Лингвист ДВ
И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Анна Ахматова «Мужество»
Четверг, 28.03.2024, 12:52


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Проектная деятельность на уроках литературы - Форум Регистрация Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Полезности и нужности (для педагога) » Методическая копилка » Проектная деятельность на уроках литературы (О проектах и их воплощениях)
Проектная деятельность на уроках литературы
lingvistДата: Воскресенье, 23.03.2008, 16:04 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Опыт изучения темы “Лирика Сергея Есенина” в 11-м классе с использованием метода проектов, предложенного программой Intel “Обучение для будущего”.
“Визитная карточка” учебного проекта
Тема проекта: “Художественный мир Сергея Есенина”
Типология проекта: информационный
Категория учащихся: учащиеся 11-х классов
Продолжительность проекта: 7 академических часов; с включением самостоятельной домашней работы – 2 учебных недели
Предметная область: литература
Учебная тема: “Лирика Сергея Есенина”
Ключевые понятия: художественный мир поэта, основные мотивы лирики поэта, особенности стиля, образ лирического героя, эволюция взглядов поэта, этапы творческого пути.
Образовательные цели:
• выявить особенности художественного мира Сергея Есенина
• воссоздать характер лирического героя Сергея Есенина
Развивающие цели: способствовать формированию информационной культуры
Воспитательные цели: способствовать формированию коммуникативной культуры.
 
lingvistДата: Воскресенье, 23.03.2008, 16:05 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Система уроков
Урок 1. “Мозговой штурм”.
Основываясь на знании учащихся особенностей художественного мира А. Блока и В. Маяковского и имеющемся впечатлении о стихотворениях С. Есенина, учащимся предлагается определить существенную отличительную черту лирики С. Есенина. В ходе свободного обсуждения обращается внимание на то, как много стихов поэта стало песнями, которые воспринимаются как народные, что в его поэзии слышится что-то русское. Формулируется основополагающий вопрос проекта (считаю, что в 11-м классе данный этап возможно провести совместно с учащимися, так как в этом возрасте происходит активное формирование мировоззрения и у большинства учащихся есть интерес к философским вопросам). Основополагающим является обширный, всеобъемлющий вопрос, на который нельзя ответить одним предложением без проведенной исследовательской работы.
Итак, основополагающий вопрос нашего проекта:
Почему Сергей Есенин “самый русский” из поэтов серебряного века?

Привожу вариант основополагающего вопроса , который показывают степень самостоятельности работы учащихся и их вовлеченности в работу.
На первом же уроке определяются и проблемные вопросы, т.е. относящиеся к конкретной теме учебной программы, на которые учащиеся ищут ответ в результате участия в проекте. Ответ на каждый из проблемных вопросов дает возможность приблизиться к решению основополагающего вопроса. Формулируются с помощью наводящих вопросов темы самостоятельных исследований в рамках каждого проблемного вопроса. К концу урока у каждого учащегося в тетради должна быть составлена таблица (учитель по ходу обсуждения чертит ее на доске).
11 класс

Проблемные вопросы
Какие факторы повлияли на формирование русского характера поэта Сергея Есенина? Истоки русского национального в характере Сергея Есенина.
Темы исследовний
Каковы черты русского национального в характере лирического героя Сергея Есенина?
Фольклорные мотивы в лирике Сергея Есенина.
Мотив “хулиганства” в лирике Сергея Есенина.
Любовь и трагедия лирического героя Сергея Есенина.
Отношение лирического героя Сергея Есенина к жизни и смерти.
Любовь к родной природе.
Каково отношение Сергея Есенина к России? Есенин и революция.
Изменение отношения к России в послереволюционный период.
Образ Родины в лирике Сергея Есенина.

