Лингвист ДВ
И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Анна Ахматова «Мужество»
Вторник, 17.10.2017, 07:01


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная История появления и развития конфликтологической проблематик - Форум Регистрация Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 212»
Форум » Практическая психология » Конфликтология » История появления и развития конфликтологической проблематик (Ключевые понятия: теория функционализма, конфликтная теори)
История появления и развития конфликтологической проблематик
lingvistДата: Воскресенье, 21.12.2008, 15:19 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline

1.1. Появление и противопоставление в науке двух противоположных взглядов на природу конфликтов между людьми.

Одна из характерных особенностей педагогической деятельности учителя заключается в том, что он должен овладеть не только теорией и современной технологией обучения и воспитания, но и уметь разрешать конфликты, возникающие в отношениях с учениками, коллегами по работе, администрацией школы.

Педагогика унаследовала проблему конфликта от этики, философии и социологии. Это обстоятельство во многом обусловило подход к её теоретическому осмыслению и разработке средств практического разрешения.

С древних времён до наших дней сталкиваются между собой две точки зрения на природу конфликта. Первая точка зрения восходит к Аристотелю, который считал, что государство существует от природы и человек по своей природе - существо общественное. При таком подходе конфликт считается значимым, но всё же второстепенным аспектом общей динамики развития общества, его придерживаются учёные-эволюционисты. Второй точки зрения придерживался Т. Гоббс, полагавший, что естественное состояние общества - “война всех против всех”. Он считал, что “природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей ... из этого равенства способностей возникает равенство надежд на достижение целей. Вот почему, если два человека желают одной и же вещи, которой, однако, они не могут обладать вдвоём, они становятся врагами. На пути к достижению этих целей... они стараются погубить друг друга”.

Аристотелевская позиция утверждает в человеке общественное начало, его способность к сотрудничеству с другими людьми, которая заложена как бы в самой природе человека; в то время как позиция, представленная Гоббсом, исходит из того, что человек есть некая самость, индивид, для которого другие люди представляют собой среду его обитания, врагов или партнёров, который сам формулирует свои цели и задачи и стремится к тому, чтобы использовать свои связи и отношения с другими людьми в качестве средств достижения своих целей.

Таким образом, по мнению Гришиной Н.В., возникли два подхода к изучению явления конфликта в отношениях между людьми. Основные принципы первого подхода (теория функционализма):

n общество - это система частей, объединённых в единое целое;

n общественные системы сохраняют устойчивость, поскольку в них существуют внутренние механизмы контроля;

n дисфункции существуют, но они преодолеваются сами по себе или в конце концов укореняются в обществе;

n изменения обычно имеют постепенный, а не революционный характер.



Основные принципы второго подхода (теория конфликта, Дарендорф):

n отличительными чертами любого общества являются господство, конфликт и подчинение;

n общественная структура основана на власти одних групп людей над другими, например предпринимателей над рабочими, офицеров над солдатами, преподавателей над студентами и т. д.

n у каждой из таких групп есть общие интересы независимо от того, осознают их входящие в такие группы или нет;

n когда люди осознают свои общие интересы, они образуют общественный класс;

n классовый конфликт обостряется, если а) почти вся власть сосредоточена в руках нескольких людей, а остальные почти полностью лишены её; б) те, кто лишён власти не имеют возможности её получить.

Наиболее сильными выразителями второй теории явились Карл Маркс (1818-1883) и Георг Зиммель (1858-1918), идеи которых заложили основание современной конфликтологии. Основным тезисом К. Маркса, повлиявшим на возникновение «конфликтной» модели общества, является в постулирование неизбежности классовой борьбы. Подобно Марксу, Зиммель полагал, что конфликт в обществе неизбежен, он проявлял интерес к широкому спектру конфликтных явлений, описывая конфликты и между этническими группами, и между мужчинами и женщинами и между разными поколениями людей и культурами, и т. д. Но главное отличие социологии конфликта Зиммеля от идей Маркса - это вера в то, что конфликт может приводить к социальной интеграции и , обеспечивая выход враждебности, усиливать социальную солидарность. Конфликт, по Зиммелю, не всегда и не обязательно приводит к разрушениям.

