Лингвист ДВ
И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Анна Ахматова «Мужество»
Четверг, 17.08.2017, 20:20


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Психология мотивации в рекламе - Страница 2 - Форум Регистрация Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 2 из 2«12
Форум » Язык рекламы » Психология рекламы » Психология мотивации в рекламе (Установки и стереотипы в рекламной практике)
Психология мотивации в рекламе
lingvistДата: Вторник, 23.12.2008, 15:58 | Сообщение # 11
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Как известно, любая информация, воздействуя на человека, может создавать у него социально—психологическую установку (аттитюд, от франц.) Attitude -положение). Под установкой принято понимать внутреннююпсихологическую готовность человекак каким-либо действиям. Формирование социально-психологической установки, в том числе покупательской, может происходить под воздействием извне.

В связи с этим рассмотрим принцип доминанты А.А. Ухтомского. Слово доминанта происходит от латинского dominare – господствовать.

В психологии доминанта обозначает господствующую рефлекторную систему, которая обуславливает работу нервных центров организма в данный момент времени и тем самым придает поведению определенную направленность.

Согласно А.А. Ухтомскому каждое движение организма определяется характером взаимоотношений корковых и подкорковых центров, актуальными потребностями организма, а также историей жизни всего организма как целостной системы» (Белянин, 2000, 51). А.А. Ухтомский считал доминанту не просто очагом возбуждения и организующий принципом поведения, он рассматривал доминанту как фактор, определяющий характер восприятия мира. От доминанты, по его мнению, зависит «общий колорит, под которым рисуется нам мир и люди» (там же, 52) и, влияя на характер восприятия мира, доминанта имеет тенденцию отбирать в нем преимущественно такое познавательное содержание, которое способствует ее подкреплению. «Человеческая индивидуальность ...склонна впадать в весьма опасный круг: по своему поведению и своим доминантам строить себе абстрактную теорию. Чтобы оправдать или подкрепить свои доминанты и свое поведение» (там же).

Примером может служить чувство влюбленности, когда достаточно вспомнить имя любимого человека и чувствует возбуждение, появляется хорошее настроение и т.д. и наоборот.

Доминанта обладает рядом свойств:
Стойкость во времени.
Доминанта может действовать, но не осознаваться человеком.
Доминантный очаг обладает свойствами одновременно «притягивать» внешние раздражители и «подпитываться» ими.

«Не входить в споры и прения, потому, что, если сложилась доминанта, ее не преодолеть словами и убеждениями, - она будет ими только питаться и подкрепляться, - а следует ждать, когда она сама себя преодолеет опытом... Это из-за того, что доминанта всегда себя оправдывается и логика – слуга ее!» (Викентьев, 1995, 28).
В конкретный интервал времени господствует одна доминанта.

Известно 4 основных механизма коррекции нежелательных доминант:
естественное разрешение доминанты (исповедь – «разрядка наболевшего»);
запрет, торможение «в лоб» (волевые приказы «нельзя»). Длительное управление личностью в таком режиме ведет к конфликту между «хочу» и «нельзя», к так называемой «сшибке нервных процессов» и неврозам...
переведение нужных действий в автоматизм (некоторые обязательные действия при входе в храм, при встрече двух военных);
торможение прежней доминанты новой («Не думайте о белой обезьяне, а думайте о красном крокодиле»).

Реально рекламисты работают с доминантой перешедшей в стадию стереотипа, который можно назвать «следом от доминанты». Это проявляется в том, что у клиента по поводу одного и того же рекламируемого объекта могут возникать различные эмоции, чувства, мысли. В искусстве влияние стереотипов проявляется в известном « non finito » - принципе незавершенности (домысливание произведений с точностью до стереотипов зрителя, слушателя или читателя).

Термин «стереотип» ввел американский политолог У. Липпман в 1922 г. в книге « Public Opinion ». В различной литературе можно встретить понятия сходные по смыслу с термином «стереотип»: установка, потребность, желание, паттерн, образ, имидж, прогнозируемое ожидание, акцептор действия, аттитюд, намерение, пре диспозиция, информированная модель, валентность, вектор, функциональная фиксированность.

 
lingvistДата: Вторник, 23.12.2008, 15:58 | Сообщение # 12
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Стереотипы имеют ряд свойств:
Стереотип влияет на принятие решения клиентом и делает этот процесс нелогичным. Исследования установили, что в потоке различной и часто противоречивой информации покупатель старается ухватиться за ту информацию, которая соответствует его привычным представлениям, установкам и которая не противоречит его прежнему выбору.
Стереотип более конкретен, чем потребность. Это совершенно определенное, зримое, слышимое, представляемое предубеждение-отношение к себе, каналам информации, рекламируемым сообщениям. Так у каждого свое представление об отдыхе;
Хотя стереотипы относятся к сфере идеального, к миру чувств, однако их влияние на поступки людей огромно.

