы и различаются ли они оттенками значения? А стилистически?

Антонимы

Учили мы синонимы.
И всё как будто поняли:
Мол, смелые – отважные…
Слова какие важные!
А важные – так нужные!
И повторяли дружно мы:
Бежать – лететь – и мчаться,
А мыться – так купаться,
А хохотать – смеяться!
Я полюбил синонимы!
Я стал в них разбираться!
Как близки по значению:
Занятие – учение,
Веселье – развлечение,
А хобби – увлечение!
Запомнил тему лучше всех!
Вот так победа! Вот успех!
Я целый год бы проходил
(Нет, изучал) синонимы!
Но тут учитель объявил,
Что тема-то – антонимы!
Умный – глупый,
Смелый – трус…
За себя не поручусь!
Уж не радуюсь – сержусь.
Нету, братцы, больше сил,
Всё я спутал, всё забыл!
Не победа – пораженье,
Не учеба – а мученье!
Стало всё наоборот!..
Лишь одно успокоенье:
Скоро (быстро?) Новый год!

-Являются ли слова «скоро» и «быстро» синонимами? Можно ли здесь употребить слово «быстро»? Почему?

Склонение существительных на –ие, -ий, -ия. Объяснительный диктант

Что вы знаете о такой рептилии, как крокодил? Знаете ли вы, что крокодилы – родственники динозавров? Крокодилы обитают на нашей планете около 150 миллионов лет, и распространены они на территории всех тропических стран. Ископаемые останки этих страшилищ находят в Европе, Азии, Америке.

Крокодилы живут в воде: в реках, озерах, болотах. При наступлении засухи они могут зарываться в ил и впадать в спячку. Если вы, друзья, наткнетесь на спящего крокодила, не будите его! Пусть лучше чудовище спит!

-Найдите слова с увеличительным суффиксом. Какова их роль в тексте?

Дополнительно выполним синтаксический разбор второго предложения; разберем слова по составу (по выбору учителя).

6 класс

Приставки ПРЕ- и ПРИ- . Объяснительный и проверочный диктанты

1

Весь день шел Иванушка, и привела его тропинка к превысокой стене. Присел он на придорожный камень и пригорюнился. Как преграду преодолеть? И призвал он тогда верного друга: «Эй, конек мой Горбунок! Прибегай ко мне, дружок!»

Разыгрался ветер, пригнулись деревья, приумолкли птицы. Прискакал Горбунок.

Вскочил на друга Иванушка, и одним махом перелетели они через стену, приземлились в прекрасном саду.

Диктант проводится на первом уроке в целях проверки того, как дети запомнили значения приставок. Дополнительно выполним разбор по составу и словообразовательный (например, придорожный и приземлились).

Найдем предложение с прямой речью, отметим обращения.

2

Престранное дело, но взрослые обожают приставать к детям! Непрерывно слышишь: «Ты прибрался в комнате? Ты приготовил уроки? Ты преодолеешь, наконец, свою лень?!»

Я однажды прикинулся паинькой, не стал пререкаться и ответил сразу на все вопросы родителей: «Да, прибрался, приготовил, преодолею непременно!» А мама почему-то рассердилась и строго-престрого прикрикнула на меня: «Прекрати притворяться! Принимайся за уроки!»

Ну что тут скажешь! Придется придумать еще что-нибудь.

Второй диктант значительно труднее, и его в несильном классе тоже можно дать как объяснительный.

Имя числительное

В книге Т.Л. Служевской (Уроки русской словесности. СПб, 1994) есть замечательные упражнения на склонение имен числительных – «Конкурс на замещение вакантных мест дикторов телевидения». Все числительные в текстах записываются цифрами, и эти тексты надо правильно прочитать. Мои ученики с радостью включились в «конкурс», а также в работу по сочинению новых текстов для «дикторов». Вот некоторые из придуманных нами текстов:

Передача « Впрок »

Сегодня к нам в редакцию пришло более 1580 писем, причем в 815 из них зрители просят повторить сведения, приведенные нами в 391-м выпуске передачи «Впрок» и касающиеся батареек разных типов. Мы с радостью удовлетворяем эту просьбу.

Итак, батарейка «Варта», вставленная в плейер, продержалась менее 6332 минут (вместо обещанных в инструкции 7411). Повторив опыт с 320 батарейками и не добившись обещанного результата, мы поняли, что взяли инструкцию от батарейки «Дюрасел», которая, кстати, именно столько и продержалась. Батарейки «Энерджайзер» продолжали работать и работать в течение 5783 минут (ощутите разницу между 7411 и 5783 минутами!). А вот батарейки Sony утащил для своего фотоаппарата финансовый директор программы, поэтому время их работы вы узнаете в 440-м выпуске передачи «Впрок ». (Антон Б.)

