Система состоит из компонентов, то есть имеет довольно сложную структуру. Но она не является простой их суммой. Говорят, в математике 2+2~4, а в системе 2+2-4 и "еще что-то". Здесь принципиально валены внутрисистемные связи, именно они порождают новое качественное состояние воспитания, а то и всей школы. Простой пример. Ребенок учится рисовать. Перед ним коробка с красками. Каждый тюбик, хоть и лежит рядом с другими, но изолирован от них. Ребенок еще не знает тайн живописи, он не видит цветовых оттенков. Трава на его картине - только зеленая, небо- синее, земля- черная. Мир отражается ярко, изображение плоское, мозаичное. Со временем, всматриваясь к окружающий мир, маленький художник начинает замечать, что в природе почти не существует чистых цветов: трава может быть зеленовато-желтой, а земля - серо-коричневой. Он начинает смешивать краски и видит, что от их взаимодействия рождаются новые цвета. Желтая краска, смешанная с синей, дает зелень разнообразных оттенков.
Так и в школе. В ней может существовать пестрый набор различных методик, технологий, мероприятий, клубов. Но вот они вступают в целенаправленное взаимодействие, между ними создаются связи, и рождается новое качественное состояние воспитывающей деятельности-воспитывающая система. Каждый компонент занимает в ней строго определенное место и имеет свое строго определенное назначение.
Создание воспитательной системы ведет к созданию адекватной ей системы отношений. Отношения настолько важны, что могут быть критерием, оценивающим уровень ее развития.
Мир человека вообще - это, прежде всего, мир человеческих отношений. Они-то сегодня необыкновенно сложны и неустойчивы. Их неустойчивость связана чаще всего с тем, что они строятся но принципу обратной связи. Классический пример тому - история о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. По этой отрицательной модели развития отношений строятся все человеческие конфликты, которые легко разрушают самые прочные связи, самые благородные замыслы и действия.
Сегодня, когда непомерно возросли личные амбиции, индивидуалистические тенденции, значение личного успеха, люди, похоже, разучились соотносить свои желания и поступки с окружающими их людьми. Если так и дальше пойдет, сбудутся опасения Зигфрида Ленца, который предвидел надгробную плиту с характерным текстом: "Здесь погибло человечество, где каждый хотел счастья только для себя".
Спасительный путь - включение отношений в гуманистическую воспитательную систему. Педагоги в этом не одиноки: педагогические психологи решительно утверждают, что формирование отношения человека к Миру, к себе, к семье, к Отечеству, к культуре- базовый механизм воспитания.
Поэтому образование России решительно переходит на педагогику отношений.
В результате деятельности и отношений, в процессе развития системы формируется ее совокупный субъект, разновозрастная общность людей, - воспитательный коллектив школы. Это тот композиционный центр системы, вокруг которого и происходят основные интеграционные процессы. Л.И. Новикова называла его дифференцированным единством разнообразных коллективов. Точно сказано.
О коллективе сказано и написано много, но при этом споры о нем не прекращаются до сих пор.
В эпоху тоталитаризма было немало людей, которые, страдая "детской болезнью левизны", были убеждены в том, что коллектив нужен для того, чтобы все и всё делали одинаково, как солдаты в строю. "Коллектив всегда прав", - утверждали они. Справедливости ради следует заметить, что так думали далеко не все. Грамотные, убежденные смелые педагоги всегда восставали против усреднения личности, подавления индивидуальности. Им нужен был коллектив как естественная среда обитания ребенка, как средство развития его личности.
Прошли годы, изменилась идеология. И вот уже коллектив превратился в жупел для устрашения людей. Их убеждают в том, что коллективизм - идея социалистическая, в новых же условиях для всех важнее идея индивидуализма.
Разумные люди в спорах и позицию занимают разумную. Между личностью и коллективом вообще не могут быть отношения подчиненности. Главное - отношение человека к человеку. Если же говорить о нашем традиционном коллективизме, то корни его связаны не с политикой, а с историей. Она для россиян была настолько тяжелой и трагической, полна таких испытаний, которые в одиночку вынести невозможно. Отсюда и наша общинность, и наша соборность, и наши многочисленные коммуны- производственные, студенческие, бытовые и т.д.
Итак, коллектив - сердцевина воспитательной системы. Он нужен детям больше, чем взрослым. Но работать с ним нужно тонко и грамотно. С помощью хорошо организованного коллектива можно горы свернуть, а можно натворить много бед, особенно если поставить перед ним ложные цели.
Вначале речь шла о типологии систем. Вернемся на минуту. Если система авторитарная, то главная задача коллектива - наведение порядка. Если система гуманистическая, то цель его - создание благоприятных условий для развития и жизнедеятельности каждого человека. Вот и вся разница.
Воспитательная система школы - открытая система. Она вписана в определенную социальную и природную среду; взаимодействие со средой, с системами более высокого порядка - одна из признанных характеристик системы.