6. Что лежит в основе загадок: омонимия или многозначность слова?
Какой птицей можно из колодца воду достать? Какую строчку не прочитает ни один грамотей? Какая мушка не летает?
7. Из группы словосочетаний и предложений выпишите только словосочетания с омонимами.
Бродит по улицам. Мысли бродят в голове. Квас бродит.
Несовершенный вид глагола. Виды растений. Усталый вид. Вид из окна.
Сжатый воздух. Сжатые хлеба. Сжатые сроки.
Вынести всю мебель. Вынести все трудности. Вынести примечания в конец книги.
8. Объясните смысловые различия между омонимами, составьте словосочетания с каждой парой омонимов.
Дисциплина - дисциплина, надуть - надуть, петрушка - петрушка, брак - брак.
9. Запишите омонимы парами, уточните значение каждого из них одним словом. Составьте с ними предложения и запишите их.
Бродить - бродить, глава - глава, ласка - ласка, образование - образование, охота - охота.
10. Прочитайте стихотворения Я. Козловского. Какое явление языка вы здесь наблюдаете?
Медведь и осы
Нес медведь, шагая к рынку,
На продажу меду кринку.
Вдруг на мишку - вот напасть! -
Осы вздумали напасть.
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть.
Жалили куда попало,
Им за это и попало.
Такса
Сев в такси,
Спросила такса:
- За проезд какая такса?
А водитель:
- Денег с такс
Не берем совсем
Вот так-с! 11. Какое явление языка вы наблюдаете в отрывке из стихотворения В. Берестова.
Осенью поздней земля засыпает,
Листьями ветер ее засыпает.
12. Выпишите сначала словосочетания с многозначными словами, а потом - с омонимами. Скажите, чем различаются омонимы и многозначные слова. Почему в толковом словаре омонимы помещаются в разных словарных статьях?
Шелковое полотно - полотно конвейера; командир взвода - оружие на взводе; разведка полезных ископаемых - воздушная разведка; иметь выдержку - выдержка из статьи; развести детей по домам - развести мосты; кузнечный горн - звонкий горн; ловить мяч - ловить момент; подметать комнату - подметать подкладку к пальто.
13. Что придает стихотворению С. Долженко 'Говорю своей сестрёнке :' шуточный характер? Почему девочка не поняла свою старшую сестру? В каком значении в тексте употреблено выделенное слово? Какие ещё значения оно имеет?
Говорю своей сестрёнке:
'На воскресник мне пора.
Разобьем сегодня клумбу
В центре нашего двора'.
И быстрей на плечи куртку
Да на голову платок.
'Подожди, - кричит сестрёнка. -
Ты забыла : молоток!'
14. Прочитайте шуточное стихотворение. На каком лексическом явлении основано данное стихотворение. Найдите омонимы и их разновидности.
Бобёр, в Лисе души не чая,
К ней заглянул на чашку чая
И вежливо спросил: 'Не помешал?'
Лиса в ответ: 'Ах, что вы, друг, напротив!'
И села в кресло мягкое напротив,
И ложечкою чай он помешал.
Графически обозначьте и объясните орфограммы в словах.