Страница автораСветлана ИВАНОВА,
г. Пермь
Ролевая игра на уроках литературы в старших классах Ролевая игра – самая интересная для учащихся форма урока. Это может быть заседание участников “круглого стола” (например: “Смысл названия феерии “Алые паруса” А.Грина” или “Журнальная полемика середины XIX века”), “телепередача” с участием “литературного обозревателя”, “режиссёра фильма” по данному произведению и даже... “писателя” и многое другое.
I. Несколько ролевых игр мы провели по “Мёртвым душам” Н.В. Гоголя. Такая форма работы очень привлекла ребят.
1. Юрьев день
Урок начинается с поэтического эпиграфа – отрывка из вступления к поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”:
В каком году – рассчитывай,
В какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков...
А у нас на перекрёстке дорог встретились несколько семей. Представили, что в начало XIX века вернулся И теперь каждая из этих семей бежит от одного помещика к другому. Встретившись, крепостные крестьяне делятся планами, рассказывают друг другу о своих бедах. Подойдём к одному “костру”...
У “костра” крестьянская семья: муж Еремей, жена Антипьевна, дочка Олюшка. Они рассказывают, что пережили у Плюшкина и почему собрались к Коробочке, узнав о ней от кума. Услышав знакомое имя, к ним подходят сбежавшие от Коробочки и объясняют, почему они это сделали.
Разговор переходит от “костра” к “костру”. Крестьянские семьи рассказывают обо всех помещиках, изображённых в поэме Гоголя.
Для подготовки к уроку учащиеся заранее получили задание объединиться в “семьи”, выбрать помещика, от которого необходимо сбежать, и нового владельца, к которому они хотели бы попасть.
Весь ход урока, спор “крестьян”, переходящий в возмущённый шум, заставляет ребят в какой-то момент сделать вывод: бежать-то некуда! И учитель просит определить идею урока. В классе обязательно находится ученик, которого озаряет: “мёртвые души”. И такие ограниченные, нравственно несостоятельные, бездуховные помещики – господствующий класс России, обладающий властью и самым большим достоянием страны – крестьянами и землёй.
Предложенная игра позволяет сделать урок динамичным и интересным. В нетрадиционной форме мы обсуждаем приёмы гоголевской типизации, которые в конце урока можно записать в тетрадь.