Лингвист ДВ
И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Анна Ахматова «Мужество»
Понедельник, 21.08.2017, 03:43


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Русская ассоциация чтения - Форум Регистрация Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Полезности и нужности (для педагога) » Методическая копилка » Русская ассоциация чтения (Международная ассоциация чтения (IRA))
Русская ассоциация чтения
lingvistДата: Понедельник, 10.05.2010, 14:49 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Русская ассоциация чтения (http://lit.1september.ru/articlef.php?ID=200801812РАЧ) и Международная ассоциация чтения (IRA)
Из интервью президентаРусской ассоциации чтения (РАЧ) и президента Московского отделения Международной ассоциации чтения (IRA), руководителя текущего Европейского проекта «Школа, где процветает грамотность» Натальи Сметанниковой.
Книжка «Стратегиальный подход к обучению чтению» была по рассылке отправлена в каждую школьную библиотеку. Есть более простенькая и маленькая — «Проект “Лидеры чтения”»: в ней представлена именно практика. Есть целый ряд разделов, опубликованных в газете «Библиотека в школе».

Можно подключиться к проекту, который мы сейчас активно разрабатываем, — «Школа, где процветает грамотность». Он имеет общеевропейский статус.

Когда в других странах осознали проблему чтения, то в её решении пошли двумя путями. Первый: доучивание всего корпуса учителей через систему повышения квалификации, учительских конференций, мастер-классов. Так сделали две очень богатые страны — США и Норвегия. Но и они не потянули это материально. Второй путь — английский. Они подготовили целую команду специальных учителей чтения — можно назвать их методологами чтения. Эти люди имеют несколько функций в школе: учат стратегиям чтения, ведут мониторинг чтения на уровне школы, берут на себя помощь слабочитающим детям, работают с учителями. Этот методолог может иметь в своём ведении несколько школ.

Мы экстраполировали этот подход на нашу ситуацию. Что у нас получилось? Первое, что нам необходимо, — дополнительный урок чтения в 5–6-м классах. На школьников этого возраста обрушивается целая масса учебных текстов, поэтому именно пяти-шестиклассников нужно целенаправленно учить техникам работы с разными видами текстов, не только литературными, но и остальными. Если этот урок будет невозможен, не втиснется в Базисный учебный план, тогда ситуацию с чтением должны поддержать все предметники, выделить внутри своего урока пять-десять минут работы с текстом.

— Однако, несмотря на эти техники, наши результаты в исследованиях PISA весьма плачевны…

— Они так низки ровно потому, что мы этого всего не делаем! Это для нас всё оказывается новым. PISA — это же массовое исследование, а массово у нас эти техники не внедрены. Точечно — да. И, как правило, результаты по таким школам выше среднеевропейских. Мы проверяли: как только и учителя, и дети овладевают такими приёмами и техниками, которые позволяют им обрабатывать тексты, отвечать на вопросы, все наши дети дают отличный результат. Так что здесь нам всем надо чуть-чуть постараться, поскольку именно в технологическом исполнении мы отстали.

— Как можно начать “стараться” конкретному учителю, который заинтересовался вашим подходом?

— Например, посмотреть книги, которые мы выпустили. Моя большая книжка «Стратегиальный подход к обучению чтению» была по рассылке отправлена в каждую школьную библиотеку. Есть более простенькая и маленькая — «Проект “Лидеры чтения”»: в ней представлена именно практика. Есть целый ряд разделов, опубликованных в газете «Библиотека в школе».

Можно подключиться к проекту, который мы сейчас активно разрабатываем, — «Школа, где процветает грамотность». Он имеет общеевропейский статус.

Когда в других странах осознали проблему чтения, то в её решении пошли двумя путями. Первый: доучивание всего корпуса учителей через систему повышения квалификации, учительских конференций, мастер-классов. Так сделали две очень богатые страны — США и Норвегия. Но и они не потянули это материально. Второй путь — английский. Они подготовили целую команду специальных учителей чтения — можно назвать их методологами чтения. Эти люди имеют несколько функций в школе: учат стратегиям чтения, ведут мониторинг чтения на уровне школы, берут на себя помощь слабочитающим детям, работают с учителями. Этот методолог может иметь в своём ведении несколько школ.

Мы экстраполировали этот подход на нашу ситуацию. Что у нас получилось? Первое, что нам необходимо, — дополнительный урок чтения в 5–6-м классах. На школьников этого возраста обрушивается целая масса учебных текстов, поэтому именно пяти-шестиклассников нужно целенаправленно учить техникам работы с разными видами текстов, не только литературными, но и остальными. Если этот урок будет невозможен, не втиснется в Базисный учебный план, тогда ситуацию с чтением должны поддержать все предметники, выделить внутри своего урока пять-десять минут работы с текстом.

Второе наше предложение — школьный библиотекарь должен стать библиотекарем-педагогом. Ему надо “додавать” при обучении педагогическую составляющую. И тогда он может вести урок информационной грамотности, группы чтения с учителями, вести мониторинг читательского развития. Он может занять вторую половину дня и наполнить образовательное пространство школы чтением.

В Минобрнауки нас выслушали и сказали: “Очень интересно, но денег нет”. И тем не менее возникает всё больше школ, где этим занимаются (например, в Москве — это школа «Надежда» и гимназия № 1531).

 
lingvistДата: Понедельник, 10.05.2010, 14:50 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Серьёзные педагогические теории, которые воплощены в учительские техники: гальперинская теория формирования умственных действий, леонтьевская теория деятельности, теории Занкова, Давыдова–Эльконина. На Западе, например, очень хорошо отработали нашего Выготского. Всё это нужно вносить в массовую практику.

Заметьте: многие из этих разных теорий, изложенных разным языком, пришли к одному и тому же. Одни говорят: в обучении есть три фазы — преддеятельность, собственно деятельность, постдеятельность. В других понятиях — ориентировочная основа, собственно деятельность, контроль и рефлексия. Как ни крути, а получается одинаковая трёхступенчатая структура урока. Мы называем её “знаю — хочу узнать — узнал”.

Как воплотить её на практике? Скажем, мы читаем с детьми биологический текст про акул (сразу замечу, что проблема чтения — гораздо шире, чем проблема чтения только художественной литературы). Первое: создаём ориентировочную основу, актуализируем всё поле знаний по тематике. Начинаем со школьниками составлять вопросы — что бы они хотели узнать. Вытаскиваем, что дети уже знают, чего ещё нет. Они задают вопросы, а я только направляю. Выносим всё на доску: первая колонка — что знаем, вторая — вопросы сформулировали. Только после этого начинаем активную работу с текстом. Читаем и ищем ответы на эти вопросы в тексте. Здесь мы нашли, а здесь нет — но зато узнали что-то новое. После прочтения начинается обсуждение текста по их же вопросам. Дальше мы всё суммируем и говорим — а на вопросы 3, 5 и 7 ответов в тексте нет. Значит, мы начинаем с вами проект, идём в библиотеку, в Интернет, начинаем поиск. Это уже следующая фаза — “хочу узнать плюс”.

Вот одна из учительских техник. В течение последних лет педагогическое сообщество ищет такие техники, пробует разные способы работы с текстом. Их можно назвать стратегиями чтения. Учитель выберет то, что лучше всего именно у него получается. Но чтобы выбрать, надо иметь веер техник. И учитель должен им обучаться. Вот аккумулировать техники и обучать им — задача РАЧ.

 
Форум » Полезности и нужности (для педагога) » Методическая копилка » Русская ассоциация чтения (Международная ассоциация чтения (IRA))
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright MyCorp © 2017