Лингвист ДВ
И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Анна Ахматова «Мужество»
Понедельник, 20.05.2024, 01:21


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Вечные темы в русской литературе - Форум Регистрация Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Полезности и нужности (для педагога) » Методическая копилка » Вечные темы в русской литературе (Темы добра и зла, временного и вечного, веры и истины)
Вечные темы в русской литературе
ЗлатоустДата: Воскресенье, 05.05.2024, 02:05 | Сообщение # 1
Мудрец
Группа: Модераторы
Сообщений: 2
Репутация: 0
Замечания: 0%
Статус: Offline
Вечными и неизменно важными в искусстве( в литературе в том числе) являются темы природы и человека, тема жизни и смерти.
ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ — комплекс тем, значимых для всего человечества на всех этапах его существования и развития. Вечные темы не теряют своей актуальности на протяжении тысяч лет и всегда интересны и важны для читателя.

Любовь и разлука, предательство, тоска по родине


Сообщение отредактировал Златоуст - Воскресенье, 05.05.2024, 02:07
 
ЗлатоустДата: Воскресенье, 05.05.2024, 02:05 | Сообщение # 2
Мудрец
Группа: Модераторы
Сообщений: 2
Репутация: 0
Замечания: 0%
Статус: Offline
Вечные вопросы русской литературы – это вопросы соотношения добра и зла, временного и вечного, веры и истины, прошлого и настоящего. Почему их называют вечными? Потому, что они не перестают волновать человечество на протяжении веков. Но главными, я бы сказал, ключевыми вопросами всей русской литературы были следующие: «Что является основой жизни русского человека? Как сохранить свою душу, не дать ей погибнуть в этом далеко не совершенном мире?»   На эти вопросы помогает нам ответить Л.Н. Толстой в своих нравоучительных «народных»  рассказах. Один из них – «Чем люди живы».   Герой рассказа – бедный сапожник Семён - оказывается в ситуации, когда необходимо сделать нравственный выбор: пройти мимо чужого, голого, замерзающего человека или помочь ему? Хотел было пройти, но голос совести не даёт ему это сделать. И Семён приводит его домой. А там жена Матрёна, недовольная, задавленная бедностью, думающая только о том, что «хлеба всего краюшка осталась», набросилась на мужа с упрёками. Однако после слов Семёна: «Матрёна, али в тебе Бога нет?!» - «вдруг сошло в ней сердце». Пожалела она попавшего в беду странника, отдала последний хлеб, портки и рубаху мужа. Сапожник и жена не просто помогли беспомощному человеку, а оставили его у себя  жить. Спасенный ими оказывается ангелом, которого Бог послал на землю, чтобы тот нашел ответы на вопросы: «Что в людях есть? Чего им не дано? Чем люди живы?» Наблюдая за поведением Семена, Матрены, женщины, которая взяла на воспитание сироток, ангел приходит к выводу: «…кажется только людям, что они заботой о себе живы, а  что живы они одной любовью.»   А чего  не дано людям? На этот вопрос мы получаем ответ, когда  на страницах рассказа появляется барин, приехавший заказывать сапоги, а получивший босовики, так как «не дано знать ни одному человеку – сапоги на живого или босовики ему же на мертвого к вечеру  нужны»Он жив пока. Ведет себя высокомерно, разговаривает  грубо, подчеркивая свое богатство и значимость.  В его описании привлекает внимание деталь – намек на духовную смерть: «как с другого света человек».  Лишенный чувства любви и сострадания, барин мертв уже при жизни. Не уберег он своей души, и к вечеру закончилась его бесполезная жизнь.   По мнению  Толстого, любить надо «не словом или языком, но делом и истиной». Семён и Матрёна, его герои, живут по нравственным законам, а это значит: душу живую имеют. Своей любовью они спасают жизнь чужому им человеку, следовательно, спасают свою душу, свою жизнь. Я думаю,  что без добра, милосердия, сострадания не может быть и любви.       Вспомним также Ярославну из «Слова о полку Игореве». Когда она плачет, то не о себе думает, не себя жалеет:  она хочет быть рядом с мужем и его воинами, чтобы исцелить их кровавые раны своей любовью.     