ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ Л.Н. Ручина
School64@list.ru
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №64», г. Новокузнецк
http://r.kem-edu.ru/ito2008/DswMedia/ruchina.htm
С целью оптимизации образовательного процесса в практику образовательной деятельности активно внедряются информационные технологии. Для повышения эффективности обучения используются разнообразные средства обучения:
1) электронные учебники в виде специально разработанных программ или презентаций;
2) тренажёры, работа с которыми позволяет учащимся выполнить достаточное количество заданий, способствующих автоматизации умений и навыков;
3) программы для контроля уровня знаний, например, с помощью тестов;
4) ресурсы Интернета, с образовательной информацией в разных сферах.
Однако большинство готовых программ ориентировано на индивидуальную работу ученика с компьютером. Учитывая, что готовый электронный программный продукт и конкретный урок соединить не всегда возможно, были разработаны уроки русского языка по теме «Имя прилагательное как часть речи»[1], где были учтены образовательная программа, учебник, особенности класса, собственное видение урока. Продуктами этой деятельности стали презентации для уроков.
Компьютерная презентация представляет собой сочетание разных способов представления информации (текста, анимации, графики и т.д.) организованных в единой среде. Обычно презентация имеет сюжет, сценарий и структуру для организации удобного восприятия информации, выдержана в едином графическом стиле. В работе был использован редактор презентаций PowerPoint.
Преимущества данной формы урока в том, что учитель получает возможность рационально использовать время на уроке, эстетично и качественно представлять учебный материал.
Опыт позволяет сделать вывод: эффективность такого урока выше, чем традиционного. Проведенная рефлексия среди обучающихся свидетельствует о том, что повысился интерес к урокам русского языка. Урок стал более современным.
Каковы преимущества использования презентаций на уроке русского языка?
1. Повышается наглядность: использование иллюстраций, зрительных образов, усиливает восприятие учебного материала.
Иллюстрации могут быть использованы на разных этапах урока. Картинки, рисунки, фотографии ярко, выразительно дополняют разные виды заданий. Например:
a. Урок можно предварять эпиграфом - высказыванием о языке кого-либо из выдающихся русских лингвистов, известных писателей, сопровождая его портретом автора.