Лингвист ДВ
И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Анна Ахматова «Мужество»
Вторник, 17.10.2017, 07:02


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная В ГОСТЯХ У БАБЫ ЯГИ - Форум Регистрация Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 3123»
Модератор форума: lingvist 
Форум » Полезности и нужности (для педагога) » Сказочные и околосказочные события » В ГОСТЯХ У БАБЫ ЯГИ (ТАЙНЫ ЧЕРДАЧКА.)
В ГОСТЯХ У БАБЫ ЯГИ
lingvistДата: Четверг, 15.01.2009, 05:39 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Где живёт баба яга? В избушке на курьих ножках, которая так просто не поворачивается.

Что же надо сказать? Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом. Мне в тебя влезть, хлеба-пива есть. Вот и хозяйка этого чудного местечка.
А как вы думаете, у бабы яги одно имя или вы знаете что-нибудь ещё? Оказывается имён у неё много, вот послушайте: Яга, Яга-Баба, Ягая Баба, Ягабиха, Ягая, Ягинишна, Ягиха, Ягишна - баба-яга, сказочный персонаж. По русским народным сказкам мы знаем бабу ягу как страшную старуху-волшебницу: "На печи, на девятом кирпичи лежит баба яга, костяная нога нос в землю врос, сопли через порог висят, сама зубы точит". "
Кости у неё местами выходят наружу из-под тела; она ездит за человеческим мясом, похищает детей, ступа железная".
Одноглазая, одноногая (костяная, железная), лохматая, с большим носом, горбатая. Живёт в дремучем лесу или на его окраине, в избушке на курьих ножках. Пожирает людей. Об этом свидетельствует забор из человеческих костей вокруг её избушки, на заборе черепа, вместо засова - человеческая нога, а вместо запоров - руки, замок - с острыми зубами. Наша баба яга добрая, не так ли?
Посмотрите, какая она аккуратная, даже милая. И печка у неё побелена

 
lingvistДата: Четверг, 15.01.2009, 05:41 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Иногда к ней в избушку заходит добрый молодец, который спешит в тридевятое царство. Старая ведунья испытывает его ум мудрёными загадками, прежде чем решить, помочь герою или зажарить его в печи.
Иногда она сама становится жертвой своей хитрости и попадает в кипящий котёл. После испытаний героя баба яга становится помощницей, она предвещает герою его будущее, указывает дорогу в неведомые страны, дарит богатырского коня или клубок.
-Нечистая сила неопределённого пола: "не то мужик, не то баба" /Лихо Одноглазое/
-Как зовут сестрицу бабы яги, хозяйку болота? Кстати, есть ли у бабы яги родственники, далёкие и близкие?
И кому могут принадлежать вот эти лапоточки?
В сказках встречаются две (или три) сестры, такие же сварливые старухи.
Её братья (вариант: сыновья) - 6-ти, 9-ти, 12-тиголовые змеи.
У неё есть сын Олёшка - коротенькая ножка или три сына (черти).
Встречаются также Ягишны - дочери (иногда внучки), или живущая с ней дочка Маринка.

