http://www.msun.ru/div/ins/isppu/page39.html
Значение Я-концепции в развитии личности В современной психологической науке общеизвестно, что развитие личности, ее деятельность и поведение находятся под существенным влиянием Я-концепции.
Я-концепция — это динамическая система представлений человека о самом себе, которая включает осознание своих физических, интеллектуальных и эмоциональных свойств; самооценку; субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.
Я-концепцию часто определяют как совокупность установок, направленных на самого себя, и тогда по аналогии с аттитюдом выделяют в ней три структурных элемента: 1) когнитивный — «образ Я» (характеризует содержание представлений о себе); 2) эмоционально-ценностный, аффективный (отражает отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т. п. и проявляется в системе самооценок); 3) поведенческий (характеризует проявления первых двух в поведении).
Я-концепция — целостное образование, все компоненты которого, хотя и обладают относительно самостоятельной логикой развития, тесно взаимосвязаны. Я-концепция имеет осознаваемый и неосознаваемый аспекты.
Психологическое представление о Я-концепции имеет различные интерпретации в разных направления психологии. Первые теоретические разработки в области Я-концепции, бесспорно, принадлежат У.Джемсу, разделившему глобальное личностное Я на взаимодействующие Я-сознающее (познающее чистый опыт) и Я-как-объект (все, что может называться своим: духовное Я, материальное Я, социальное Я, физическое Я; познаваемое содержание опыта).
Значительно понятие Я-концепции развилось в 1950-е гг. в русле феноменалистической (гуманистической) психологии, представители которой (А.Маслоу, К.Роджерс и др.), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я и его личностного самоопределения в микросоциуме. Значительное влияние на становление этого понятия оказали также символический интеракционизм (Ч. Кули, Дж. Мид) и понимание идентичности Э.Эриксона.
Представитель символического интеракционизма Чарльз Кули считал, что главным ориентиром для Я-концепции является Я другого человека, т.е. представления индивида о том, что думают о нем другие. Так внутри данного направления появилась теория «зеркального Я»: именно общество обуславливает форму и содержание процесса и формирования Я-концепции.