Освещение — это четвертое измерение архитектуры — является сильнейшим инструментом для создания желаемой атмосферы, и не только ее. Осветительные приборы как элементы декоративного оформления входят в оборудование всего, что рекламирует товар. Тип и количество светильников зависят в каждом конкретном случае от площади поверхности, вида и потребностей объекта освещения.
С помощью осветительных элементов на стенде, щите или витрине формируются три основные оптические зоны: показ, передвижение и коммуникации.
Освещение может быть:
— общим, разлитым по всему помещению или по всей поверх-
ности;
— специальным (напольным, настенным, подпотолочным);
— широкого радиуса (прожекторы);
— в виде плотного пучка, предназначенного для концентрации внимания в конкретных точках обзора.
Каковы бы ни были сочетания осветительных элементов, на которые падет окончательный выбор дизайнера, предпочтение должно быть отдано приборам, не вызывающим обесцвечивания и не создающим теневых участков (нейтральным). Только таким образом можно обеспечить создание так называемых "оазисов" света и тени, которые способствуют показу товара "в более выгодном свете" и делают приятным пребывание в помещении.
Учитывая, что 80% информации, получаемой человеком, воспринимается им при помощи зрения, необходимо обеспечить обильное освещение объекта.
Специальные исследования показали, что витрина магазина с освещением в 80 люксов вызвала интерес у 5 из 100 прохожих, 1200 люксов "задержали4 20, а 2000 люксов привлекли 25 прохожих. Установлено: чем слабее источник света, тем гуще вызываемая им тень, результатом чего является утомление посетителя в его стараниях рассмотреть светлые и затемненные стороны рекламируемого
товара.
Психологическое значение имеют:
— нужный оттенок освещения;
— источники освещения;
— распределение света в помещении. ? Психологи полагают, что свет бросает вызов, свет призывает к
действию. Оттенок освещения также имеет огромное значение, вызывая у человека различные настроения.
Независимо от конкретного сочетания осветительных приборов целесообразно стремиться к обеспечению:
— оптического удобства, то есть такого количества и качества освещения, которое создает нормальные для зрения условия;
— совершенства общей картины освещаемой поверхности, улучшающей ее внешний вид и создающей подходящую "атмосферу";
— оптического "руководства" посетителем, то есть его систематического ориентирования на цели, необходимые для осуществления продажи;
— высокой эстетичности или декоративности источников света, то есть дизайна осветительных приборов.
Напротив, рекомендуется избегать:
— холодного освещения, ослабляющего впечатление от освещаемых объектов (товаров);
— перегрева, вызываемого определенными осветительными приборами;
— создания слишком затемненных участков освещаемой поверхности;
— нежелательных эффектов отраженного света.
В любом случае необходимо руководствоваться принципом, который заключается в том, что в расчет принимается угол зрения покупателя, а не продавца. Освещение должно быть таким, чтобы покупателю с первого же взгляда была видна полезность товара и становились явными их преимущества по сравнению с конкурентными товарами.