[size=12] День работников рекламы
23 октября в России отмечается День работников рекламы. Это праздник тех, кто создает рекламу, промо-акции, пиар-компании и т.п. Профессиональный праздник работников рекламы отмечается с 1994 года.
“Реклама - двигатель прогресса”, - так говорил незабвенный Остап Бендер. Само слово “реклама” произошло от латинского “reclamare” – выкрикивать. По свидетельствам культурологов, в античности и средневековье духовная жизнедеятельность общества проявлялась по преимуществу в устной форме. Это подтверждается преобладанием устных вариантов рекламных текстов. И постоянная их часть - выкрики торговцев – впоследствии выделилась в особый жанр.
Сейчас мы даже не замечаем, как много места в нашей жизни занимает реклама. Если посмотреть на рекламные объявления начала ХХ века, то поражаешься, какими наивными и детскими кажутся эти объявления. Все очень просто, прямолинейно и, как представляется, сделано с той мерой простодушия. Раньше рекламой занимались сами владельцы лавочек, нанимая художников, чтобы поярче разрисовали им витрину.
Сейчас же рекламой и всеми вилами продвижения товара занимается целая армия талантливых людей. В каждой организации обязательно существует отдел маркетинга и рекламы.
Творческие кадры приходят в рекламу из разных областей: копирайтеры, как правило, получаются из журналистов или непризнанных гениев писательского дела, дизайнеры – из художников (хотя на дизайнеров даже учат специально) профессиональных и непрофессиональных, композиторы – как ни странно, из музыкантов и т.д.
Поскольку работники рекламы – творческие люди, то и отмечают они праздник – творчески. Вов всех крупных городах страны проходит разнообразные тусовки, тематические вечеринки и корпоративы.
____________________________________________________________________________________________________________________________ ______
“Литературные языки генетически связаны с городом или любым населённым пунктом, но они давно уже “выросли” из своей колыбели, и настолько, что не могут заменять или представлять собою языковую культуру города” - эти слова Б.А.Ларина, выдающегося советского лингвиста, одного из основателей социолингвистики, естественно предполагают изучение языка современного города, села, посёлка.
“Мы запоздали с научной разработкой языкового быта города, - добавлял учёный,- да и нигде до сих пор она не производилась широко и систематически. Научная традиция в этой области ещё не сложилась”.
Появилось множество теоретических работ по социолингвистике, изучающей социальные функции языка в современном обществе. Но сугубое теоретизирование на основе абстрактных типологических систем и моделей, в которых язык представлен всего лишь как материал для других нужд, полностью отметает национальное своеобразие каждого языка в отдельности, языковые особенности каждого города в частности, отношение различных социальных групп к общим явлениям национального языка, прежде всего.
Изучение языка любого населённого пункта важно во многих отношениях. Этот язык является престижной основой литературного языка – высшей формой национального языка на каждом этапе его развития. Не зная “языкового быта”, трудно понять возникновение и стилистическое распределение тех или иных особенностей литературного языка. Не зная речи города, посёлка трудно оценить конкретный вклад каждой социальной группы в развитие современного языка, современной культуры и через них – всей совокупности социальных установлений вообще. Это проблема. Проблема, в первую очередь, культуры речи. К актуальной проблематике культуры речи относится составление разного вида рекламных текстов. Этим и обоснован выбор темы элективного курса: “Владей языком рекламы!”
А что это такое? Язык рекламы - это язык улиц, площадей, парков, магазинов. А почему язык? Потому что у каждого объекта есть своё имя, своё название, попросту, своя реклама: способ поговорить с человеком, идущим по улице. Показать себя, что–то предложить. И, наконец, какой это язык? Хороший или не очень, интересный или незаметный. А как сделать так, чтобы стало заметно, интересно?
Насколько это соответствует общекультурным и эстетическим ожиданиям современного общества? Каким должен быть язык рекламы? Какие требования предъявляются к нему?
Самые широкие круги населения нуждаются в хорошо поставленной рекламе, быстро информирующей о новейших достижениях в промышленности, торговле, бытовых услугах, спорте и туризме, культуре и искусстве.
Рекламное дело в нашем государстве год от года развивается. Сегодня без рекламы не обходится ни телевидение, ни средства массовой информации. Появляются новые формы и виды рекламы, но неизменно ведущую роль в ней играет слово; “ слово – одежда всех фактов” полностью применимо к рекламе. Вот почему так важно научить сегодняшнего школьника не только теоретическому осмыслению особенностей стилистики рекламных текстов, анализу, но и практическому их применению.
Составление рекламы – это искусство. И если современный ученик, покидая школьные стены, будет обучен этому искусству, то это окажет существенную помощь в дальнейшем выборе профессии. Знание языка рекламы, умение правильно и грамотно составить рекламный текст даёт начальные знания о следующих профессиях:
- журналист;
- редактор;
- статист;
- социолог;
- корреспондент;
- дизайнер;
- оформитель;
- декоратор;
- психолог;
- лингвист;
- продавец – консультант.
И ещё одна существенная проблема, которая также обуславливает выбор темы данного курса – использование иноязычных слов в русском языке и в, частности, в языке рекламы.
И.С.Тургенев сказал: “……… ты один мне поддержка и опора”. Это сказано о русском языке!
Но с каждым годом у современного школьника эта опора размывается, становится менее твёрдой.
Такого засорения языка не знала наша история. Зараза распространяется из высших эшелонов власти. Вспомним слова “менталитет”, “альтернатива”, “консенсус”. А зачем?
Лингвисты подсчитали, что политики используют менее 4% слов русского родного языка. А пройдите по нашим улицам. Что увидите? Иностранные слова на рекламных плакатах, листовках, объявлениях. Смотришь всё это и понимаешь, что иногда просто стыдно. Грустно. Ни в одной стране мира не проявляется так цинично и массово неуважение к родному языку. Не потому ли великий Тургенев оставил нам одно из главных напутствий: “Берегите чистоту языка, как святыню!”
Научить наших детей беречь язык, охранять его чистоту посредством использования грамотного литературного языка для составления рекламных текстов, одна из первоочередных задач курса, который просто необходим в современной школе.
Место и роль курса в профильном обучении
Способствует углубленному изучению курса русского языка, в частности, культуры речи.
Цель курса: обучение следованию нормам современного литературного языка при составлении рекламных текстов;
Задачи курса:
способствовать самоопределению в выборе профессии, связанной с культурой владения русским языком;
создавать положительную мотивацию при изучении данного курса;
познакомить учащихся с видами деятельности: исследование, анализ, составление рекламных текстов;
активизировать познавательную деятельность в процессе изучения курса;
повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся;
привлечь внимание к жизни языка в обществе в переломный момент существования общества.
Сроки реализации программы: 16 часов
Основные принципы отбора и структурирования материала:
требования к рекламным текстам;
разновидности рекламы;
соблюдение лексической и синтаксической нормативности
Методы: наблюдение, анализ, эксперимент, исследование
Формы: беседа, лекция, сюжетно – ролевая игра, экскурсия, практическая работа, творческая мастерская