 
lingvistДата: Воскресенье, 21.12.2008, 15:20 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Последователями Маркса и Зиммеля и современными «классиками» конфликтологии считаются немецкий социолог Р. Дарендорф и американский учёный Л. Козер. Определение конфликта, принадлежащее Л.Козеру, является одним из наиболее распространённых: «Социальный конфликт может быть определён как борьба из-за ценностей или претензий на статус, власть или ограниченные ресурсы, в которой целями конфликтующих сторон являются не только достижение желаемого, но также и нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника» (Coser, 1968, p.232). Интересы Козера фокусируются на функциях конфликта. Его первая большая работа так и называлась «Функции социального конфликта» (1956). Козер пишет, что конфликты могут способствовать интеграции, позитивным изменениям и нововведениям, уменьшению враждебности и ослаблению напряжения, выполнять сигнальную функцию, привлекая внимание к необходимости изменений.

Основателями теоpетико-игpовой школы изучения конфликтов являются Т.Шелинг и В.Pапопоpт. В моделях этой школы с особенной яркостью пpоявилось игноpиpование содеpжания конфликта и его онтогенеза.

Для изучения конфликта и его описания пpедлагаются игpовые математизиpованные модели задач на выбоp оптимальной стpатегии выигpывания. Благодаpя возможности пpедельно абстpагиpоваться и таким обpазом pафиниpовать пpоцесс столкновения эта школа получила большое число последователей - экспеpиментатоpов и моделиpующих теоpетиков. Пеpвое напpавление в итоге вылилось в пpактику деловых игp. Втоpое явилось хоpошим основанием для pазpаботки типологии, стpатегии и поэлементного анализа фоpмальных моделей конфликтных ситуаций .

В 1942г. американский учёный М.Фоллет замечает, что сам по себе конфликт как факт pазличия мнений, интеpесов, стpемлений людей не может быть ни плох, ни хоpош, и pассматpивать его следует, отбpосив этические пpедpассудки, следовательно, поскольку конфликта не избежать, надо его использовать. Новая стpатегия конфликтного поведения - интегpация (когда находится такое pешение, пpи котоpом выполняется оба желания и ни одна из стоpон пpи этом ничего не жеpтвует). Именно интегpация откpывает пpинципиально новые возможности конфликта. В основе интегpации ясное и откpытое выявление всех pазличий, вычленение наиболее существенных пpотивоpечий, уяснение используемых понятий и т.д.

Можно считать, что с этого момента конфликтология сделала сеpьёзный шаг в своем pазвитии, не просто поставив под сомнение однозначно деструктивную функцию конфликта, но прямо указав на его позитивную роль и положительные следствия. В этой части преимущественно замечалась диагностическая функция конфликтов. В амеpиканской социальной психологии появляется следующая логика:

В конфликте должны быть выигpавший и пpоигpавший (победитель и побежденный).

Я не должен пpоигpать

Значит, пpоигpать должен ты.

Но проигравшие могут причинить неприятность и представляют собой угрозу.

Следовательно, если ты выpажаешь недовольство своим пpоигpышем, - ты есть зло.

Pассматpивая возможность такой стpатегии pазpешения конфликта, Р.Фишер обсуждает ваpиант так называемых "выигpыш-выигpыш" ситуаций. Соглашение достигается в опоpной ситуации, когда пpинято высококачественное pешение, не встpечающее возpажений. Типичные пpавила действий в этом ваpианте пpедполагают, что участники пpежде всего стpемятся победить пpоблему, а не дpуг дpуга, ищут конструктивные подходы к ситуации.

Pазpешение конфликта ни в коем случае нельзя pассматpивать ни как феноменальное исчезновение инцендента, ни как изживание негативного отношения или пеpеживания. В констpуктивном подходе pазpешение заключается в выходе на качественно новый уpовень пpотивоpечия.

 
lingvistДата: Воскресенье, 21.12.2008, 15:21 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline

Современные взгляды на проблему конфликта можно сформулировать в нескольких тезисах:

n Конфликт - это распространённая черта социальных систем, он неизбежен и неотвратим, а поэтому должен рассматриваться как естественный фрагмент человеческой жизни.

n Конфликт не всегда и не обязательно приводит к разрушениям, напротив, при определённых условиях даже открытые конфликты могут способствовать сохранению жизнеспособности и устойчивости социального целого.

