Красовец | Дата: Среда, 14.05.2008, 14:14 | Сообщение # 1 |
Любопытствующий
Группа: Проверенные
Сообщений: 5
Репутация: 0
Замечания: 0%
Статус: Offline
| Традиционная педагогика в настоящее время не всегда отвечает на вызовы среды. Во многом она формируется, не найдя новых форм интерпретаций, прямолинейно реализуя постулаты, разработанные десятилетия назад. Социальный статус образования снижается, роль учителя — нивелируется, подрываются основы и настоящего и, что более опасно, будущего социума. Современная проектная модель предполагает, в связи с этим, изменение педагогической методики. Характер внешних угроз, как то: доступность алкоголя и наркотиков, деградация и растление в СМИ, сектантство, псевдопредсказания и другие антисоциальные явления — для индивидуума таков, что былой учительский инструментарий (беседы, классные часы, общение с родителями, постановка на учет в милиции) не всегда адекватен ситуации. Необходима методика, которая реально противостоит агрессии. Кроме того, современные подростки во многом инфантильны. А ситуация в стране требует сильных молодых людей, личностей. Подрастающему поколению нельзя просто „плыть по течению“, нельзя быть „соломинкой“, которая под воздействием среды гнется и ломается. Многие, к сожалению, не могут устоять. Мы должны вооружить убеждениями и навыками жизнестойкости ребят, чтобы они не сломались, не погибли и не стали жертвами не только в учебное и домашнее время, когда они находятся под контролем педагогов и родителей, но и ежечасно. Таким образом, проблема заключается в том, что мы находимся в условиях, когда современность ставит перед нами вопрос — достаточно ли у нас средств, которые объективно подготовят человека к будущему? К будущему неизвестному, пугающему и близкому. И чтобы обогатить методику, предлагается новая форма: образовательная инициация.Добавлено (14.05.2008, 14:01) --------------------------------------------- Механизм инициации в истории наглядно показывает, что инициированное (в определенные возрастные рамки, колеблющиеся от 13 до 20 лет), перерождение индивида — это непростое, ответственное и зачастую опасное мероприятие. Это переход на другую нравственно-физиологическую ступень, который обуславливает создание разносторонне развитой личности. Это процесс, в результате которого человек становится другим, это испытание на прочность. Кстати, служба в рядах Вооруженных Сил является одной из форм современной инициации. Причем установленный возраст службы обоснован — время, когда формирующийся характер юноши требует закалки и становления. Гипотеза: если использовать явление инициализации, которое неправомерно сейчас угасает, не прямолинейно, не механистически, а в наиболее полезной и эффективной форме, то это позволит подготовить подростков к реальностям жизни, воспитать их духовно сильными и моральными личностями. Целью является разработка методики образовательной инициации, в условиях которой учитель сможет вывести учеников на иную, более высокую орбиту самоидентификации и самореализации. Причем предполагается, что переход – инициация должна проходить в рамках именно проектной деятельности. Очень важно „зацепить“, не оставить равнодушными никого из участников или свидетелей работы. В процессе образовательной деятельности необходимо внести такие элементы, которые мобилизуют потенциал личности, за счет которых она сделает скачок в развитии. Это определенно гарантия того, что человек сможет уверенно противостоять „вызовам“ и не утонуть в море соблазнов, искушений и страстей. Поэтому для реализации гипотезы поставлены следующие задачи: 1. Разобраться в механизме инициации как в культурно-историческом явлении. 2. Выявить такие элементы инициации, которые правомерно перенесутся в образовательный процесс. 3. Разработать конкретные проекты, на которых будет проверена и, при необходимости, скорректирована принятая методика. 4. Осмыслить, провести анализ, описать технологию работы с целью использования методики другими коллегами. Новизна нашего исследования состоит в современной интерпретации, новом прочтении уже известного исторического явления ─ инициации. Добавлено (14.05.2008, 14:04) --------------------------------------------- Экспериментальной площадкой для первого проекта был (и остается) Следственный Изолятор № 5 г. Москвы. Вот уже четвертый год на его базе работает тюремная школа для малолетних правонарушителей. Школа уникальна, т.к. до 2005 г. подобных аналогов в стране не было. Педагогическая работа там очень специфична, деликатна и имеет весьма локальное применение. Образовательное пространство ограничено. Занятия для подследственных проходят (в связи с особым режимом) эпизодически. Основанием для посещения занятий для них далеко не всегда является желание учиться: поэтому обучение для многих малоэффективно. Педагог общается с заключенными учениками в одностороннем порядке: домашнее задание не задается, оценки не ставятся, уровень получаемых знаний проверить непросто. Там тяжело жить, там сложно работать, это очень непростое для обеих сторон дело (и для учеников, и для преподавателей). Анализируя предварительные итоги работы в СИЗО, приходишь к выводу, что апробация методики проходит плохо, возникают мысли о целесообразности использования ее в такого рода школе. Вероятно причины кроются в специфике работы, в малом периоде изучения. Необходимо искать иные формы общения и обучения заключенных под стражу. Важно „пробить“ в них стену равнодушия к себе и окружающему миру. Оригинальным и продуктивным элементом пенитенциарного проекта является посещение школьниками Следственного Изолятора. Эти своеобразные „экскурсии“ имеют следствием определенный и очень важный педагогический эффект: подростки, побывав там и увидев все своими глазами, осмыслив, нередко освобождаются от мифологичных и иллюзорных представлений о романтичности и привлекательности преступного образа жизни. Возможно, это со временем становится фактором развития для них. Вторая работа называется „27 против 1“ (о подвиге 6 роты 104 полка 76 дивизии псковских десантников, погибших 1 марта 2000 г. в Аргунском ущелье р. Чечня). Это проект, на котором прошла апробация образовательной инициации. Причем была разработана методика реализации проекта, которая включает в себя четыре составных части, так называемые основные элементы, структурно разделяющие весь ход работы на определенные этапы. 1-ый элемент инициации: выбор идеи. Он не может быть случайным или надуманным. Идея должна быть жизненно важной. Основной задачей нашего проекта является восстановление, реконструкция события, но не только путем поиска информации в Москве и Интернете, но и посещения мест, связанных с происшедшим. Поэтому особенностью нашего замысла и 2-ым элементом инициации является выезд: там, куда мы выезжаем, содержится первичная информация, витают эмоции. Поездка в Аргунское ущелье, в Чечню не безопасна для жизни, поэтому место, которое имеет отношение к теме — город Псков. Там живут оставшиеся участники и свидетели события, родственники погибших, там дислоцируется дивизия, в состав которой входила 6 рота. 3-ий обязательный элемент: общение — педагогически целесообразное общение, без которого накапливаемый материал — схоластика и профанация. Эти уникальные люди, с кем нам удалось встретиться, рассказывают то, что нигде больше не услышишь. Это сокровенное, интимное общение. И опыт этот иначе не получишь, кроме как в поездке. Последний элемент инициации: документирование — это фото-, видеосъемка, записи — т.е. все то, что в данном контексте можно назвать первоисточниками. Без них полноценный исследовательский проект невозможен. Таким образом, только при соблюдении этих правил, этих четырех элементов произойдет инициация. А вам интересно, к каким выводам приходит в своей статье И.С. Белов, учитель истории школы № 744,г. Москва Добавлено (14.05.2008, 14:14) --------------------------------------------- http://www.it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=1105
|
|
| |