Образное моделирование ценностных ориентации
|
|
lingvist | Дата: Среда, 18.03.2009, 14:45 | Сообщение # 1 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
| Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Приоритет в образовании отдается воспитанию, которое должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. В существующей системе воспитания в России накопилось много серьезных проблем, которые не дают этой системе выйти на более высокий уровень качества. Сельская школа, как и другие образовательные учреждения страны, оказалась перед необходимостью разрешения следующих противоречий: - между естественным процессом развития личности искусственным, организованным и направленным характером педагогического процесса; - между целями и ценностями, которые все более смещаются в сторону индивидуальности человека, и традиционной "знаниецентристской" ориентацией воспитательных систем; - между новым пониманием форм воспитания и ориентацией практики на традиционные формы и методы работы; - между постоянно возрастающей информацией, сложностью и трудностью процесса воспитания, и ограниченными возможностями учащихся. Основополагающее значение для решения актуальных проблем современного детства имеет новая, проявившая себя только сейчас, в первые годы нового столетия, тенденция укрепления в сознании представителей различных социальных групп российского общества понимания воспитания как процесса передачи культуры от поколения к поколению, создания условий для свободного гармоничного духовного и физического развития природных дарований каждого ребенка, для нравственного, гражданского становления его личности, подготовки к жизненному выбору в пользу добра, прогресса, семьи, здоровья, образования, производительного труда, экологического благополучия, свободы, патриотизма, мира. Это значит, что содержание и организационные формы воспитания разрабатываются прежде всего на основе принципа гуманистической направленности и предполагают отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегию взаимодействия, основанную на субъект-субъектных отношениях. Процесс гуманистического воспитания, как утверждает профессор В. Т. Кабуш, включает в себя признание гуманизма; формирование у личности позитивной программы, включающей основные гуманистические качества человека: добродетели, благодеяние, миротворчество; формирование гуманистического идеала, самосовершенствование и самовоспитание; формирование гуманистической стойкости, способности сопротивляться своим отрицательным качествам; формирование потребности к созидательной, самооценочной и творческой деятельности; формирование потребности приобщения к системе культурных ценностей.
|
|
| |
lingvist | Дата: Среда, 18.03.2009, 14:45 | Сообщение # 2 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
| В гуманистической педагогике воспитание рассматривается как гуманитарная практика в трех аспектах (социальное явление, процесс и деятельность). Все три аспекта духовного бытия человека - это: его социокультурное (выбор и осуществление культуросообразного образа жизни и поведения), индивидуальное (самостановление субъектом культурного процесса) и сопричастное бытие вместе со значимыми Другими. Специфика гуманитарного понимания воспитательных явлений и процессов, проектирования и освоения воспитательной деятельности, по мнению профессора С.В. Кульневича, заключается в том, что: - воспитание обращено к человеческой сущности и может быть понято лишь в логике качественных изменений человека; - воспитательный процесс — это процесс возрастания субъектности человека: самоопределения и самоутверждения его в социокультурной среде; - механизм воспитания сводится к ценностно-смысловой со-трансформации субъектов - воспитательного процесса (педагога и воспитанника) в едином смысловом пространстве взаимодействия; - ситуация воспитания имеет диалогический характер, когда внешнее взаимодействие является условием и предпосылкой становления внутреннего мира каждого из его субъектов. При воспитательном взаимодействии каждый из вступающих во взаимодействие не просто «содействует развитию другого», но именно в этом находит условия для собственного развития. Педагог не передает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с воспитанником. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни, их исследование в конкретных видах деятельности, в общении и составляют содержание воспитательного процесса. Поиск средств, способствующих совместному поиску и исследованию ценностей, необходимых для освоения базовых элементов этической культуры младшими подростками, стал причиной данной работы. Объект работы: процесс гуманистического воспитания младших подростков на занятиях по предмету “Этическая культура современного человека”.
