Лингвист ДВ
И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Анна Ахматова «Мужество»
Пятница, 29.03.2024, 02:12


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Принципы педагогической техники - Форум Регистрация Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Полезности и нужности (для педагога) » Методическая копилка » Принципы педагогической техники
Принципы педагогической техники
lingvistДата: Суббота, 15.05.2010, 05:45 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Принцип свободы выбора

В любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием — право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор!

Это можно сделать в рамках современной системы обучения. Вот только некоторые примеры свободного выбора. В. Ф. Шаталов задает ученикам много задач, и они сами выбирают для решения любые из них. У С. Н. Лысенковой дети сами выбирают, какие трудные слова учительница должна написать на доске. И. П. Волков дает ученикам только тему, а учащиеся сами определяют, какой предмет изготовить и из какого материала…

Принцип открытости


Использовать в обучении открытые задачи; не только давать знания, но еще и показывать их границы; сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.

Весьма смутно представляет сегодня школьник (и даже студент) границы своей информированности, и уж совсем в тумане — границы познания наук. Откуда ж тогда взяться любознательности, без которой любое обучение — лишь воспитание исполнителей!

В школе решают «закрытые» задачи (из пункта А в пункт Б…), а жизнь ставит перед человеком открытые задачи! И в этот зазор — между задачами школярски-закрытыми и жизненно-открытыми — зачастую проваливается интерес учеников и, соответственно, наши образовательные усилия.

Принцип деятельности


Освоение учениками знаний, умений, навыков, смыслов организовывать преимущественно в форме деятельности.

Пока проверкой знаний считается бойкий ответ-пересказ в режиме магнитофона, пока изучение и повторение осуществляются в режиме заучивания, школа работает процентов на 90 в холостом режиме.

Чтобы знание становилось инструментом, а не залежами старья на задворках интеллекта, ученик должен с ним работать. Что это значит: работать со знанием? Говоря общими словами, это означает: применять его, искать условия и границы применимости, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах…

Принцип обратной связи


Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.

Чем более развита система (техническая, экономическая, социальная или педагогическая), тем больше механизмов обратной связи в ней. Летчик в полете отслеживает по приборам ряд параметров: от температуры за бортом до количества горючего в баках. Без этого успешный полет не представим. Успешный урок тоже. Только учитель на уроке отслеживает другие параметры: настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания…

Принцип идеальности


Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.

Чем больше активность, самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучающего или управляющего действия. Если мы грамотно согласуем содержание и формы обучения с интересами школьников, то тогда они сами будут стремиться узнать — а что же дальше? Согласуем темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников — и тогда они почувствуют свою успешность, и сами захотят ее подкрепить. Принцип предполагает активное вовлечение учеников в управление своим коллективом, и тогда они сами обучают друг друга. Учитель не устает, не вырабатывается при самой высокой эффективности своего труда! Именно из-за низкой идеальности некоторые приемы педагогической техники, несмотря на их полезность, были отброшены: либо слишком много сил учителя они требовали для своего воплощения, либо слишком редких качеств…

Как повернуть образование в нужную сторону? Вопрос вопросов. Предлагаю вашему вниманию несколько принципов из книги «Приемы педагогической техники» . Эти принципы — как мостик из настоящего в будущее. Они воплощаемы в сегодняшней школе, уже реализуются в лучших школах и будут так же актуальны, хотя и технически иначе осуществлены в будущем.

 
lingvistДата: Воскресенье, 11.07.2010, 13:30 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Самоанализ мероприятия ( Т.Г.Боровковой) http://www.openclass.ru/node/143773

Вы описываете.
А. Каков был замысел, план проведенного занятия и почему?
1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?
1.1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, то есть систе¬ме уроков?;
1.2. Как он связан с предыдущими, на что в них опирается?;
1.3. Как он (урок) работает на последующие уроки, темы, разделы (в том числе - других предметов)?;
1.4. Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты, стратегия развития данной школы?;
1.5.В чем видится специфика, уникальность этого урока, его особое предназначение?;
1.6. Как (и почему) была избрана форма занятия (и тип урока)?
2. Какие особенности учащихся, класса были учтены при подготовке к уроку (и почему именно эти особенности)?
3. Какие главные задачи решались на уроке и почему?
4. Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения урока?
5. Чем обосновывается конкретный ход урока, характер взаимодействия учителя и учащихся? Почему было избрано именно такое содержание, ме¬тоды, средства, формы обучения?
6. Какие условия (социально-психологические, учебно-материальные, ги-гиенические, эстетические) были созданы для прове¬дения урока и почему?
Б. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с данным планом в ходе урока, если - да, какие, почему и к чему они привели?
В._Удалось ли решить на необходимом (иди даже оптималь¬ном) уровне поставленные задачи урока и получать соответствую¬щие им результаты образования, избежать при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранить и развить продуктивную мотивацию ученая, настроение, самочувствие? Какова общая самооценка урока?
Г. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы неиспользованные, резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе?
Д. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?

Предложенный вариант анализа содержит пять ключевых во¬просов, обозначенных буквами
. Они задают достаточно четкую логику самоанализа, его алгоритм. Сначала (блок А) автору урока дается возможность прояснить и обосновать свой творческий замысел. Но оценивать важно не столько первоначальный замысел, сколько то, что получилось на самом деле. Поэтому в памятке появляется блок Б.
Представленные в нем вопросы позволяют творчески осмыслить произошедшее на уроке. Это крайне важно и в том случае, если реальный урок оказывается значительно лучше своего замысла, и особенно, если он не удался. До любой внешней оценки урока учитель сам характеризует его по определенным критериям: качество результатов, отсутствие перегрузки, мотивация и самочувствие школьников. Этому способствуют вопросы, представленные в блоке В.
Анализ в собственном смысле слова означает проникновение в суть дела, так сказать, "до оснований, до корней, до сердцевины". Для этого в памятке необходим блок Г, причем одинаково важно выявить причины и неудач {прежде всего - на уровне результатов), и успехов, особенно неожиданных.
.
А теперь, самое главное, не нужно лить много воды. Четко и конкретно отвечайте на все вопросы и самоанализ готов.

 
Форум » Полезности и нужности (для педагога) » Методическая копилка » Принципы педагогической техники
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024