Если внимательно присмотреться, то можно заметить, что своей косматостью и лохматостью баба яга похожа на лешего, внешностью - на кикимору. А в некоторых сказках баба яга также сидит и прядёт, как кикимора. Водяного описывают по-разному: безобразный старик, опутанный тиной, с большой бородой и зелёными усами, тело покрыто чешуёй, между пальцами рук перепонки. Если Водяной появляется среди людей, то его можно узнать по характерному признаку: у него с левой полы одежды всегда капает вода, и где бы В. ни сел, после него место остаётся мокрым. В воде он ездит на соме - "чёртовом коне". Его стада - коровы чёрного цвета -обычно пасутся по берегам рек и озёр. Летом В. бодрствует, а зимой спит. Кикимора может жить в доме, в бане, в хлеву, на гумне, в курятнике, в старых строениях и даже кабаках. Также известна как обитательница дремучих лесов и непроходимых болот. Одним она представлялась маленькой, уродливой, худой старухой, другим - девушкой с длинными чёрными волосами, с белым лицом и чёрными глазами. В доме К. вредит по мелочам: разобьёт горшок, ощиплет кур, кинет луковицей с подполья. Но К. могла и помогать хозяевам, предупреждать о приближающей беде, выходя с плачем из подполья. Кот - животное, которое более всего связано с нечистой силой. Считалось также, что К. - это чёрт-оборотень. Но К. считался и любимцем домового, который и сам мог появиться в его образе. В волшебных сказках К. действует вместе с героем или является наградой ему за службу. Кощей Бессмертный, имя мифического персонажа заимствовано из тюркского языка ("кошчи" - обозный раб, конюх) и известно уже по Киевской летописи 12 века в значении "слуга", "раб". В северной Руси тоже было распространено слово "кощей". Первоначально словом "кощей" обозначали людей самого низшего ранга. В русской мифологической традиции К.Б. относится к персонажам потустороннего мира, кощного царства (царство мёртвых, где обитают умершие предки), к существам демонической природы, воплощающим зло, коварство и вероломство. Он же выступает в роли скупого хранителя сокровищ и похитителя красавиц. Леший, хозяин зверей и леса в целом. Л. представлялся стариком в белой одежде и в большой белой шапке, а также одетым в звериную шкуру. У него нет ни правого уха, ни бровей, ни ресниц, но зато длинная зелёная борода и закинутые налево волосы ниже плеч. У Л. синяя кровь, он не отбрасывает тени. Одежда запахнута на левую сторону, лапти тоже обуты наоборот. Л. может увеличиваться и уменьшаться в росте (как сосна в лесу, как трава в поле). Кот - животное, которое более всего связано с нечистой силой. Считалось также, что К. - это чёрт-оборотень. Но К. считался и любимцем домового, который и сам мог появиться в его образе. В волшебных сказках К. действует вместе с героем или является наградой ему за службу. Как вы думаете, зачем нужен бабе яге чёрный кот? Сова? Во-первых, это её друзья и помощники. Во-вторых, вы помните, что она может оборачиваться в змеиху, кобылу, корову, дерево, оборачивает и людей, может испортить их, лишить жизни. Чем же известна баба яга? Что же в ней такого необыкновенного? "Баба яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирается, помелом след заметает". Может летать и на помеле, и на ухвате. Баба яга колдует возле печи, использует как травы, так и слова заветные. Давайте поиграем в игру "Волшебный камень". Выберем нашу "бабу ягу" и проверим её волшебные способности: "баба яга" встаёт в круг, закрывает глаза. Дети передают волшебный камень друг другу. Когда "баба яга" открывает глаза, то пытается угадать, у кого сейчас находится камень (желательно под музыку, напр. "Новогодние приключения Маши и Вити"). Как вы думаете, баба яга просто выдумана? Ведь сказка - ложь, да в ней намёк. Оказывается баба яга не просто вредная старушка, а древняя богиня смерти. Но с появлением земледелия и земледельческой религии все лесные божества превращаются в сплошную нечисть. И образ бабы яги остался жить лишь в сказках. Её избушка находилась на границе мира людей и царства мёртвых и считалась вратами в подземное царство, где обитали души умерших, подземные боги и демоны. Иван-царевич, попадая в избушку, находился во власти бабы яги - она решала, продолжит ли он путь дальше или должен умереть. Образ избушки навеян старинными ритуальными жилищами, в которых проводили время молодые люди во время обрядов инициации (лат. совершение таинств, посвящение - в родовом обществе система обычаев, связанных с переводом юношей и девушек в возрастной класс взрослых мужчин и женщин с целью подготовки к производственной, общественной и семейной жизни. Молодых людей тренировали и испытывали - обрезание, рубцевание, выбивание зубов). Возвращение после обрядов означало второе рождение человека. Иван-царевич, попадая в избушку, находился во власти бабы яги - она решала, продолжит ли он путь дальше или должен умереть. А выглядела баба яга предположительно как женщина-животное. Баба яга однонога. А в мифологиях многих народов одноногие существа так или иначе связаны с образом змеи: змея - человек со змеиным хвостом - одноногий человек - хромой. И баба яга не ходит, а летает, подобно мифическому змею, дракону. Но с появлением земледелия и земледельческой религии все лесные божества превращаются в сплошную нечисть. И образ бабы яги остался жить лишь в сказках.

 
lingvistДата: Четверг, 15.01.2009, 05:48 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Бабя-Яга, или же иначе Буря Яга Усоньша Виевна, божественный персонаж, стоящий на грани между двумя мирами, между жизнью и смертью. Ее избушка - это своего рода вход в иной мир. В глухом лесу, на берегу речки Смородины, разделяющей миры, вдали ото всех стоит она. И не просто стоит, а поворачивается то к миру живых, то к миру мертвых, в зависимости от того, кто к ней в дом заходит. Чтобы подчеркнуть опасность прикосновения к миру Мертвых, забор вокруг избы - из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова - человеческая нога, вместо запоров - руки, вместо замка - рот с острыми зубами. Сунувшемуся к ней во двор из любопытства уже не уйти.