|
|
| |
lingvist | Дата: Среда, 18.03.2009, 14:45 | Сообщение # 3 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
| Цель работы: краткое теоретическое обоснование и апробация в совместной деятельности образного моделирования ценностных представлений как средства, позволяющего эффективно использовать воспитательные возможности гуманистического воспитания для успешного освоения младшими подростками основ этической культуры. Гипотеза работы: Если - будет создано пространство гуманистического воспитания младших подростков на занятиях по предмету “Этическая культура современного человека” - составляющими воспитательного пространства будут -- социальное (поле значений), -- субъектное (поле смыслов) -- и пространство взаимодействия (поле ценностей) - пятиклассники будут включены в разнообразные по содержанию и эмоционально притягательные по форме виды учебной деятельности, направленные на совместный поиск ценностей, норм и законов жизни и их исследование, - методико - технологические средства (содержание, методы, приёмы, формы) будут включать в себя образное моделирование ценностных представлений в знаковой, символической и графической форме с учётом субъектного опыта младших подростков, то можно ожидать устойчивого освоения пятиклассниками основ этической культуры. Общая направленность модернизации образования на его гуманизацию и гуманитаризацию дает положительные результаты, выражающиеся в повышении воспитательного потенциала содержания общего образования, учебного процесса. В последние годы разработан и значительно увеличен объем учебных программ, имеющих особое воспитательное значение. Это курсы граждановедения, этики и психологии, культурологии, художественной культуры, курсы этнографического содержания и т. д. Конкретным шагом решения задачи повышения воспитательного потенциала образовательного процесса в Кстининской муниципальной общеобразовательной школе стало введение в сетку учебных часов с 5 по 11 класс предмета “Этическая культура современного человека” (соответствующая программа разработана в 2002 году), ориентированного на духовно - нравственное развитие личности на традициях русской культуры. Определение базовых компонентов содержания предмета обуславливается требованиями, идущими от ребенка, связанными с его развитием и становлением как личности, требованиями освоения и интернализации общечеловеческих ценностей культуры и требованиями, связанными с закономерностями формирования поведения, его нравственных основ. Нельзя не согласиться со словами В.Г. Маранцмана: "Идея гуманизации образования, настойчиво звучащая в последнее время, побуждает считаться в обучении с потребностями ребенка, возрастными и индивидуальными особенностями ученика, своеобразием его мировосприятия и деятельности в каждый период развития".Это определяет структуру содержания программы “Этическая культура современного человека”, как постепенное освоение культуры внешней, гендерной, социальной, национальной, мировой.
|
|
| |
lingvist | Дата: Среда, 18.03.2009, 14:46 | Сообщение # 4 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
| Ведущей педагогической идеей в работе с младшими подростками по мнению учёных, является: * коррекция отклонений в поведении и нравственном развитии; * создание ситуации успеха в наиболее значимых видах деятельности, которые дают возможность позитивного самоутверждения; * формирование ценностных отношений. Ценностные отношения — это отношения человека к наивысшим (высокого уровня абстракции) ценностям, таким, как "человек", "жизнь", "общество", "труд", "познание"..., но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких, как "совесть", "свобода", "справедливость", "равенство ..., когда само отношение выступает в качестве ценности. Ценностными отношениями принято называть и отношения к ценностям, и отношения, которые ценностны для жизни.Ценностные отношения носят обобщающий характер, и, обладая данной широкой чертой, способны включить в себя всю сумму значимого для человеческой жизни. Процесс понимания и усвоения общечеловеческих ценностей не происходит автоматически, а "усилием берется", так как ребёнок должен каждый раз заново воссоздавать уже существующие истины, осуществлять "предельно личную встречу" с ними. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни, их исследование происходит только в конкретных видах деятельности. Конституирующей характеристикой деятельности служит ее предметность. При этом предметностью обладают не только познавательные процессы, но и вся сфера потребностей, мотивов и эмоций. По словам русского философа И. А. Ильина (Ильин И. А. Собрание сочинений в десяти томах. М.: "РУССКАЯ КНИГА", 1993. Т 2.Книга 2): “Грядущая Россия будет нуждаться в новом, предметном питании русского духовного характера, не просто в "образовании" (...), ибо образование, само по себе, есть дело памяти, смекалки и практических умений в отрыве от духа, совести, веры и характера. Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он,- бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный,- и начинает злоупотреблять. Надо раз навсегда установить и признать, что безграмотный, но добросовестный простолюдин есть лучший человек и лучший гражданин, чем бессовестный грамотей; и что формальная "образованность" вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации.”“Жить предметно - значит связать себя (свое сердце, свою волю, свой разум, свое воображение, свое творчество, свою борьбу) с такой ценностью, которая придаст моей жизни высший, последний смысл. Мы все призваны к тому, чтобы найти эту ценность, связать себя с нею и верно осмыслить ею наш труд и направление нашей жизни....” Освоение, усвоение, обретение общечеловеческих личностных и гражданских ценностей и составляет основное содержание гуманистического воспитания. Специфической потребностью и мотивом учебной деятельности ребёнка на уроке этической культуры является овладение теоретическим отношением к действительности и соответствующими ему способами ориентации в ней, что требует от человека ориентации не только на содержание, но и на форму представления этических понятий и ценностей. Это требует особых методических средств в организации учебно - воспитательной деятельности. Многомерный и многообразный мир лежит перед мысленным взором педагога в качестве бесконечного ряда потенциальных средств, которые могут быть привлечены к воспитанию и включены в систему организуемой жизнедеятельности детей. В число педагогически оптимальных средств, позволяющих минимальными педагогическими усилиями достигать относительно максимальных воспитательных результатов по освоению младшими подростками основ этической культуры, входит образное моделирование ценностных представлений.