Наша литература всегда уделяла большое внимание и вопросу времени. Как связано прошлое и настоящее?  Почему человек так часто обращается к прошлому? Может быть,  потому, что именно оно даёт ему возможность разобраться с проблемами настоящего, подготовить себя к Вечности?    Тема раздумий о жизни, неудержимо уходящей, заняла заметное место в лирике А.С. Пушкина. В своём стихотворении «Вновь я посетил..» он говорит об общем законе жизни, когда всё меняется, старое уходит, на смену ему идёт новое. Обратим внимание на слова «на границе владений дедовских». Прилагательное «дедовских» вызывает мысль о прошлых поколениях. А вот в конце стихотворения, говоря о «младой роще», поэт замечает: «Но пусть  мой внук услышит ваш приветный шум…». Значит, размышления о ходе жизни  приводят  к мысли о смене и связи поколений: деды, отцы, внуки.   Очень значим в этом отношении образ трёх сосен, около которых и выросла «младая роща». Старики охраняют  теснящуюся под их сенью молодую поросль. Они могут грустить, что их время уходит, но не могут не радоваться подрастающей смене. Вот почему так правдиво и естественно звучат слова поэта: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!»  Думается, это к нам обращается Пушкин через столетия.   О связи времён пишет и А.П. Чехов в своём рассказе «Студент». Действие в нём начинается накануне праздника Воскресенья Христова. Студент духовной академии Иван Великопольский идёт домой. Ему холодно, мучительно хочется есть. Он думает о том, что лютая бедность, невежество, голод, гнёт - качества, присущие русской жизни и в прошлом, и в будущем, что от того, что пройдёт ещё тысяча лет, жизнь не станет лучше.  Вдруг Иван увидел огонь костра и около него двух женщин. Он греется рядом с ними и рассказывает евангельскую историю: в такую же холодную, страшную  ночь вели на суд к первосвященнику Иисуса. Апостол Пётр, любивший его, ждал и вот так же грелся у костра. А потом трижды отрёкся от Иисуса. А когда понял, что сотворил, горько-горько заплакал.   Его рассказ тронул простых крестьянок до слёз. И Иван вдруг понял, что событие, происходившее 29 веков назад, имеет отношение к  настоящему, к этим женщинам, к нему самому и ко всем людям. Студент приходит к выводу, что прошлое связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекающих одно из другого. Ему казалось, что он дотронулся до одного конца и дрогнул другой. А это значит, что не только ужасы жизни, но и правда, красота существовали всегда. Они продолжаются и по сей  день. Понял и другое : только правда, добро и красота направляют человеческую жизнь. Его охватило невыразимо сладкое ожидание счастья, и жизнь показалась теперь чудесной и полной высокого смысла.   Лирическому герою стихотворения А.С. Пушкина и герою рассказа А.П. Чехова «Студент», Ивану Великопольскому, открылась причастность их личной жизни ко всему, что происходило в мире прошлого и настоящего. Славные отечественные имена А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова – это тоже звенья единой непрерывной цепи времени. Они живут сейчас  здесь с нами и будут жить. Они очень нужны нам в наше непростое время, когда люди материальное часто ставят выше нравственного, когда многие забыли, что такое любовь, сострадание, милосердие. Русская литература с древнейших времён напоминает нам  заповеди наших предков: любите друг друга, помогайте страждущему, делайте добро и помните о прошлом. Это поможет уберечь душу от искушений и поможет сохранить её чистой и светлой. Что может быть важнее в жизни?
 
lingvistДата: Воскресенье, 05.05.2024, 03:15 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1522
Репутация: 1
Статус: Offline
https://www.youtube.com/live/_NeLk9BMH5U?si=qGSm2eijTfMrsUrw
Это так называемый интенсив по теме. Вечные темы (вебинар)
Современное образование в форме вебинаров предлагает расширить лингвистический и литературоведческий кругозор
 
Форум » Полезности и нужности (для педагога) » Методическая копилка » Вечные темы в русской литературе (Темы добра и зла, временного и вечного, веры и истины)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024