Внешность Бабы-Яги также подчеркивает ее принадлежность к иному миру - старая, уродливая, бородавчатая, с растрепанными волосами и огромного роста. Все, что уродливо, древние люди инстинктивно приписывали Темному Царству. Однако это - всего лишь маска, которую она надевает, чтобы еще раз показать опасность контакта с миром Мертвых, и, отчасти, миром Магии, который размывает грань между живым и мертвым. Баба-Яга - хозяйка магии. На грани миров ее магия вычурна и угрожающа. В сказках она владеет огнедышащими конями, сапогами-скороходами, ковром-самолетом, гуслями-самогудами и мечом-самосеком. Может оборачиваться и в зверя, и в тучу.

Связана Яга и со стихийными силами земли: она может насылать дожди и метели, может общаться с дикими зверями. Это упоминание относит ее к числу очень древних славянских божеств, функции которого погребены под слоем времени, и мифы оставляют ей совсем немного… С одной стороны Яга общается с темными персонажами - во всех сказках ее закадычными друзьями являются и Змей-Горыныч, и Кащей Бессмертный. Однако вопреки всему в мифах Яга действует по своим воле и разумению. Так, она помогает Яриле, снимая с него чары, наложенные Кащеем. Ищущие ответа и не боящиеся заплатить за знание жизнью (а это равносильно смертельной опасности инициации при вступлении на путь магии), могут найти у нее помощью и совет. Только мотивация для такого поступка должна быть значимой, чтобы стоящая на грани миров Яга действительно восприняла просьбу о помощи всерьез.

В сказках рассказывается о том, как она сажает в печь детей, мучает молодых девушек, не гнушается испортить жизнь и добрым молодцам. Но кто сказал, что Яга должна быть приветливой со всеми? Она - своего рода жрица, проводящая инициацию. Кто-то проходит ее, изменяясь, кто-то - нет. Кто-то поднимается выше, кто-то становится жертвой. Для кого-то смерть в племени печи (чистая, огненная смерть!) куда лучше того, что с ними может случиться, если они окажутся слабее и проиграют в противостоянии света и тьмы.

Баба-Яга - это Черная Луна, хозяйка тьмы и чародейства. Ее образ восходит к образу Триединой Великой Матери, хранящей в себе зародыш жизни, саму жизнь и смерть. Но так как смерть для людей выглядит конечной и пугающей точкой, прерывающей ход жизни, то и богини, властвующие над смертью, воспринимаются как "отрицательные" персонажи.

 
lingvistДата: Четверг, 15.01.2009, 05:48 | Сообщение # 4
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
http://www.witchmirror.ru/Mif/Russia/babayaga.html

Какова же в мифологии история Бабы-Яги?

"…была она Ясей Звездной, и влюбилась в Дона-батюшку, сына Ра с Коровой Дану. И охотился Дон на Вепря. И поднял на клыки Дона мощный Вепрь… погиб тогда Дон… Его кровушка потекла рекой. И тогда вдова Дона-батюшки от печали стала Ягою, и отправилась в царство Темное, и навеки здесь поселилась…"

Здесь стоит сделать одну маленькую поправку. На мой взгляд Баба-Яга - это не просто имя персонажа, это наименование должности, на которую время от времени попадали совершенно разные боги. Была - Яся Звездная, была и Буря-Яга Святогоровна, и Вила Сида, и Азовушка, и Ненила, иДомна. Прослеживается идея разных инкарнаций, которые проходит и она, и ее супруг. Дон-богатырь был и Асилой, и Рамной, и Тавром, и Гвидоном, и Велесом.

