Лингвист ДВ
И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Анна Ахматова «Мужество»
Четверг, 18.04.2024, 13:39


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Образное моделирование ценностных ориентации - Форум Регистрация Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Уголок любомудра » Об обществе и мире » Образное моделирование ценностных ориентации
Образное моделирование ценностных ориентации
lingvistДата: Среда, 18.03.2009, 14:45 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Приоритет в образовании отдается воспитанию, которое должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.

В существующей системе воспитания в России накопилось много серьезных проблем, которые не дают этой системе выйти на более высокий уровень качества. Сельская школа, как и другие образовательные учреждения страны, оказалась перед необходимостью разрешения следующих противоречий:
- между естественным процессом развития личности искусственным, организованным и направленным характером педагогического процесса;
- между целями и ценностями, которые все более смещаются в сторону индивидуальности человека, и традиционной "знаниецентристской" ориентацией воспитательных систем;
- между новым пониманием форм воспитания и ориентацией практики на традиционные формы и методы работы;
- между постоянно возрастающей информацией, сложностью и трудностью процесса воспитания, и ограниченными возможностями учащихся.

Основополагающее значение для решения актуальных проблем современного детства имеет новая, проявившая себя только сейчас, в первые годы нового столетия, тенденция укрепления в сознании представителей различных социальных групп российского общества понимания воспитания как процесса передачи культуры от поколения к поколению, создания условий для свободного гармоничного духовного и физического развития природных дарований каждого ребенка, для нравственного, гражданского становления его личности, подготовки к жизненному выбору в пользу добра, прогресса, семьи, здоровья, образования, производительного труда, экологического благополучия, свободы, патриотизма, мира. Это значит, что содержание и организационные формы воспитания разрабатываются прежде всего на основе принципа гуманистической направленности и предполагают отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегию взаимодействия, основанную на субъект-субъектных отношениях. Процесс гуманистического воспитания, как утверждает профессор В. Т. Кабуш, включает в себя
признание гуманизма;
формирование у личности позитивной программы, включающей основные гуманистические качества человека: добродетели, благодеяние, миротворчество;
формирование гуманистического идеала, самосовершенствование и самовоспитание;
формирование гуманистической стойкости, способности сопротивляться своим отрицательным качествам;
формирование потребности к созидательной, самооценочной и творческой деятельности;
формирование потребности приобщения к системе культурных ценностей.

 
lingvistДата: Среда, 18.03.2009, 14:45 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
В гуманистической педагогике воспитание рассматривается как гуманитарная практика в трех аспектах (социальное явление, процесс и деятельность). Все три аспекта духовного бытия человека - это: его социокультурное (выбор и осуществление культуросообразного образа жизни и поведения), индивидуальное (самостановление субъектом культурного процесса) и сопричастное бытие вместе со значимыми Другими.

Специфика гуманитарного понимания воспитательных явлений и процессов, проектирования и освоения воспитательной деятельности, по мнению профессора С.В. Кульневича, заключается в том, что:

- воспитание обращено к человеческой сущности и может быть понято лишь в логике качественных изменений человека;
- воспитательный процесс — это процесс возрастания субъектности человека: самоопределения и самоутверждения его в социокультурной среде;
- механизм воспитания сводится к ценностно-смысловой со-трансформации субъектов
- воспитательного процесса (педагога и воспитанника) в едином смысловом пространстве взаимодействия;
- ситуация воспитания имеет диалогический характер, когда внешнее взаимодействие является условием и предпосылкой становления внутреннего мира каждого из его субъектов.

При воспитательном взаимодействии каждый из вступающих во взаимодействие не просто «содействует развитию другого», но именно в этом находит условия для собственного развития. Педагог не передает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с воспитанником. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни, их исследование в конкретных видах деятельности, в общении и составляют содержание воспитательного процесса.

Поиск средств, способствующих совместному поиску и исследованию ценностей, необходимых для освоения базовых элементов этической культуры младшими подростками, стал причиной данной работы.

Объект работы: процесс гуманистического воспитания младших подростков на занятиях по предмету “Этическая культура современного человека”.

 
lingvistДата: Среда, 18.03.2009, 14:45 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Цель работы: краткое теоретическое обоснование и апробация в совместной деятельности образного моделирования ценностных представлений как средства, позволяющего эффективно использовать воспитательные возможности гуманистического воспитания для успешного освоения младшими подростками основ этической культуры.

