Проблема стабильности супружеских отношений
|
|
lingvist | Дата: Пятница, 16.01.2009, 09:24 | Сообщение # 1 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
| http://www.voppsy.ru/issues/1985/855/855110.htm ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ДИАГНОСТИКИ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ А.Н. ВОЛКОВА, Т.М. ТРАПЕЗНИКОВА
|
|
| |
lingvist | Дата: Пятница, 16.01.2009, 09:32 | Сообщение # 2 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
| Психологи чаще всего связывают семейные проблемы с брачно-супружескими отношениями. Неудовлетворенность в браке (сексуальная или связанная с эмоционально-личностным общением) приводит к дисгармонии супружеских отношений, разводам, неврозам и т.д. Источник проблем современной семьи ищется в сексуально-семейных дисгармониях, а средством из разрешения считается тот или иной вид психотерапии или психокоррекции супружеских отношений. Особое внимание этому уделяет психоаналитическая традиция: источник семейных трудностей личности ищется в прошлом (раннем опыте общения в родительской семье). Основной причиной нарушения семейных отношений считается проявление у одного или обоих супругов потребностей, которые в детстве не удовлетворялись родителями. Взрослый человек выбирает партнера, с которым ему легче воспроизвести ситуацию, не разрешенную в детстве, вернуться к своим проблемам и конфликтам. Так возникает "невротическая семья": в ней муж и жена воспроизводят ситуации "непроигранные", "нерешенные" в детстве, но не решают их. И вместе с тем психотерапевты обнаружили важнейшую закономерность: неосознанную тенденцию повторять модель отношений своих родите- лей в собственной семье. Психологический механизм этого процесса можно представить следующим образом: человек воспроизводит не свое поведение и не поведение других людей по отношению к себе, а усваивает путем неосознанного подражания поведение людей по отношению друг к другу, и только тех людей, которые значимы для него
|
|
| |
lingvist | Дата: Пятница, 16.01.2009, 09:34 | Сообщение # 3 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
| Обнаружены и другие закономерности: ребенок обучается своей будущей супружеской роли, мысленно отождествляя (идентифицируя) себя с родителем того же пола. Для мальчика особое значение имеет опыт общения с отцом, и более того - опыт наблюдения за поведением отца по отношению к матери. Девочке очень важно усвоить способы поведения матери по отношению к отцу. Что касается родителя противоположного пола, то его образ очень важен при выборе будущего партнера (выбор может происходить по разным критериям - сходству или противоположности). Вероятность гармоничного союза между мужчиной и женщиной напрямую определяется сходством моделей семей, из которых происходят супруги. В противоположном случае возникает борьба за власть, непонимание, разводы, брошенные дети и пр. Таков механизм социально-психологического воспроизводства структуры семьи. Особое внимание психологи уделяли месту в структуре семьи, которое ребенок занимал среди братьев и сестер. При этом совершенно не обращалось внимания на место ребенка в целостной структуре семейных отношений и на тип этой структуры. В.Таман обнаружил тенденцию воспроизводить в своей новой семье место, которое человек занимал среди братьев и сестер. К примеру, старший брат, у которого была младшая сестра создает устойчивый союз с женщиной, у которой был старший брат. Комплиментарный брак является наиболее удачным (по статистике разводов). Наихудший прогноз у брака между супругами, которые были единственными детьми в семье. Замечено, что в том случае, если в родительской семье не было контактов со сверстниками, взрослые мужчина и женщина будут искать в партнере черты отца или матери. В случае брака по идентичности, когда партнеры занимали одинаковое положение в родительской семье, они лучше понимают друг друга, но плохо сотрудничают. Им лучше работать в разных областях, иметь личную свободу, а детей воспитывать параллельно: сыновей - отец, дочерей - мать. Главная причина неудачной совместной деятельности - в ролевом конфликте. Оба партнера были старшими в семье и желают принять руководящую роль. Удачное взаимодействие возможно лишь тогда, когда муж и жена каждый делает то, что другой делать не желает: если один посвящает время работе, то другой должен заниматься домашними делами; если один планирует и руководит, то другой должен взять на себя исполнительские функции и т.д.