Встретились в рукопашной схватке за первенство Велес и Буря-Яга, долго бились, да каждый раз боги отводили руку, занесенную для рокового удара, и у нее, и у него. И в один момент прозрел Велес, увидел, что за ужасной оболочкой великанши скрывается совсем другая, иная Яга. И вовсе она не безобразна: но видеть это чародейство мог только Велес, полюбивший ее; для всех остальных оставалась она уродливой и отталкивающей. Обвенчались они, стали вновь, как и в прошлой жизни, мужем и женой. Но воспротивилась такому браку мать Велеса, светлая Амелфа Земуновна, и, пользуясь отсутствием сына, свела в могилу Ягу. Горько плакал Велес, и тогда боги воскресили его любимую, но положили меж ними зарок: не видеться более. Вернулась Яга в свою избушку у речки Смородины, а Велес пустился в странствия по миру. Встреча же им вновь была суждена в иные времена, в иных телах… "Нить судьбы тонка, словно волос, но порвать ее кто ж сумеет

 
lingvistДата: Четверг, 15.01.2009, 05:51 | Сообщение # 5
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Волшебная сказка знает несколько образов Бабы Яги:

1) Яга–воительница,

2) Яга–похитительница,

3) Яга–дарительница, которая, в свою очередь, подразделяется на подтипы: а) Яга–советчица (сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью), б) Яга – повелительница сил природы и животного мира (повелевает утром, вечером, ночью, ветром, волками, медведями, другим лесным зверьем), в) Яга–покровительница (взявшая героя под свою опеку), г) Яга–дарительница (одаривающая героя различными предметами или существами–помощниками);

4) Яга–прародительница.

Нас в первую очередь интересует наиболее истинная Баба Яга, а именно Яга–дарительница. Именно она, по нашему мнению, проживала и проживает на Севере.

Как же встречает Баба Яга гостя? Кроме того что кормит, она еще и парит героя в бане.

Баня тут играет несколько функций. Это и просто баня для помывки уставшего гостя, место для лечения, как это издавна было на Руси. А также баня – это ритуал, способствующий успешному проникновению героя в логово врага (чаще Кощея Бессмертного). Если объединить все действия Бабы Яги русских народных сказок, то это могло бы выглядеть так: "Она баню истопила, гостя в бане выпарила, напоила–накормила, спать уложила, а сама села рядом и начала расспрашивать". Испытав героя (а испытания начинаются еще до встречи: ведь необходимо суметь добраться до избушки, повернуть ее к лесу задом, к себе передом, знать заклинание, чтобы войти), Баба Яга готова помочь гостю. Иногда Баба Яга дает пришельцу и другие поручения, которые тот должен исполнить, прежде чем получит вознаграждение.

Ведь в ином мире – тридевятом царстве, тридесятом государстве – смелого путника ждет множество новых опасностей, он должен уметь их предвидеть и, по возможности, избегать. Для этого, в частности, от него не должно пахнуть "русским духом, русской коской". Для чего используется магическая баня, переодевания, переобувания и другие волшебные хитрости.

Яга–дарительница или Яга–советчица –это первые провожатые героя на пути в запредельный мир, другим провожатым является ее подарок – волшебное средство (к примеру, клубочек) или волшебный помощник (к примеру, конь). Сама Яга как страж обычно не имеет права покинуть свой пост ради героя. Она лишь на словах знакомит гостя с тем, с чем ему придется столкнуться в пути. Но ее советы жизненно необходимы для путника. В сказках не всегда воспроизводятся советы Яги, возможно, в силу их табуированности для непосвященных, сохраняющейся как реликтовый отголосок сакрализации мифа. Миф первичнее сказки. О чем миф умалчивает, о том и сказка не рассказывает.

Остается добавить, что по нашим понятиям место проживания Бабы Яги – этой хранительницы пути между Жизнью и Смертью, Добром и Злом, Светом и Тьмой – вполне могло находиться именно в наших поморских краях. Не зря большинство сказок про Бабу Ягу записано именно в Архангельской области. И обратите внимание, что на самом–то деле она никого так и не погубила из героев. Даже история с помещением гостя в печь – это не более чем старинный знахарский метод лечения припеканием. Баба Яга – это педагог, помогающий подрастающему поколению пройти обряд инициации. Она, будучи богиней, на самом–то деле вечно молода, но может принимать любой и даже страшный облик, облик злой старухи. Но это зависит от того, кто ее посещает и с какими целями.

 
lingvistДата: Четверг, 15.01.2009, 05:52 | Сообщение # 6
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
http://www.booksite.ru/arhiv/region/2004/yaga.htm
 
lingvistДата: Четверг, 15.01.2009, 05:56 | Сообщение # 7
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Вариант этой истории
http://klio.timstud.ru/d1s1.html

На неведомых дорожках

"...Давным-давно это было. Великая богиня Вут-Ими жила в низовьях на Ледовитом море... На семи нартах на белых быках-оленях ехала Вут-Ими в Нумто. Дочь свою оставила на Казымском мысу, сына своего оставила в Мапьлех-Сойме, сама уехала вверх, в Вошьеган..." - (Хантыйская песня на медвежьем празднике).