Гипотеза работы: Если
- будет создано пространство гуманистического воспитания младших подростков на занятиях по предмету “Этическая культура современного человека”
- составляющими воспитательного пространства будут
-- социальное (поле значений),
-- субъектное (поле смыслов)
-- и пространство взаимодействия (поле ценностей)
- пятиклассники будут включены в разнообразные по содержанию и эмоционально притягательные по форме виды учебной деятельности, направленные на совместный поиск ценностей, норм и законов жизни и их исследование,
- методико - технологические средства (содержание, методы, приёмы, формы) будут включать в себя образное моделирование ценностных представлений в знаковой, символической и графической форме с учётом субъектного опыта младших подростков,

то можно ожидать устойчивого освоения пятиклассниками основ этической культуры.

Общая направленность модернизации образования на его гуманизацию и гуманитаризацию дает положительные результаты, выражающиеся в повышении воспитательного потенциала содержания общего образования, учебного процесса. В последние годы разработан и значительно увеличен объем учебных программ, имеющих особое воспитательное значение. Это курсы граждановедения, этики и психологии, культурологии, художественной культуры, курсы этнографического содержания и т. д.

Конкретным шагом решения задачи повышения воспитательного потенциала образовательного процесса в Кстининской муниципальной общеобразовательной школе стало введение в сетку учебных часов с 5 по 11 класс предмета “Этическая культура современного человека” (соответствующая программа разработана в 2002 году), ориентированного на духовно - нравственное развитие личности на традициях русской культуры.

Определение базовых компонентов содержания предмета обуславливается требованиями, идущими от ребенка, связанными с его развитием и становлением как личности, требованиями освоения и интернализации общечеловеческих ценностей культуры и требованиями, связанными с закономерностями формирования поведения, его нравственных основ. Нельзя не согласиться со словами В.Г. Маранцмана: "Идея гуманизации образования, настойчиво звучащая в последнее время, побуждает считаться в обучении с потребностями ребенка, возрастными и индивидуальными особенностями ученика, своеобразием его мировосприятия и деятельности в каждый период развития".Это определяет структуру содержания программы “Этическая культура современного человека”, как постепенное освоение культуры внешней, гендерной, социальной, национальной, мировой.

 
lingvistДата: Среда, 18.03.2009, 14:46 | Сообщение # 4
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Ведущей педагогической идеей в работе с младшими подростками по мнению учёных, является:
* коррекция отклонений в поведении и нравственном развитии;
* создание ситуации успеха в наиболее значимых видах деятельности, которые дают возможность позитивного самоутверждения;
* формирование ценностных отношений.

Ценностные отношения — это отношения человека к наивысшим (высокого уровня абстракции) ценностям, таким, как "человек", "жизнь", "общество", "труд", "познание"..., но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких, как "совесть", "свобода", "справедливость", "равенство ..., когда само отношение выступает в качестве ценности.

Ценностными отношениями принято называть и отношения к ценностям, и отношения, которые ценностны для жизни.Ценностные отношения носят обобщающий характер, и, обладая данной широкой чертой, способны включить в себя всю сумму значимого для человеческой жизни. Процесс понимания и усвоения общечеловеческих ценностей не происходит автоматически, а "усилием берется", так как ребёнок должен каждый раз заново воссоздавать уже существующие истины, осуществлять "предельно личную встречу" с ними.

Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни, их исследование происходит только в конкретных видах деятельности. Конституирующей характеристикой деятельности служит ее предметность. При этом предметностью обладают не только познавательные процессы, но и вся сфера потребностей, мотивов и эмоций. По словам русского философа И. А. Ильина (Ильин И. А. Собрание сочинений в десяти томах. М.: "РУССКАЯ КНИГА", 1993. Т 2.Книга 2): “Грядущая Россия будет нуждаться в новом, предметном питании русского духовного характера, не просто в "образовании" (...), ибо образование, само по себе, есть дело памяти, смекалки и практических умений в отрыве от духа, совести, веры и характера. Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он,- бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный,- и начинает злоупотреблять. Надо раз навсегда установить и признать, что безграмотный, но добросовестный простолюдин есть лучший человек и лучший гражданин, чем бессовестный грамотей; и что формальная "образованность" вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации.”“Жить предметно - значит связать себя (свое сердце, свою волю, свой разум, свое воображение, свое творчество, свою борьбу) с такой ценностью, которая придаст моей жизни высший, последний смысл. Мы все призваны к тому, чтобы найти эту ценность, связать себя с нею и верно осмыслить ею наш труд и направление нашей жизни....” Освоение, усвоение, обретение общечеловеческих личностных и гражданских ценностей и составляет основное содержание гуманистического воспитания. Специфической потребностью и мотивом учебной деятельности ребёнка на уроке этической культуры является овладение теоретическим отношением к действительности и соответствующими ему способами ориентации в ней, что требует от человека ориентации не только на содержание, но и на форму представления этических понятий и ценностей. Это требует особых методических средств в организации учебно - воспитательной деятельности. Многомерный и многообразный мир лежит перед мысленным взором педагога в качестве бесконечного ряда потенциальных средств, которые могут быть привлечены к воспитанию и включены в систему организуемой жизнедеятельности детей. В число педагогически оптимальных средств, позволяющих минимальными педагогическими усилиями достигать относительно максимальных воспитательных результатов по освоению младшими подростками основ этической культуры, входит образное моделирование ценностных представлений.