 
lingvistДата: Воскресенье, 23.03.2008, 16:06 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Урок 2. Управляемая дискуссия, метод наводящих вопросов.
Формирование групп учащихся для проведения исследований. Возможна и индивидуальная работа. Определение формы представления результатов. Выбрана форма доклада. Учитель знакомит с требованиями, предъявляемыми к учебным докладам, указывает, какова их цель (наглядное представление результата самостоятельной деятельности), что может быть содержанием работы, разбирает на примерах возможные ошибки.
Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе. Учащиеся определяют для себя “цепочку” вопросов и ответов, которые надо доказать в исследовании, продумывают пути проведения своих исследований. Учитель предлагает составить предварительный сценарий защиты докладов, оказывает консультативную помощь.
Обсуждение с учащимися возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав, достоверности источников информации.
Домашнее задание: сбор материала по теме исследования.
Урок 3, 4. “Мозговой штурм”.
Каждая группа представляет собранный материал. В ходе обсуждения нужно выяснить, отвечает ли представленный материал на основополагающий вопрос проекта. Учащиеся класса дают советы, предлагают исключить какую-либо информацию, либо расширить исследование, рассмотреть дополнительные аспекты. Учитель направляет обсуждение с помощью наводящих вопросов. В финале обсуждения рабочих материалов учитель сообщает, что каждое исследование должно иметь свою цель, ее наличие поможет отобрать нужную информацию и выбрать последовательность изложения. На примере ученических проектов прошлых лет проводится тренировка по определению цели исследования и ее формулированию.
Домашнее задание: доработать исследования, внести коррективы с учетом сделанных замечаний, сформулировать цель исследования.
Урок 5. Диалог с критиком
Предлагаются несколько высказываний из критических статей о лирике Есенина.
«Одна из важнейших тем лирики Есенина – тема любви. Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понимание любви, за предельную одухотворенность этого чувства» Е.Винокуров
«Три главных состояния определяют всю поэзию Сергея Есенина: это благоговените перед высоким, сострадание к равному себе, презрение к низкому» Е.Винокуров
В группах проводится обсуждение. Используя частичный литературоведческий анализ стихотворений С.Есенина «Сторона ты моя,сторона!», «Не жалею, не зову, не плачу», «Всё живое особой метой…», учащиеся вступают в диалог. Аргументируют своё согласие с критическими отзывами и формулируют в виде дополнений и уточнений собственные выводы.

Домашнее задание: подготовка к отчету о проделанной работе (доклад на 5-6 минут, который должен сопровождаться чтением и анализом стихотворений по выбору учащихся).
Уроки 6, 7. Защита полученных результатов и выводов.
Каждой группе на представление полученных результатов дается до 6 минут. Затем проводится обсуждение, которое организуется в виде игры “черное – белое” оппонирование. Каждому учащемуся дается номер выступающей группы. Номер на темной бумаге – “черное” оппонирование, на светлой – “белое”. “Черный” оппонент должен задать вопрос, который выявляет недостаток работы, “белый” задает вопрос, высвечивающий достоинства работы. Задача выступающих – воспользоваться вопросами для того, чтобы суметь рассказать то, что осталось за рамками выступления. Например, с помощью “белого” вопроса развернуть интересную часть своей работы, а с помощью “черного” восполнить недостаток. Ответы на вопросы могут сделать выступление более ярким, интересным, запоминающимся. Поэтому, ответ лучше начать с таких речевых формул, как: “Спасибо, что вы обратили внимание на…”, “Большое спасибо за интересный вопрос”. “Вы правы, однако мы полагаем…” и подобных. Таким образом, каждая группа отвечает на 2 вопроса. Работа учащихся организована. Они вовлечены в активную деятельность. С правилами игры учитель знакомит в начале урока перед защитой.
Кроме этого, учащимся предлагается вести конспект урока используя таблицу, составленную на 2-ом уроке: в левой колонке записывается тема исследования, в правой – тезисы выступления. Таким образом, к концу урока у учащихся в тетради должны быть записаны тезисы темы “Художественный мир Сергея Есенина”. Учитель предупреждает, что конспекты будут им оценены.
Уроки, проведенные с использованием метода проектов, вызвали большой интерес у учащихся, которые проявили активность, инициативу. Понравился и урок-защита работ, результат которого – оценка у каждого учащегося (некоторые получили по 2 оценки). Два выпускника продолжили свою исследовательскую деятельность в подготовке реферата для экзамена по литературе

 
LiliyaДата: Четверг, 17.04.2008, 06:09 | Сообщение # 4
Мастер дискуссий
Группа: Проверенные
Сообщений: 3
Репутация: 0
Замечания: 0%
Статус: Offline
О защите ученических проектов
На каком этапе работы целесообразнее использовать метод наводящих вопросов и почему?


Утром деньги, вечером стулья!
 
Форум » Полезности и нужности (для педагога) » Методическая копилка » Проектная деятельность на уроках литературы (О проектах и их воплощениях)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024