Немудрено, что англичанин Джильс Флетчер, рыскавший по северу России как раз в эти годы, не нашел ее в 1588 году на прежнем месте в устье Оби и с огорчением записал в своем сочинении "О государстве русском в главе о пермяках, самоедах и лопарях: "...Но что касается до рассказа о Золотой Бабе или Яге-бабе (о которой случалось мне читать в некоторых описаниях этой страны, что она есть кумир в виде старухи), дающей на вопросы жреца прорицательные ответы об успехе предприятия или о будущем, то я убедился, что это простая басня " - (Н.Веселовский. Мнимые каменные бабы; Вестник археологии и истории. - Спб" 195).

Почти столетие простояла в Белогорском капище у устья Иртыша золотая Яга-баба (от ненецкого "яха", хантыйского "яга, ягун, еган, югам, аган" - что на разных диалектах означает одно и то же: "река"), пока от новой угрозы ей не пришлось перебраться в непроходимые дебри на реке Конде, а может, и на Казыме.

 
lingvistДата: Четверг, 15.01.2009, 05:57 | Сообщение # 8
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Сокровенное место, где обрела свое пристанище Золотая баба, охранялось стражей в красных одеждах. Никто, кроме главного шамана, не имел права входить в кумирню, чтобы узнать волю божества, который, по словам вогулов, если требовал жертвы, то издавал голос младенца. (И.Завалишин "Описание Западной Сибири"). Неизвестно, слышал ли этот крик отважный полковник Григорий Новицкий из свиты Филофея, упорно искавший в кондинской тайге Золотую бабу. Убитый вместе со священником Сентяшевым при неясных обстоятельствах, он так и не успел дописать свое "Краткое описание о народе остяцком".

Захваченных у язычников идолов миссионеры предали огню. Сожгли дотла Ортика. Не пожалели и Менква. Расплавили и вылили в Обь медного гуся. Спалили обского старика - царя рыб. Рассказывают, что из пламени его костра вылетела и устремилась в небо душа речного бога, принявшая облик белого лебедя.

Золотую бабу отыскать не смогли. Не выдали национальную гордость и святыню хитроумные остяки. Надеждно схороненная в безбрежной тайге и бескрайних болотах, с тех пор навеки сгинула со света Золотая баба - Сорни-най. Но по суевериям угров никто не может умереть и исчезнуть бесследно, не оставив на земле своего антипода, злобного призрака, который бродит незримо среди живых, причиняя им горе и неприятности, строя пакости и всевозможные козни, лишь иногда являясь в виде тени.

От сожженных югорских идолов и Золотой бабы тоже остался такой двойник. Имя ему - Баба Яга.

"В Марайской волости украдена Яга из буро-карих конских кож, кожан из козлиных овчин, дровни, два хомута и вожжи ", - писала газета "Тобольские губернские ведомости" 11 января 1864 года...

Не всякая сказка детям предназначается. Салтыкова-Щедрина, например. Известный в XIX веке их собиратель А.Н.Афанасьев именно так и считал. Действительный член Русского географического общества по определению этнографии Афанасьев осмысливал русские сказки в понятиях так называемой "мифологической школы", усматривая в происхождении народно-поэтических образов зависимость от древнейших мифов, порожденных обожествлением природы. В них можно отыскать кончик той путеводной нити, которая может вывести в царство Яги.

Афанасьев взял из архива Русского Географического общества хранившиеся там сказки, присоединил к ним многочисленные записи В.И.Даля и составил сборник, в который вошли сказки архангельские, вологодские, енисейские, казанские, пермские, новгородские и иных краев и мест России с запада до востока. Издание сказок достоверностью представленного материала заслужило похвалу Н.А.Добролюбова.

Фольклор, многие века по традиции передавашийся от поколения к поколению, благодаря Афанасьеву не погиб и поясняет многое в истории Яги и Золотой бабы. Итак, мы отправимся в путь по этой неведомой дорожке.

 
lingvistДата: Четверг, 15.01.2009, 05:57 | Сообщение # 9
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Похожий сюжет с кукло-бабушкой встречаем в сказке казымских хантов "Хилы и Аки черное сердце" (записана А. Тархановым): "На перепутье семи соров, на перепутье семи рек жил Хилы со своей бабушкой, звали ее Има..."