 
lingvistДата: Среда, 18.03.2009, 14:46 | Сообщение # 5
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Моделирование – это создание определенной модели понятия, в которой может быть отражена существующая структура знаний, метод исследования объектов познания на их отображениях. Образное моделирование ценностных представлений может происходить в предметной, графической (в том числе символической) знаковой или кинестетической форме. Предполагается, что именно наглядно-образное мышление дает возможность более полно воспроизводить многообразие сторон ценностей, в чувственной форме отображать взаимодействие сразу нескольких явлений и позволяет детям наметить возможный способ действия, исходя из собственной конкретной ситуации.

Выбор данного средства обусловлен совмещением в нём трёх ключевых воспитательных функций:

— функция наглядности, обеспечивающая наглядную опору детям в их представлении того обобщённого явления, о котором идет речь и которое рассматривается и подвергается анализу;— функция инициирования, возбуждения духовной активности, мыслительной деятельности, обеспечивающая осмысление проблемы жизни, смысла того или иного явления, значимости предмета для человека;
— функция инструментальная, обеспечивающая ребенку самостоятельное взаимодействие с предметами окружающей реальности как отражением изучаемых явлений: благодаря данной функции, дети могут предварительно в ходе групповой работы приобрести насущные умения, столь необходимые современному человеку в культурной жизни.

Язык изображений позволяет исследовать виды взаимосвязи этических понятий и явлений, которые недоступны обычному языку ввиду их объективной сложности и многогранности. Сведения, представленные в виде рисунков, изображений, символов весьма удобны и легче воспринимаемая информация. Ученик из предлагаемого с позиций своих возможностей и их реализации выбирает:
- не результаты, а средства деятельности,- не вещи, а процессы,
- не стандарты, а пространство для приложения своих сил.

Происходит внутренний субъективный процесс осмысливания и переживания своего бытия и взаимоотношения с миром вещей, людей, знаково-символических систем культуры и ценностей.

Можно выделить следующие уровни осмысления младшими подростками ценностных ориентаций:

1. Через непосредственно-чувственное восприятие (перцепцию) складывается простой предметный образ - контур переживания ценности как значимости для себя. В процессе продуктивного воображения, вживания в образ, происходит одухотворение предметного образа, а с ним и ценностных чувств.

2. Посредством воображения ценностный образ обобщается и типизируется (единство эмоционально-чувственного и рационального.

3. Предметная реализация духовно - ценностного отношения в творческой предметно - преобразующей деятельности личности (способность осваивать ценностный духовно - практический опыт цивилизации).

4. Уровень реализации духовно - ценностных ориентаций в повседневной жизни.

Позволяют представить сущностную характеристику образного моделирования ценностных ориентаций на занятиях по предмету “Этическая культура современного человека” презентация разработки занятия в 5 классе «Какого я роду-племени?». (ПРИЛОЖЕНИЕ[презентация превышает допустимые размеры -ред.])

 
lingvistДата: Среда, 18.03.2009, 14:46 | Сообщение # 6
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
ВЫВОДЫ:

Эффективность освоения пятиклассниками базовых основ этической культуры оценивалась по критериям, которые могут быть осуществлены квалиметрически (качественным, описательным путём):
* знания, отражающие соответствующие представления (познавательный потенциал личности);
* показатели личностного развития (ценностный, творческий и коммуникативный потенциалы личности).