|
|
| |
lingvist | Дата: Среда, 18.03.2009, 14:46 | Сообщение # 5 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
| Моделирование – это создание определенной модели понятия, в которой может быть отражена существующая структура знаний, метод исследования объектов познания на их отображениях. Образное моделирование ценностных представлений может происходить в предметной, графической (в том числе символической) знаковой или кинестетической форме. Предполагается, что именно наглядно-образное мышление дает возможность более полно воспроизводить многообразие сторон ценностей, в чувственной форме отображать взаимодействие сразу нескольких явлений и позволяет детям наметить возможный способ действия, исходя из собственной конкретной ситуации. Выбор данного средства обусловлен совмещением в нём трёх ключевых воспитательных функций: — функция наглядности, обеспечивающая наглядную опору детям в их представлении того обобщённого явления, о котором идет речь и которое рассматривается и подвергается анализу;— функция инициирования, возбуждения духовной активности, мыслительной деятельности, обеспечивающая осмысление проблемы жизни, смысла того или иного явления, значимости предмета для человека; — функция инструментальная, обеспечивающая ребенку самостоятельное взаимодействие с предметами окружающей реальности как отражением изучаемых явлений: благодаря данной функции, дети могут предварительно в ходе групповой работы приобрести насущные умения, столь необходимые современному человеку в культурной жизни. Язык изображений позволяет исследовать виды взаимосвязи этических понятий и явлений, которые недоступны обычному языку ввиду их объективной сложности и многогранности. Сведения, представленные в виде рисунков, изображений, символов весьма удобны и легче воспринимаемая информация. Ученик из предлагаемого с позиций своих возможностей и их реализации выбирает: - не результаты, а средства деятельности,- не вещи, а процессы, - не стандарты, а пространство для приложения своих сил. Происходит внутренний субъективный процесс осмысливания и переживания своего бытия и взаимоотношения с миром вещей, людей, знаково-символических систем культуры и ценностей. Можно выделить следующие уровни осмысления младшими подростками ценностных ориентаций: 1. Через непосредственно-чувственное восприятие (перцепцию) складывается простой предметный образ - контур переживания ценности как значимости для себя. В процессе продуктивного воображения, вживания в образ, происходит одухотворение предметного образа, а с ним и ценностных чувств. 2. Посредством воображения ценностный образ обобщается и типизируется (единство эмоционально-чувственного и рационального. 3. Предметная реализация духовно - ценностного отношения в творческой предметно - преобразующей деятельности личности (способность осваивать ценностный духовно - практический опыт цивилизации). 4. Уровень реализации духовно - ценностных ориентаций в повседневной жизни. Позволяют представить сущностную характеристику образного моделирования ценностных ориентаций на занятиях по предмету “Этическая культура современного человека” презентация разработки занятия в 5 классе «Какого я роду-племени?». (ПРИЛОЖЕНИЕ[презентация превышает допустимые размеры -ред.])