В условный час в условный день пришел Аки (старик) черное сердце с деревянным идолом-божком, и Хилы тоже побеспокоился о защите: уговорил свою мудрую бабушку Има сесть в нарточку, надел на нее украшения, платки, платья - и преобразилась старуха. "Сама богиня Вут-Ими пожаловала на спор" - подумал трусливый Аки, увидев разнаряженную "куклу". В этой сказке под словом бабушка понимается ее изображение в виде куклы.

У хантов и манси (равно как у ненцев и других северных народов) существовал обычай делать кукол-иттарм - вместилища душ умерших, которые живут в куклах, пока не возродятся в каком-либо ребенке. Куклу из дерева одевали и ставили на постели умершего. Во время еды к ней в первую очередь придвигали кусочки пищи. Кукла считалась противоположностью двойника покойника, который может причинить вред семье умершего. Кукла ведет борьбу с двойником и охраняет от него юрту. В русской сказке кукла, вместилище души матери, помогает Василисе победить Ягу. Что это - заимствование или отголосок древнего обычая "Василиса пошла в свой чулачник, поставила перед куклою ужин и сказала: "На, куколка, покушай да моего горя послушай: меня посылают за огнем к бабе-яге; баба-яга съест меня!". Куколка поела и глаза ее заблестели, как две свечки. "Не бойся Василисушка. - сказала она. - Ступай, куда посылают, только меня держи всегда при себе..."

Возможно, представление, что душа человека, заключенная в деревянной кукле-иттарме, должна возродиться в новорожденном, проявилось в другой русской сказке о "Терешечке и ведьме"; "...Старик со старухой сделали колодочку, положили в люлечку, завернули в пеленочку и вместо колодочки стал расти сынок Терешечка... Отец сделал ему челночок. Терешечка поехал рыбу ловить." Последняя деталь еще раз подтверждает северное происхождение сказки, где рыбная ловля с малолетства - главное занятие коренного населения.

Постоянное место обитания Яги - дремучий лес. Живет она в маленькой избушке на курьих ножках, такой маленькой, что лежа в ней Яга занимает всю избу. Подходя к ней, герой обыкновенно говорит: "Избушка-избушка. Встань к лесу задом, ко мне передом!" Повернулась избушка, а в ней Баба-Яга: "Фу-фу! Русским духом пахнет... Ты, добрый молодец, от дела пытаешь или дела пытаешь?" Тот ей и отвечает: "Ты, старая, прежде напои, накорми, а потом про вести спрашивай".

 
lingvistДата: Четверг, 15.01.2009, 05:58 | Сообщение # 10
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Несомненно, что сказка эта придумана людьми, хорошо знакомыми с бытом обских угров. Фраза о русском духе попала в нее не случайно. Деготь, широко применявшийся русскими для пропитки кожаной обуви, сбруи и корабельных снастей раздражал чуткое обоняние таежников, употреблявших для пропитки обуви гусиный и рыбный жиры. Гость, зашедший в юрту в "смазных сапогах", оставлял после себя стойкий запах "русского духа".

Народоволец С. Швецов, отбывавший ссылку в Сургуте, оставил в своих "Очерках Сургутского края" любопытную запись, подтверждающую, что производство дегтя местному населению было незнакомо еще в конце 19 века: "В Сургутском крае, как рыболовном, потребляется большое количество смолы и дегтя, нужных для смоления лодок, снастей и т.п. При обилии леса гонка смолы и дегтя почти ничего не стоила бы населению, но никто из местных жителей не умеет гнать деготь, и рыбаки покупают по рублю и дороже за ведро, привозимый из Самарова, где этим занимаются крестьяне".

Нашел свое отражение в сказке и обычай северного гостеприимства; гостя полагается сначала накормить, а затем можно расспрашивать.

Таинственная избушка на курьих ножках не что иное, как широко известный на Севере "лабаз" или "чамья" - тип хозяйственной постройки на высоких гладких столбах, предназначенный для сохранения снастей и припасов от мышей и хищников. Лабазы всегда ставятся "к лесу задом, к путнику передом", чтобы вход в него находился со стороны реки или лесной тропы.

 
Форум » Полезности и нужности (для педагога) » Сказочные и околосказочные события » В ГОСТЯХ У БАБЫ ЯГИ (ТАЙНЫ ЧЕРДАЧКА.)
Страница 1 из 3123»
Поиск:

Copyright MyCorp © 2017