Криминальные новости

2007-й год был рекордным по количеству угнанных автомобилей. Всего зарегистрировано около 999 540 угонов. Причем что характерно: у 6384 водителей угнали «Мерседесы», а у 43 082 водителей – «Запорожцы». К тому же о 1527 угнанных «Мерседесах» у работников милиции есть точные сведения, а вот про «Запорожцы» ничего не слышно. Влиятельный чиновник из МВД, пожелавший остаться неназванным, предположил, что около 33 700 машин отечественного производства уже перепродано за границу, а за остальными 9382 машинами «покупатели» явятся в Одессу, где и будут пойманы с поличным.

Не хотелось бы кончать на грустной ноте, поэтому позволим себе порадоваться за то, что наши российские автомобили наконец-то стали цениться на Западе выше, чем «Мерседесы»! (Антон Л.)

Прогноз погоды

Завтра в Москве осадки. Синоптики ожидают, что выпадет 21 745 892 капли дождя. Над территорией Ясенева уже скопилось не менее 10 896 345 капель, причем к этим 10 896 345 прибавится еще около 15 750 капель, которые пока зависли над Южным Бутовом, но к 13 апреля северный ветер донесет их до Ясенева. Более 3 600 255 капель упадет на 1108 школу, так что 750 ученикам этой школа придется взять с собой зонты.

Прогноз погоды составлен Московским Метеобюро. Хорошей вам погоды, дорогие москвичи! (Надя С.)

7 класс

Глагольные признаки причастия. Объяснительный диктант

Я выхожу из сонного дома и тихо крадусь к калитке, чтобы не разбудить спящего Волчка. Уж очень он мешает мне на охоте! Задуманный побег удается, и вот я в притихшем осеннем лесу. Шуршит опавшая листва, о чем-то перешептываются старые березы.

Вдруг сзади слышится какой-то посторонний шорох. Я оглядываюсь и замираю – шорох прекращается. Но листья под елочками подозрительно шевелятся! Я кидаю в притаившегося преследователя небольшой сучок, и сразу тишина взрывается счастливым визгом. Ворох желтых листьев несется на меня, и заливающийся лаем Волчок чуть не сбивает меня с ног. Не будет охоты!

Озаглавить текст. Подчеркнуть все определения и указать, чем они выражены. Определить вид и время причастий.

Запоминаем: пишется два Н!

Чудо неслыханное,
Диво невиданное
Со дна океанного
Прими как данное,
Нечаянное,
Негаданное,
Нежданное
,
Но желанное.

Е – Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий. Проверочный диктант

Волчок, увлеченный погоней, несся за удирающим котом по вскопанным грядкам. Кот, ничего не разбирая от страха, бросился в щелку под забором и застрял там: щель оказалась слишком узкой.

Разгоряченный Волчок, настроившийся на длительную погоню, резко притормозил возле кошачьего хвоста. Сначала он настороженно тявкнул, потом смущенно заскулил и… сунул нос в щелку рядом. Взбешенный собачьей наглостью кот завыл.

Чтобы освободить застрявшего кота, пришлось подпиливать забор. Волчок был восхищен!

Правописание наречий. Запоминаем: пишутся раздельно!

На днях нам на дом задали стихотворение. Его надо было выучить на память. А меня учитель особо предупредил: «Учи на совесть! Завтра вызову!» А я, сказать по совести, до смерти не люблю рассказывать стихи по памяти. Мне их выучить не под силу!

Дома я открыл книгу и на глазок прикинул, много ли строчек надо учить. От их количества я на миг лишился дара речи... А в следующий миг захлопнул книгу.

Союзы. Сочинение-миниатюра с использованием противительного союза НО

Читаем в качестве образца два текста. Анализируем их композицию. (Дополнительно обсудим роль вопросительных предложений в каждом из текстов.)

1

Снег, снег, снег… Царство снега! Снег на земле, снег на деревьях, снег на скамейках парка… Он заглушает все звуки. Он – само спокойствие, он – сама тишина.

Но остановитесь, прислушайтесь… Слышите, как с глухим шорохом упала с ели шапка снега? Видите ворону на вершине? Сейчас она взлетит. Слышите взмахи ее крыльев?

Продолжите ваш путь. Слышите, как скрипит снег под вашими шагами?

Жизнь никогда не замирает. Просто в снежном царстве – снежная жизнь.

2

Море прекрасно! Оно такое переменчивое! То ярко-синее, нежное, то черное, бешеное. Можно часами любоваться им – тихим и грозным, нежно ласкающим берега и грозно разбивающимся о скалы…

Но не за это я люблю море. Для меня его главное очарование – в тайне глубины. Там, в глубине, оно всегда неподвижное, темно-свинцовое. Что в этой свинцовой неподвижности? Какие тысячелетние тайны?