|
|
| |
lingvist | Дата: Среда, 18.03.2009, 14:46 | Сообщение # 6 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
| ВЫВОДЫ: Эффективность освоения пятиклассниками базовых основ этической культуры оценивалась по критериям, которые могут быть осуществлены квалиметрически (качественным, описательным путём): * знания, отражающие соответствующие представления (познавательный потенциал личности); * показатели личностного развития (ценностный, творческий и коммуникативный потенциалы личности). Эти потенциалы и выступают критериями результативности педагогического процесса: компоненты уровни усвоения 1достаточный( зона актуального развития) 2средний( зона ближайшего развития) 3высокий( зона саморазвития) познавательный потенциал личности (определяется объёмом и качеством знаний) - знать термины • культура • этикет • долг • совесть • вежливость - манеры • старательность • настойчивость • порядочность • скромность • точность • опрятность - собранность • этика • аккуратность • пунктуальность • гостеприимство - распознавание терминов в различном контексте * умение правильно использовать термины в устной и письменной речи * умение осуществлять библиографический поиск терминов * логическое осмысливание и рациональное запоминание терминов • определять понятия и явления - национальные черты этикета • степень соблюдения этикета • воспитанность • внешняя и внутренняя культура • общение • приличие • самооценка определение и краткое перечисление свойств понятия и явления умение разбивать понятие или явление на составляющие так, чтобы при этом явно выступала его структура решение практических и теоретических задач с применением характерных признаков понятия или явления сравнивать понятия и явления умение сравнивать нормы этикета в разных странах и разных исторических периодах умение сравнивать поведение героев народного фольклора, литературных произведений, художественных фильмов с нормами нравственного поведения умение сравнивать собственные поступки с нормами нравственного поведения характеризовать способы деятельности • культура внешнего вида • правила общения (беседы, переписки, телефонного разговора) • правила поведения в транспорте • правила поведения на улице • правила поведения в школе • правила поведения в театре, цирке • правила поведения в магазине • правила поведения при приёме гостей • этикет преподнесения подарков • правила поведения за столом - знание алгоритма действий при выполнении основных норм социокультурного поведения - умение следовать правилам социокультурного поведения в специально организованной деятельности на уроке - умение следовать правилам социокультурного поведения в реальной жизненной ситуации объяснять изученные явления • умение объяснять необходимость изучения правил социокультурного поведения и следования им в жизни • умение объяснять важность соблюдения правил этического поведения героями литературного произведения, художественного или мультипликационного фильма, произведения живописи, публикаций прессы, окружающими людьми • умение доказывать необходимость изучения и применения правил социокультурного поведения в своей жизни приводить примеры * приводить примеры соблюдения и несоблюдения правил этикета героями литературных и публицистических произведений, телевизионных передач, художественных фильмов* приводить примеры соблюдения и несоблюдения правил этикета окружающими людьми на основании жизненных наблюдений * приводить примеры соблюдения и несоблюдения правил этикета при анализе своего поведения * приводить примеры русских пословиц и поговорок, связанных с изучаемым материалом давать оценку * умение выделять в тексте, содержании фильма оценочные суждения о культурном и некультурном поведении * умение оценивать свои поступки, поступки окружающих с позиций социокультурных норм * рефлексивная оценка (предвидение и учёт того, как действия могут быть оценены другими людьми) с позиций социокультурных норм ценностный потенциал личности (определяется системой ценностных ориентаций) система нравственных ценностей: • Добро • Справедливость • Долг • Нравственное поведение • Правила приличия русского народа * представление о сущности основ нравственного поведения * активно- положительное отношение к нравственным понятиям * готовность к социально-ответственному поведению * понимание сущности основных нравственных понятий и правил поведения * сознательное принятие нравственных норм поведения и следование им в жизни * включение нравственных ценностей в собственное отношение к миру и самому себе творческий потенциал личности (определяется способностью к продуктивному действию) поиск своей творческой индивидуальности * освоение этических правил (при контроле учителя) * желание оценивать свои поступки * готовность к самостоятельному изучению правил нравственного поведения (при помощи учителя) * составление плана работы по изменению своего поведения согласно этическим нормам * активное овладение правилами нравственного поведения * организация деятельности по самооценке своего поведения * коммуникативный потенциал личности (определяется мерой и формой общительности, характером и прочностью контактов) развитие взаимоотношений между школьниками, опосредованные учителем * знание норм и правил поведения в коллективе и следование им в своих поступках при контроле взрослого * интерес к людям, общительность * желание самостоятельно строить свои отношения с людьми, опираясь на знание этических норм * умение слушать и слышать других * потребность поступать с другими людьми сообразно собственным принципам, которые согласованы с нормами социокультурного поведения * способность устанавливать контакты со сверстниками и взрослы
|
|
| |
lingvist | Дата: Среда, 18.03.2009, 14:47 | Сообщение # 7 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
| http://pedsovet.org/compone....mid,118
|
|
| |
|