n Конфликт содержит в себе потенциальные позитивные возможности. Общая идея положительного эффекта конфликтов сводится к следующему: «Продуктивность конфронтации проистекает из того факта, что конфликт ведёт к изменению, изменение ведёт к адаптации, адаптация ведёт к выживанию» (Goddard, 1986, p.8). Если мы перестанем воспринимать конфликт как угрозу и начнём относиться к нему, как к сигналу, говорящему о том, что надо что-то изменить, мы займём более конструктивную позицию. Ценность конфликтов в том, что они предотвращают окостенение системы, открывают дорогу инновациям. Конфликт - это стимул к изменениям, это вызов, требующий творческой реакции.

Конфликт-изменение-адаптация-выживание

n в китайском языке иероглиф «конфликт» образован сочетанием двух иероглифов. Один из них означает «риск», «опасность», а другой - «благоприятная возможность». В конфликте, бесспорно есть риск разрушения отношений, опасность непреодоления кризиса, но есть также и благоприятная возможность выхода на новый уровень отношений. В конфликте потенциально заложено мощное конструктивное начало.

n Конфликт может быть управляем, причём управляем таким образом, что его негативные, деструктивные последствия могут быть минимизированы, а конструктивные возможности усилены.

1.2. Педагогическая конфликтология: основные понятия.

Основываясь на этих общих положениях, мы и приступим к изучению отдельного раздела конфликтологии - конфликтов, возникающих в педагогическом процессе. Данные конфликты имеют целый ряд особенностей:

n ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций: ведь школа - модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми;

n участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель-ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;

n разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;

n различное понимание событий и их причин (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребёнка, а ученику - справиться с эмоциями, подчинить их разуму;

n присутствие других учеников делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;

n профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место поставить интересы ученика.

n всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы, в которые включаются другие ученики.

Под понятием педагогическая конфликтология мы будем иметь ввиду область научных психолого-педагогических знаний о путях, способах и средствах предвидения, предупреждения, преодоления противоречий, возникающих в учебно-воспитательном процессе. Противоречия в этом случае - это объективно существующие и взаимоисключающие друг друга условия.

Проанализируем некоторые варианты противоречий, возникающих в образовательном процессе, предложенные Л.Л.Шевченко (стр. 487):

1. Противоречия в системе иерархии целей; между генеральной целью воспитания и личными целями учителя и учащихся, целями частно-методическими.

2. Противоречия между уровнем теоретической подготовки учителя и его практическими умениями.

3. Противоречия между задачами воспитания (обучения) и используемыми формами работы.

4. Противоречия между личными целями учащихся и задачами коллективной деятельности.

5. Противоречия между поставленными задачами обучения, воспитания, развития учащихся и избранной системой методов обучения и воспитания.

6. Противоречия между задачами урока и уровнем познавательной активности учащихся.

7. Противоречия между возможностями учащихся в “зоне ближайшего развития” учащихся и задачами урока.

8. Противоречия между возможностями отдельных учащихся и коллективным характером обучения.

9. Противоречия между общеобразовательными стандартами и задачами творческого развития личности.

10. Противоречия между уровнем потребностей учащихся и возможными формами их удовлетворения.

11. Противоречия, вызванные неравномерностью физического и психического развития учащихся.

12. Противоречия между авторитарным стилем общения взрослого и возрастным негативизмом ребёнка.

Попытайтесь сформулировать хотя бы ещё одно, известное вам, противоречие педагогического процесса.

 
lingvistДата: Воскресенье, 21.12.2008, 15:21 | Сообщение # 4
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Если взаимодействие, например, учителя и ученика обусловлено одним из этих противоречий неизбежно возникает конфликт, но будет ли этот конфликт конструктивным или деструктивным зависит только от самих его участников, их желания, возможностей, конфликтологической компетентности.

Итак, первоначально понятие конфликт связывалось учёными с рассмотрением процессов борьбы между людьми в обществе. В силу того, что общество представлялось системой гармоничной, где существует внутренняя согласованность между его различными частями, конфликт воспринимался как патология, которая должна быть исключена из жизни общества. В противовес теории эволюционизма была сформулирована «теория конфликта», для которой конфликт - это характеристика любого общества. Признание конфликта в качестве закономерной характеристики общества позволило перейти к более глубоким его исследованиям и решению задач управления конфликтами.