Стереотипы бывают положительными, отрицательными и нейтральными. Задача рекламистов – выявить возможные стереотипы и скорректировать отрицательные стереотипы или усилить положительные.

Начиная разработку рекламного обращения, я всегда старалась поставить себя на место потребителя и найти, в первую очередь для себя, все положительные и отрицательные качества товара и связанные с ним эмоции. В зависимости от этого можно определить, что необходимо сказать потребителю, а о чем лучше умолчать.

Я считаю, что к стереотипам можно отнести выражения: «России нужен кнут», «Красота спасет мир», мнение, что молоко без кипячения испортиться, «Лечить зубы больно».

Основные приемы выявления стереотипов:

Субъективный опыт рекламиста, обнаружение устойчивых тем разговоров среди друзей, знакомых, покупателей, проведение опросов, интервью, анкетирование в фокус группах, метод свободных ассоциаций, построение цепочки действий покупателя, методика неоконченных предложений, выбор из нескольких образцов (передвижение образцов всеми членами коллектива), лист у телефона, аппаратурные методики. В своей работе мне приходилось использовать все приемы, кроме аппаратурных методик.

При разработке необходимо также учитывать «вечные стереотипы», которые являются одной из основ нашей культуры (Викентьев, 1995, 46).


Вечные стереотипы

Победил- Проиграл

Изменение- Сохранение
(Развитие-запрет)
1. Жизнь-смерть;
2. Господство-подчинение :
Я (клиент) – победитель – он нет
Личность-группа
Гений - посредственность
Редкий-стандартный
Молодость-старость
Богатые-бедные
3. Безопасная тайна;
4. Свобода – несвобода:
Желание-возможность

5. Мужчина-Женщина (весь спектр отношений);
6. Мы «За» - они «Против» (свой-чужой);
7. Запреты (заповеди) – их нарушения (грехи).

Типы личностей, их восприятие рекламных образов и потребительские мотивы

Мифы в рекламе

Мифы и сказки создаются людьми на протяжении всего развития человечества. Наверное, без этого жизнь была бы скучна и неинтересна. Реклама также создает мифы только о товаре, так как ей приходится преувеличивать те или иные свойства товара.

Так Э. Фромм писал: «Реклама апеллирует не к разуму, а к чувству; как любое гипнотическое внушение, она не старается воздействовать на свои объекты интеллектуально. В такой рекламе есть элемент мечты, воздушного замка, и за счет этого она приносит человеку определенное удовлетворение - точно так же, как и кино, - но в то же время усиливает его ощущение себя незначительным и бессильным. Все это вовсе не значит, что реклама и политическая пропаганда открыто признают незначительность индивида. Совсем наоборот: они льстят индивиду, придавая ему важность в собственных глазах, они делают вид, будто обращаются к его критическому суждению, его способности разобраться в чем угодно. Но это лишь способ усыпить подозрения индивида и помочь ему обмануть самого себя в отношении «независимости» его решений».

В России вопросы достоверности рекламы регулируются «Федеральным Законом о рекламе», в котором недостоверной считается реклама, содержащая сведения о товаре, не соответствующие действительности. Рекламный миф, образы, сказки о товаре заведомо не могут соответствовать действительности, иначе мы ели бы просто йогурт, пили просто кефир и воду, покупали просто телевизор вместо «Чудо йогурта», «Домика в деревне», «Живого источника». Сами слоганы и товарный знак уже представляют собой миф о фирме, о товаре.

С. Бейкер написал книгу о рекламе «Позволительная ложь», т.е. ложь, которой мы позволяем существовать, которую мы ожидаем. Примерами могут служить «Баунти - райское наслаждение», таблетки Рондо делают из маленького тренера «Зубра», пылесосы – притягивает мужчину с нижнего этажа. Наши рекламисты сейчас тоже сопровождают рекламные обращения надписью: «Ответственность за достоверность рекламы несет рекламодатель, в отличие от зарубежного кредо « Cavet emptor », что в переводе с латыни означает «Пусть покупатель будет начеку».

Даже по поводу самой рекламы в России существует ряд мифов:

«Существует трюк, который нравится всегда и всем клиентам»; «Реклама должна нравиться не клиентам, а рекламодателю»; «Чем больше рекламы, тем лучше»; «Чем больше затрат, тем лучше реклама»; «Реклама всемогуща»

 
lingvistДата: Вторник, 23.12.2008, 16:00 | Сообщение # 13
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Символы

К.-Г. Юнг писал: «Как растение порождает цветок, душа создает свои символы». По Юнгу, бессознательное выражает себя, прежде всего в символах, символ представляет собой - динамическое, живое нечто. Другими словами символ представляет психическую ситуацию индивидуума в данный момент. «Символ включает нечто смутное, неизвестное, или спрятанное от нас... Слово или образ, широкий «бессознательный аспект», который никогда не может быть более точно определен или более точно объяснен».

