Лингвист ДВ
И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Анна Ахматова «Мужество»
Четверг, 28.03.2024, 12:10


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Значение Я-концепции в развитии личности - Форум Регистрация Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Мультимедийные презентации » Психология » Значение Я-концепции в развитии личности
Значение Я-концепции в развитии личности
lingvistДата: Вторник, 23.12.2008, 16:39 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
http://www.msun.ru/div/ins/isppu/page39.html
Значение Я-концепции в развитии личности

В современной психологической науке общеизвестно, что развитие личности, ее деятельность и поведение находятся под существенным влиянием Я-концепции.

Я-концепция — это динамическая система представлений человека о самом себе, которая включает осознание своих физических, интеллектуальных и эмоциональных свойств; самооценку; субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.

Я-концепцию часто определяют как совокупность установок, направленных на самого себя, и тогда по аналогии с аттитюдом выделяют в ней три структурных элемента: 1) когнитивный — «образ Я» (характеризует содержание представлений о себе); 2) эмоционально-ценностный, аффективный (отражает отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т. п. и проявляется в системе самооценок); 3) поведенческий (характеризует проявления первых двух в поведении).

Я-концепция — целостное образование, все компоненты которого, хотя и обладают относительно самостоятельной логикой развития, тесно взаимосвязаны. Я-концепция имеет осознаваемый и неосознаваемый аспекты.

Психологическое представление о Я-концепции имеет различные интерпретации в разных направления психологии. Первые теоретические разработки в области Я-концепции, бесспорно, принадлежат У.Джемсу, разделившему глобальное личностное Я на взаимодействующие Я-сознающее (познающее чистый опыт) и Я-как-объект (все, что может называться своим: духовное Я, материальное Я, социальное Я, физическое Я; познаваемое содержание опыта).

Значительно понятие Я-концепции развилось в 1950-е гг. в русле феноменалистической (гуманистической) психологии, представители которой (А.Маслоу, К.Роджерс и др.), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я и его личностного самоопределения в микросоциуме. Значительное влияние на становление этого понятия оказали также символический интеракционизм (Ч. Кули, Дж. Мид) и понимание идентичности Э.Эриксона.

Представитель символического интеракционизма Чарльз Кули считал, что главным ориентиром для Я-концепции является Я другого человека, т.е. представления индивида о том, что думают о нем другие. Так внутри данного направления появилась теория «зеркального Я»: именно общество обуславливает форму и содержание процесса и формирования Я-концепции.

 
lingvistДата: Вторник, 23.12.2008, 16:40 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Эрик Эриксон проблематику Я-концепции рассматривает через призму эго-идентичности, понимаемой как возникающий на биологической основе продукт определенной культуры. Источник эго-идентичности — «культурно значимое достижение». Идентичность эго-индивида возникает в процессе интеграции его отдельных идентификаций.

Феноменалистический подход исходит из того, как индивид воспринимает самого себя, какое влияние на его поведение оказывают его потребности, чувства, ценности, убеждения. Индивид не может изменить сами события, но может изменить свое восприятие их. Поведение человека можно понять, лишь встав на его точку зрения. С точки зрения Карла Роджерса, личностное Я представляет собой внутренний механизм, который создается рефлексивной мыслью на основе стимульного воздействия. Основные тезисы его теории:

1. Человек живет главным образом в своем субъективном мире

2. Я-концепция возникает на основе взаимодействия с окружающей средой, особенно с социальной.

3. Я-концепция – это система самовосприятий.

4. От Я-концепции зависит ответная реакция человека на окружение, восприятие значений.

Подводя теоретические итоги, мы можем понять, что Я-концепция формируется под воздействием жизненного опыта человека, прежде всего детско - родительских отношений, однако достаточно рано она сама приобретает активную роль, влияя на интерпретацию этого опыта, на те цели, которые индивид ставит перед собой, на соответствующую систему ожиданий, прогнозов относительно будущего, оценку их достижения и тем самым на собственное становление.

 
lingvistДата: Вторник, 23.12.2008, 16:40 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Структура и содержание Я – концепции

Я-концепцию отличает сложное уровневое строение, разнообразно понимаемое и представляемое разными авторами. Обобщая разные подходы к содержанию и структуре Я-концепции и имея в виду обобщение, которое сделал Р. Бернс, можно представить Я-концепцию в виде иерархической структуры в таблице. Такая целостная система представляется как «Глобальная Я-концепция», конкретизирующаяся в совокупности установок личности на себя (см. табл. 1). Расхождение между «идеальным Я» и «реальным Я» служит важным источником развития, однако существенные противоречия между ними могут стать источником внутриличностных конфликтов и негативных переживаний.

В представлении К. Блага и М. Шебек, «Глобальное Я» — это центр личности, представляющий душевные процессы, состояния, чувства, желания, цели и т.д., а также все познавательные, эмоциональные, волевые функции и одновременно имеет свой образ мира, образ себя и самопонимание.

Понятие глобального Я представляет собой взаимосоотнесенность его функций и составляющих в организованной и управляемой системе.

 
Форум » Мультимедийные презентации » Психология » Значение Я-концепции в развитии личности
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024