К настоящему моменту в различных областях научного знания наработан глубокий теоретический и разнообразный практический материал, который необходимо использовать при изучении конфликтов, возникающих в отношениях между участниками педагогического процесса.

Педагогические конфликты имеют особенности, связанные со спецификой учебной деятельности, различием в статусе и возрасте взаимодействующих сторон.

Перед педагогами встаёт задача разработки технологий управления конфликтами, но сделать это в рамках одной науки непросто, следовательно необходима интеграция разных предметно-профессиональных позиций. Но помехой этому выступает рассогласованность понятий описывающих явление конфликта. В следующей главе мы попытаемся дать определение понятию педагогический конфликт и параметрам, его определяющим.

Вопросы для самопроверки к 1 главе.

1. Взгляды какого из перечисленных учёных послужили основой теории функционализма?

1.1. Аристотель

1.2. К. Маркс

1.3. Г.Зиммель

1.4. Т. Гоббс

1.5. Л. Козер

2. Какие из положений принадлежат теории конфликта?

2.1 общество - это система частей, объединённых в единое целое;

2.2 отличительными чертами любого общества являются господство, конфликт и подчинение;

2.3 изменения обычно имеют постепенный, а не революционный характер.

2.4 общественная структура основана на власти одних групп людей над другими, например предпринимателей над рабочими, офицеров над солдатами, преподавателей над студентами и т. д.

2.5 классовый конфликт обостряется, если а) почти вся власть сосредоточена в руках нескольких людей, а остальные почти полностью лишены её; б) те, кто лишён власти не имеют возможности её получить.

3. Под понятием педагогическая конфликтология мы будем иметь ввиду:

3.1. науку, изучающую конфликты;

3.2. область научных психолого-педагогических знаний о путях, способах и средствах предвидения, предупреждения, преодоления противоречий, возникающих в учебно-воспитательном процессе;

3.3. область научных психолого-педагогических знаний о конфликтах в школе;

3.4. науку, изучающую противоречия педагогического процесса;

3.5. область научных психолого-педагогических знаний о путях, способах и средствах предвидения, предупреждения, преодоления возрастных противоречий, возникающих в учебно-воспитательном процессе.

 
lingvistДата: Воскресенье, 21.12.2008, 15:22 | Сообщение # 5
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Понятие конфликта и параметры его описания.



Ключевые понятия: конфликт, субъекты конфликтного взаимодействия, объект конфликта, предмет конфликта, контекст конфликта, иерархия потребностей.

2.1. Сущность системного подхода при анализе конфликта.

Одним из основных понятий конфликтологии является понятие - “конфликт”.

Для анализа конфликта, как явления действительности используем системный подход, при котором конфликт рассматривается как одно из возможных состояний отношений между объектами социальной системы.

Проанализируем схему развития отношений в социальной системе (см. рис. 1).

Рисунок 1. Процесс развития отношений в социальной подсистеме.

На схеме отражено циклическое саморазвитие отношений в системе через преодоление конфликтов, но возможен и регресс или даже распад системы при отсутствии навыков конструктивного разрешения проблемы.

Под отношениями мы будем подразумевать субъектно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых ими друг на друга в процессе совместной деятельности. В отношениях между учителем и учеником выделяют несколько слоёв, от которых во многом зависит адекватность взаимодействия между участниками педагогического процесса.

Ролевые отношения в школе значительно преобладают над личностными. За несколько лет работы в школе интерес и новизна в работе заменяются опытом: учителей меньше удивляет неожиданность поступков учеников, чаще раздражает оригинальность их поведения, а поиск контактов через “душевные” разговоры с ними заменяется отработанными профессиональными мерами воздействия. Ученики каждый раз по-своему проходят путь становления личности, учитель не может этого сделать: у него вырабатываются определённые стереотипы в отношениях с учащимися. Эти “ролевые” противоречия являются постоянным источником конфликтов в отношениях учитель-ученик.

Личностные отношения с учителем пробуждают у ученика надежду на внимание, когда он из “учащегося” становится в глазах учителя “индивидуальностью”, что в какой-то мере обеспечивает адекватное разрешение конфликтов в образовательном процессе.