Реклама – специфическая коммуникация. Коммуникативный акт является обменом сообщения между адресантом и адресатом, при котором используются различные знаки, слова, образы, цвета, которые несут символическую информацию, так как люди наполняют их своим содержанием.

Каждая буква выполняет свою функцию. Так буква «Ъ» стала символом дореволюционной России. Газета «КомерсантЪ», прибавив ее к названию, заявила о преемственности традиций российского предпринимательства. Часто в последнее время используется стиль «граффити», имитирующий «росписи», аналогично оставленным отдельными известными личностями на плакатах, стенах. Буквы любого алфавита имеют свой потаенный смысл (Альфа и Омега) В любой культуре знаки и символы являются носителями информации, которой насыщена народная память. Так можно вспомнить народную вышивку, орнаменты на коврах. Особое значение несут такие символы как крест, круг, квадрат. Большое значение имеет цвет. Вот почему при создании товарных знаков и логотипов фирмы очень важно учитывать эти особенности.

Логотип фирмы - товарный знак, торговая марка фирмы, запечатленная в виде постоянного знака, графически оформленного и юридически закрепленное название фирмы. (Феофанов, 2000, 245).

Образ, который несут товарные знаки, и названия фирм включают в себя несколько ассоциативных уровней:
уровень содержательных ассоциаций, связанных с профилем деятельности фирмы;
уровень культурных ассоциаций;
эмоциональная окраска звучания (Мокшанцев, 2001, 113).

Можно добавить уровень личных ассоциаций рекламодателя.

Товарный знак делает продукцию узнаваемой для потребителя.

 
lingvistДата: Вторник, 23.12.2008, 16:01 | Сообщение # 14
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Использование особенностей цвета в рекламе

Цветовая гамма играет ведущую роль для восприятия рекламного обращения, так как на нем может быть изображен логотип фирмы, образ товара или героя. Поэтому при разработке рекламного обращения необходимо учитывать символику цвета. Цвет широко используется для формирования запланированных ассоциаций. Существуют стереотипы восприятия цвета. Цвета определенным образом воздействуют на нашу нервную систему и тем самым на наши чувства. Сначала ассоциации касающиеся цвета возникают у человека на подсознательном уровне, но постепенно с повторением, человек начинает осознавать их.

«Как показывают специальные исследования 80% цвета и света «поглощаются» нервной системой и только 20%- зрением» (Мокшанцев, 2001, 143).

Цвет влияет на потребительский выбор.

Красный - сила воли, активность, агрессия, сексуальность. Этот цвет привлекает молодежь. Синий - ассоциируется с пассивностью, чувствительностью, спокойствием. В сочетании с белым цветом вызывает ассоциации с морем, свободой. Понижает давление, снижает пульс и ритм дыхания, успокаивает, расслабляет.

Желтый – активность, энергия, солнечный луч, наиболее запоминаемый цвет.

Серый и бордовый – умеренность солидность, изысканность.

Черный - классический, отражающий стабильность, богатство, престиж. Он чаще всего используется для рекламы ювелирных изделий.

Зеленый – цвет жизненных сил, здоровья, природы, понижает давление, расширяет капилляры, применяется при лечении бессонницы и усталости и для рекламы лекарственных средств.

Практические примеры эффективного использования особенностей психологии рекламы в разработках

Как же все - таки достигается высокая эффективность при создании рекламных обращений? Все основные теоретически обоснованные приемы преследуют следующие цели: выделение предмета рекламы, донесение сведений в компактной форме в вербальной и визуальной форме, наиболее привлекательных для потребителя, создать миф, привлекающий потребителя, создать эмоциональный план.

Так как рекламодатели не располагают средствами на исследования реакции потребителей на рекламное обращение, креаторам рекламы приходится учитывать все выше изложенные особенности психологии потребителя и проверять реакцию на собственном опыте путем оценки объема продаж товаров и услуг или недовольства рекламодателей.

В данное время уже существует много квалифицированных специалистов, которые в силу своего опыта работы и образования стараюся учитывать все вышеизложенные принципы. Сейчас появляется много корпоративных образов, которые используются в виде увлекательных мультфильмов для детей «Растишка» «Скелетоны», трогательные семейные сюжеты такие как реклама соков «Моя семья», молочных продуктов «Домик в деревне», сюжетов учитывающих потребности и специфику характера женщин сок «Любимый». В этих примерах, по моему мнению, прослеживаются очень многие психологические особенности, свойственные именно нашему потребителю, а не слепое следование стереотипам западных рекламистов. Для меня это хороший признак того, что создается все больше «родной» нам рекламы, что бы не говорили и как бы ее не критиковали, которая основана на наших традициях, преемственности поколений, народных обрядах и сказках.

 
Форум » Язык рекламы » Психология рекламы » Психология мотивации в рекламе (Установки и стереотипы в рекламной практике)
Страница 2 из 2«12
Поиск:

Copyright MyCorp © 2017