Эти потенциалы и выступают критериями результативности педагогического процесса:

компоненты

уровни усвоения
1достаточный( зона актуального развития)
2средний( зона ближайшего развития)
3высокий( зона саморазвития)

познавательный потенциал личности (определяется объёмом и качеством знаний)

- знать термины
• культура
• этикет
• долг
• совесть
• вежливость
- манеры
• старательность
• настойчивость
• порядочность
• скромность
• точность
• опрятность
- собранность
• этика
• аккуратность
• пунктуальность
• гостеприимство
- распознавание терминов в различном контексте
* умение правильно использовать термины в устной и письменной речи
* умение осуществлять библиографический поиск терминов
* логическое осмысливание и рациональное запоминание терминов
• определять понятия и явления
- национальные черты этикета
• степень соблюдения этикета
• воспитанность • внешняя и внутренняя культура
• общение • приличие • самооценка
определение и краткое перечисление свойств понятия и явления
умение разбивать понятие или явление на составляющие так, чтобы при этом явно выступала его структура
решение практических и теоретических задач с применением характерных признаков понятия или явления
сравнивать понятия и явления
умение сравнивать нормы этикета в разных странах и разных исторических периодах
умение сравнивать поведение героев народного фольклора, литературных произведений, художественных фильмов с нормами нравственного поведения умение сравнивать собственные поступки с нормами нравственного поведения
характеризовать способы деятельности
• культура внешнего вида
• правила общения (беседы, переписки, телефонного разговора)
• правила поведения в транспорте
• правила поведения на улице
• правила поведения в школе
• правила поведения в театре, цирке
• правила поведения в магазине
• правила поведения при приёме гостей
• этикет преподнесения подарков
• правила поведения за столом
- знание алгоритма действий при выполнении основных норм социокультурного поведения
- умение следовать правилам социокультурного поведения в специально организованной деятельности на уроке
- умение следовать правилам социокультурного поведения в реальной жизненной ситуации
объяснять изученные явления
• умение объяснять необходимость изучения правил социокультурного поведения и следования им в жизни
• умение объяснять важность соблюдения правил этического поведения героями литературного произведения, художественного или мультипликационного фильма, произведения живописи, публикаций прессы, окружающими людьми
• умение доказывать необходимость изучения и применения правил социокультурного поведения в своей жизни
приводить примеры
* приводить примеры соблюдения и несоблюдения правил этикета героями литературных и публицистических произведений, телевизионных передач, художественных фильмов* приводить примеры соблюдения и несоблюдения правил этикета окружающими людьми на основании жизненных наблюдений
* приводить примеры соблюдения и несоблюдения правил этикета при анализе своего поведения
* приводить примеры русских пословиц и поговорок, связанных с изучаемым материалом
давать оценку
* умение выделять в тексте, содержании фильма оценочные суждения о культурном и некультурном поведении
* умение оценивать свои поступки, поступки окружающих с позиций социокультурных норм
* рефлексивная оценка (предвидение и учёт того, как действия могут быть оценены другими людьми)
с позиций социокультурных норм ценностный потенциал личности (определяется системой ценностных ориентаций)
система нравственных ценностей:
• Добро
• Справедливость
• Долг
• Нравственное поведение
• Правила приличия русского народа
* представление о сущности основ нравственного поведения
* активно- положительное отношение к нравственным понятиям
* готовность к социально-ответственному поведению
* понимание сущности основных нравственных понятий и правил поведения
* сознательное принятие нравственных норм поведения и следование им в жизни
* включение нравственных ценностей в собственное отношение к миру и самому себе творческий потенциал личности (определяется способностью к продуктивному действию)
поиск своей творческой индивидуальности
* освоение этических правил (при контроле учителя)
* желание оценивать свои поступки
* готовность к самостоятельному изучению правил нравственного поведения (при помощи учителя)
* составление плана работы по изменению своего поведения согласно этическим нормам
* активное овладение правилами нравственного поведения
* организация деятельности по самооценке своего поведения
* коммуникативный потенциал личности (определяется мерой и формой общительности, характером и прочностью контактов)
развитие взаимоотношений между школьниками, опосредованные учителем
* знание норм и правил поведения в коллективе и следование им в своих поступках при контроле взрослого
* интерес к людям, общительность
* желание самостоятельно строить свои отношения с людьми, опираясь на знание этических норм
* умение слушать и слышать других
* потребность поступать с другими людьми сообразно собственным принципам, которые согласованы с нормами социокультурного поведения
* способность устанавливать контакты со сверстниками и взрослы

 
lingvistДата: Среда, 18.03.2009, 14:47 | Сообщение # 7
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
http://pedsovet.org/compone....mid,118
 
Форум » Уголок любомудра » Об обществе и мире » Образное моделирование ценностных ориентации
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024