Подводный мир – мир непознанного, недоступного…

Задание. Сочинить текст, состоящий из двух логически законченных частей. В первой части речь должна идти об одном явлении, во второй – о противоположном или сопоставимом с первым.

8 класс

Строение текста. Повторение в начале года

Предлагаем ученикам прослушать два текста

1

Дождь, мелкий и нудный, лил весь день, и береза под окном вымокла и почернела. На верхней ветке сидела огромная ворона. Впрочем, слово «сидела» к ней не подходило. Она, скорее, стояла, вцепившись острыми когтями в дерево. Глаза ее были закрыты, черные вымокшие перья обвисли, с длинного блестящего клюва стекали капельки дождя.

Но она не шевелилась, не издавала ни звука. Ее неподвижная фигура напоминала горестное изваяние. Всем своим видом ворона будто говорила: «Дождь? Сырость? Холод? Это отвратительно, да. Но я живу уже много лет, переживу и это».

2

Многие не любят ворон. А я считаю их удивительными птицами.

Вороны очень умные, и их нетрудно приручить. В прошлом году мы выходили раненого птенца, и он все лето жил у нас на даче. Вороненок быстро привык к нам и прекрасно разобрался в членах семьи. Бабушку он любил больше всех, потому что она его кормила. Стоило ему услышать бабушкины шаги, он сразу летел к подоконнику – там стояла его миска. А с маленьким Егоркой он любил играть: садился ему на голову и весело кричал, размахивая крыльями. Егорка визжал от радости, боясь сдвинуться с места, чтобы не свалилась «мельница» с головы.

У ворон отличная память! Этим летом мы снова увидели нашего питомца. Он прилетел в первый же день, сел на подоконник и уставился черным глазом на бабушку: мол, покормите?

А вы никогда не наблюдали, как дружно вороны нападают на врага? Они собираются в стаю и с громким криком атакуют обидчика, будь то кошка, змея или человек.

Нет, все-таки ворона – удивительная птица!

-Определите тип текстов (описание, рассуждение с элементами повествования). Аргументируйте ответ.

-Вспомните сами текст – повествование о вороне (басня Крылова «Ворона и лисица»).

Задание предлагается парам учеников: они пишут сочинение на одну тему, но выбирают при этом разные типы речи. Лучшие работы анализируются на следующем уроке.

Знаки препинания при однородных членах предложения. Объяснительный диктант

У старого одинокого деда был Козел-сторож. Дед ни свет ни заря то поле пашет, то косой машет, а Козел в доме сидит или огород сторожит. Как сторожит? Либо под забором храпит, либо у высоких ворот лежит. Внутрь-то его дед не пускает, ворота крепко-накрепко запирает. Козла только пусти в огород! Но как-то раз дед то ли замок сломал, то ли ключ потерял, и остались ворота нараспашку. Козел взял да и вошел в огород. А там картошка, и лучок, и капустка, и перец-стручок!

И повадился Козел в огород. Сначала у моркови ботву сжевал, потом капусту объел, а потом и совсем обнаглел. Разляжется на грядках и дремлет, блаженно щурясь. Тут его дед и поймал! Уж он его ругал, корил и стыдил, даже палкой побил. Бедняга прыгал козлом, зато стал послушным Козлом.

Попутно повторим односоставные и неполные двусоставные предложения. Вспомним, что такое фразеологизмы.

Изложение с элементами сочинения (после темы «Вставные конструкции)

(Текст по кн. А.М. Арго «Восторги и вдохновение» взят из кн. Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко «Как учить работать с книгой». М., 1995)

В старину библиофилы (так называют любителей и собирателей книг) заказывали у художников экслибрисы, которые наклеивались на книги. Экслибрис – это небольшой, чуть больше почтовой марки, бумажный ярлычок с рисунком. Рисунок, как правило, выражал идею, которая была близка и мила владельцу книги. Наверху или внизу на рисунке ставилась надпись: «Из книг такого-то». Таким образом, экслибрис обозначал, кому книга принадлежит.

Четырнадцатилетний мальчик (он был библиофилом) попросил художника сделать экслибрис.

–Какую тему, о юноша, ты предлагаешь для рисунка? – спросил художник.

–Нарисуйте, пожалуйста, море. Широкое море! Плывет корабль, груженный книгами. Гора книг! А на борту (это будет как девиз корабля) слово «Мало!».

Задание. Подробно изложить текст. Написать небольшое сочинение, в котором описать возможный вариант заказанного рисунка. Объяснить, что имел в виду мальчик, выбирая тему рисунка (какова заложенная в рисунок идея). Близка ли вам эта идея? (Можно предложить такое начало сочинения: «И вот я держу в руках старинную книгу с необычным экслибрисом…»)