Отношения коллективной деятельности. Межличностные отношения влияют на характер отношений учителя с учениками при организации коллективных форм работы с классом.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что конфликт является одним из этапов развития отношений между людьми, и вслед за многими исследователями можно утверждать, что именно он является принципиально человеческим способом разрешения противоречий в межличностных отношениях.


 
lingvistДата: Воскресенье, 21.12.2008, 15:23 | Сообщение # 6
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
2.2. Структура конфликта. Природа конфликта в свете человеческих потребностей.

Таким образом под понятием “педагогический конфликт” мы будем иметь ввиду взаимодействие субъектов педагогической системы, обусловленное противоречиями, возникающими в образовательном процессе. Где образовательный процесс - “совокупность целенаправленного учебно-воспитательного, учебно-познавательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом” Симонов В.П.

Рассмотрим в общем виде параметры описания конфликта (см. рис. 2).

Рисунок 2. Параметры описания конфликта.

Конфликт на рисунке изображён в виде треугольника, сторонами которого являются: 1. субъекты (стороны конфликта), 2. предмет и объект конфликта, 3.процесс развития конфликта, 4. социальный контекст.

1. Субъекты (участники, стороны конфликта) - это те персоны, чьи интересы, будучи противоречивыми, при необходимости взаимодействия, реализуются через столкновение. Субъектами педагогического конфликта могут являться: педагоги, воспитанники, администрация, родители.

Они характеризуются:

- отношением к конфликту (восприятием конфликта);

- моделью (типом, программой) поведения в конфликте;

- своим пониманием целей конфликта или ожиданием определенного результата;

- социальным статусом.

Ранг или статус участника конфликта определяется относительным уровнем его возможностей по реализации своих целей в конфликте.

По направленности конфликты делят на “вертикальные”, “горизонтальные” и “смешанные”. ”Горизонтальные” конфликты происходят между людьми, равных статусов, “вертикальные” - между людьми, находящимися в непосредственном подчинении один от другого. В “смешанных” конфликтах, как правило, присутствуют обе составляющие” (конфликт между учителем и родителями ученика).

Конфликт между учащимся и учителем безусловно имеет “вертикальную направленность”. Отношения между учителем и учеником никогда не бывают и не могут быть абсолютно равными - сказываются и возрастные различия и неодинаковость жизненного опыта, и асимметричность социальных ролей. Учитель, нарушающий эти незримые границы, не только ставит себя в сложное положение, но и обманывает ожидания ученика, жаждущего найти в нём не сверстника, а именно старшего друга и наставника. Учёные-социологи считают, что в отношениях власти и подчинения не следует ожидать гармонии, но необходима грамотность - культура общения.

 
lingvistДата: Воскресенье, 21.12.2008, 15:23 | Сообщение # 7
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
2. Предмет и объект конфликта (потребности, интересы, ценности).

Объект конфликта - это конкретная материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, принцип, норма) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента.

Предмет конфликта - объективно существующая или мыслимая (воображаемая) проблема, служащая источником раздора между сторонами, основное противоречие, из-за которого возник конфликт.

Объект конфликта легко распознается и он чаще всего является его поводом. Предмет же определить сложнее, он выявляет сущность спора, его причину. Предметом конфликта чаще всего является право.

Например, если объектом конфликта учителя и учащегося чаще всего становится отметка, выставленная преподавателем (55% всех конфликтов), то предметом в данном случае является право ученика оспорить отметку преподавателя.

Зачастую предметом конфликта являются потребности, интересы и ценности его участников.

Потребность - состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. Наличие у человека потребностей свидетельствует о том, что он “испытывает нужду в чём-то, что находится вне его, - во внешних предметах или в другом человеке”.

Пётр Михайлович Ершов выделяет три основные группы потребностей:

(1) биологические потребности (всё, что обеспечивает физическое существование человека): пища, одежда, жилище, сон, отдых, потребность двигаться и др.;

(2) социальные потребности (удовлетворение их уже в большей мере предполагает участие других людей): любить и быть любимым, уважать кого-то и быть уважаемым, потребность в престижности социального положения (должность, место работы, достойная зарплата), и т. д.

