В условиях образовательного процесса как учитель, так и компетентный в вопросах конфликтологии ученик могут взять на себя груз управления конфликтным взаимодействием, основываясь на двух основных принципах конструктивного завершения педагогического конфликта: 1) исключить насилие как возможный способ преодоления конфликта;
2) разрешение конфликта должно способствовать личностному росту каждого из его участников.
Насилие - всякое физическое, социально-организованное, психическое (словесное, моральное) воздействие на человека, которое неправомерно понижает его нравственный (духовный), социальный (в том числе правовой) и жизненный статус, причиняет ему физические и душевные страдания; а также угроза такого воздействия.
Учёные-социологи выделяют следующие формы насилия: прямое (личное, практикуемое во взаимоотношениях индивидов) либо косвенное; структурное (заключенное в структурах социальных институтов); физическое; психологическое (манипуляции, угрозы, принуждение, психотропное воздействие и др.); скрытое (латентное) и открытое насилие.
И хотя слово “насилие” в русском языке связано со словом “сила”, ненасилие неправильно было бы понимать как полный отказ от принуждения, в том числе такого, которое требует приложения силы. Принуждение может быть нравственно-психическим, социальным, административным или физическим, но насильственным является принуждение, совершаемое неправомерно или ради несправедливых и неправомочных целей.
Современная философия и этика ненасилия основывается на представлениях о том, что:
- насилие всегда порождает насилие или пассивность, т.е. в любом случае торжествует насилие;
- насилию можно противостоять не умножая его, но избавляясь от унижения пассивности, встав на путь активного ненасилия;
- ненасилие направлено не против носителей зла, но против несправедливости и зла как таковых;
- нравственным императивом ненасилия является убеждение, что человек является высшей ценностью;
- ненасилие - это единственное средство, позволяющее в сопротивлении злу сохранить нравственное достоинство. Оно является выражением моральной силы и потому, в отличие от насилия, не требует специального оправдания.
Ненасилие, рассматриваемое как нравственный принцип предполагает милосердие, терпимость к человеческим недостаткам (под недостатками подразумеваются природные, возрастные и социально обусловленные характеристики людей, которые, помимо их желания, создают им сложности в общении), взаимопонимание, участие.
Психологические основы второго принципа, смысл которого состоит в том, что разрешение конфликта должно способствовать личностному росту каждого из его участников, заключаются в идее, что развитие и разрешение конфликта представляет собой острую форму развития личности. В психологическом конфликте изменяются прежние и формируются новые отношения личности. Более того, психологический конфликт - необходимое условие развития.