|
|
| |
lingvist | Дата: Пятница, 16.01.2009, 09:37 | Сообщение # 4 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
| В общем и целом сценарий социализации и воспроизводства семьи выглядит так: 1) Дети первоначально получают в качестве образца модель отношений супругов в родительской семье. 2) Затем они проигрывают эти отношения, выступая в разных ролях со старшими и/или младшими братьями и сестрами. 3) На основе оценки сходства моделей семьи они выбирают партнера и воспроизводят структуру ролевых отношений родительской семьи в своейновой семье. Требуется ответить еще на один важный вопрос: каким образом воспроизводятся отношения родителей к детями в новой семье? Исходя из гипотезы подражания, молодые супруги должны воспроизводить в новой семье те способы воспитания, которые применяли их роди- тели к их братьям и сестрам, а не к ним самим. Наибольшие трудности должны возникать у родителей, бывших единственными детьми. Они не по- лучили образца для подражания и должны переносить на детей способы поведения своих родителей по отношению друг к другу. Следовательно, они должны относиться к детям как ко взрослым, более того - как к своим партнерам: мать должна одинаково вести себя по отношению к мужу и сыну, а муж сходно вести себя с женой и дочерью. По другой гипотезе - "воспроизводства отношений" - ребенок относится к другим, так же как родители относились к нему
|
|
| |
lingvist | Дата: Пятница, 16.01.2009, 09:42 | Сообщение # 5 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
| И более того сам относится к себе, как относились родители к нему в детстве. Ребенок интериоризирует, переносит внутрь своей психики, способы родительского отношения и управления поведением ребенка (механизм интроекции, описанный З.Фрейдом): доминирование становится жестким саморуководством, пристыживание преобразуется в самообвинение и т.д. Отношения с родителями ребенок, по мнению Л.Беньямина, строит на основе двух основных стратегий: 1) стратегии "дополнительного поведе- ния" - ребенок реагирует инициативой на предоставление самостоятельности, бегством - на преследование; 2) стратегии "защитного поведения" - ребенок в ответ на отвержение начинает вести себя так, как будто его любят, как бы приглашая родителей изменить свое поведение по отношению к нему. Возможно, что внутрення регуляция поведения ребенка воспроизводит отношение родителей к ребенку, но отношение к другим все же строится на основе воспроизводства отношений между родителями или отношения родителей к другим детям. В психологических работах все типологии моделей семьи, которые бы описывали особенности семьи как целого, строятся на основе аномалий, различных отклонений в составе семьи, отношений в семье, стилей воспитания от некоей "нормы", которая совершенно неконкретна и представляет собой некий сусально-гуманистический идеал семьи, где все находятся в гармоничных отношениях равенства, помощи, взаимосотрудничества, и нет никаких конфликтов и проблем. Этот семейный рай на земле существует лишь в умах так называемых гуманистических психологов.
|
|
| |
lingvist | Дата: Пятница, 16.01.2009, 09:46 | Сообщение # 6 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
| К числу реальных исследований, посвященных психологическим типам семьи, относится работа М.Арутюняна. По его мнению существует 3 варианта семьи: традиционная, детоцентрическая и супружеская (демократическая). В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется сверху-вниз. Основным требованиям является подчинение. Итогом социализации ребенка в такой семье является способность легко вписаться в "вертикально-организованную" общественную структуру. Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они не инициативны, не гибки в общении, действуют, исходя из представления о должном. В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение "счастья ребенка". Семья существует только для ребенка. Воздействие осуществляется, как правило, снизу вверх ( от ребенка - к родителям). Существует "симбиоз" ребенка и взрослого. В результате у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный. Очень велик риск социальной дезадаптации и, в частности, учебной дезадаптации ребенка после поступления в школу. Супружеская (демократическая) семья расписывается розовыми красками. Цель в этой семье - взаимное доверие, принятие и автономность членов. Воспитательное воздействие - "горизонтальное", диалог равных: родителей и ребенка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем чем старше ребенок тем больше (?!) его интересы учитываются. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократи- ческих ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельнос- ти, доброжелательности, адаптивности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости. Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям. Они плохо адаптируются в среде, построенной по "вертикальному" принципу (т.е. практически - ко всем социальным институтам). Где и сколько таких семей наблюдал автор, он не уточняет.
|
|
| |
lingvist | Дата: Пятница, 16.01.2009, 09:46 | Сообщение # 7 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
| Арутюнян М. Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодежи // Отец в современной семье. Вильнюс, 1988, с. 26-33.
|
|
| |
lingvist | Дата: Пятница, 16.01.2009, 09:48 | Сообщение # 8 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
| Н.Штирман выделяет 3 типа родительских отношений к детям у больных психосоматическими расстройствами: 1) "связывание" - жесткое стереотипное общение; дети инфантилизируются, их эмоциональное развитие отстает от нормы; 2) "отвержение" - ребенок "отказывается" от своей личности, что приводит к аутизму, излишней автономности; 3) "делегирование" - истинные достижения детей игнорируются; родители, перемещая на них свои несбывшиеся надежды, манипулируют ими как продолжением своего "Я" Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкий. Семейная психотерапия. Л.: Медицина, 1990.
|
|
| |
lingvist | Дата: Четверг, 22.01.2009, 03:11 | Сообщение # 9 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
| http://www.granik.net/soul....t_id=23 Дисгармоничные семьи бывают разнными. Выделяются следующие причины дисгармонии: 1) нет партнерства между родителями (один из них доминирует, другой - только подчиняется); 2) деструктурированная семья (нет взаимопонимания между членами семьи, существует излишняя автономия членов семьи, нет эмоциональной привязанности и солидарности между членами семьи в решении жизненных проблем); 3) распадающаяся семья (конфликтная, с высоким риском развода); 4) ригидная псевдосоциальная семья (доминирование одного члена семьи с чрезмерной зависимостью других, жесткая регламентация семейной жизни, нет двусторонней эмоциональной теплоты, ведет к автономизации духовного мира членов семьи от вторжения властного лидера).
|
|
| |
|