(3) идеальные потребности (потребности познания себя, других, окружающего мира, потребность в самореализации, свободе вероисповедания), и т. д.

Отличить настоящие идеальные потребности познания от потребностей познания для удовлетворения социальных нужд и желаний можно, имея ввиду бескорыстие. То есть - познаю ради самого процесса познания.

Осознанные потребностей становятся интересами. Другими словами, интерес - это отношение субъекта потребности к самой потребности, а также к условиям и способам её удовлетворения. Потребность можно обнаружить в мотивах, влечениях, желаниях, интересах, ценностях человека. Потребность - это:

- источник активности личности;

- регулятор поведения человека;

- определитель направленности личности.

Из всей совокупности интересов выделяются такие, в которых реализуется отношение человека к потребностям самовыражения, а также представления о назначении человека и смысле его жизни, о достоинстве и свободе личности. в этом случае мы говорим о ценностях. Каждому человеку присуща индивидуальная, специфическая иерархия личностных ценностей. Формой выражения ценностей могут быть, например, следующие категории: добро и зло, любовь, истина и заблуждение, свобода, справедливость, жизнь, материнство, детство, добродетель и грех, счастье, красота и безобразие, и т.д.

Потребности выступают как непременные функциональные характеристики живых и социальных систем. Они представляют собой такие состояния данных систем, которые отражают момент динамического расхождения, рассогласования, словом, противоречия между объективно необходимыми и конкретно наличествующими параметрами их существования. Следовательно потребности и являются исходным звеном во внутренней причинной цепи функционирования и развития названных систем, стимулирующим их активную деятельность по разрешению возникших противоречий. Можно выделить различные классы конфликтов на основе потребностей субъектов взаимодействия

 
lingvistДата: Воскресенье, 21.12.2008, 15:24 | Сообщение # 8
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
http://ro.mgou.mhost.ru/admin....7484284 ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК
 
lingvistДата: Воскресенье, 21.12.2008, 15:26 | Сообщение # 9
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Задача педагога состоит в том, чтобы заметить момент актуализации конфликта, проанализировать конфликтную ситуацию, взглянуть на конфликт как на головоломку, которая должна быть решена, определить перспективы её развития и создать условия для её конструктивного завершения.

Для этого необходимо помнить, что участники образовательного процесса имеют не только обязанности, но и права. И одно из этих прав - право на ошибку. Педагог сможет гораздо легче ориентироваться в ситуации, если освободится от “ореола непогрешимости”, который мешает ему признать свои ошибки и вовремя их исправить. Может быть разрешению этой проблемы будет способствовать ознакомление с памяткой-шуткой:

ТЕОРИЯ ОШИБОК

памятка-шутка

ошибки так же неисчерпаемы

как и атом
Аксиома.
В любой работе есть ошибки.

Закон пропорциональности.
Чем более работа необходима, тем больше в ней ошибок.

Следствие.
Ошибок не содержит лишь совершенно не нужная работа.

Закон находимости ошибок.
Педагог скорее обнаружит ошибку в чужой работе.

Следствие.
Ошибке не всё равно кто её обнаружит.



Фундаментальный закон теории ошибок.

На ошибках учатся.

Следствие 1.
Увлечённый работой человек становится учёным.

Следствие 2.
Чем больше человек допускает ошибок, тем быстрее он становится учёным.

Следствие 3.
Крупный учёный никогда не пишет правильных работ.

Замечание. На то он и учёный.

 
lingvistДата: Воскресенье, 21.12.2008, 15:32 | Сообщение # 10
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Позитивными последствиями многих конфликтов являются успехи в учёбе, нормализация поведения, регулярное посещение занятий и т. д.

Во многих работах по психологии конфликт называется не просто конструктивным, а даже продуктивным. Как конфликт между учителями и учащимися десятого класса по поводу выпускного концерта. Учителя призывали положиться на их опыт и знания, а учащиеся требовали отдать инициативу организации концерта в их руки. В результате общего обсуждения наболевших вопросов было выработано соглашение и поставлен отличный концерт.

 
Форум » Практическая психология » Конфликтология » История появления и развития конфликтологической проблематик (Ключевые понятия: теория функционализма, конфликтная теори)
Страница 1 из 212»
Поиск:

Copyright MyCorp © 2017