Лингвист ДВ
И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Анна Ахматова «Мужество»
Пятница, 29.03.2024, 10:32


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Особенности предмета литературы как искусства слова - Форум Регистрация Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » 111 р Вопросы и ответы » Литература » Особенности предмета литературы как искусства слова (Творческие методы. Принципы художественного отражения жизни)
Особенности предмета литературы как искусства слова
lingvistДата: Вторник, 07.09.2010, 13:56 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Аверинцев С. С. Филология // Большая советская энциклопедия / Изд. 3-е. Т. 27.
Аверинцев С.С., Андреев М.Л., Гаспаров М.Л., Гринцер П.А., Михайлов А.В. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. Сб. статей. - М.: Наследие, 1994. - С.3-38.
Аверинцев С.С. Символика раннего средневековья (К постановке вопроса) // Семиотика и художественное творчество. М., 1977. С. 315-316.
Аристотель. Поэтика. М.: Худож. лит., 1957. –183 с. Оригинал У, 1987. - с.387 - 422. с параллельными переводами.
Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. / Составление, общ. ред., вступит. статья Г.К. Косикова. – М.: Прогресс, 1989. – 616 с. HTML ZIP
Барт Р. Нулевая степень письма. // Семиотика. М., 1983 – С. 306-349.
Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Издание 2-е. – М.: Искусство, 1986. – С. 9-191, 404-412.
Бахтин М.М. Эпос и роман (О методологии исследования романа) // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. – М.: Худож. лит., 1975. – с. 447-483.
Бахтин.М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Собр. соч. – М., 1996. – Т.5. – С.159-206.
Брик О. Ритм и синтаксис // Новый Леф. 1927. NN 3-6.
Буслаев Ф.И. О литературе: Исследования; Статьи / Сост., вступ. статья, примеч. Э. Афанасьева. – М.: Худож. лит., 1990 – 512 с.
Валери П. Об искусстве. М.: Искусство, 1993. - 507 с.
Вежбицкая А. Русский язык // Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. - М., 1996. - С.33-88.
Веселовский А.Н. Историческая поэтика М., 1992.
Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов // Веселовский А. Н/ Историческая поэтика . - Л.: Худож.лит., 1940
Виноградов В.В. Избранные труды: Поэтика русской литературы. М.: Наука, 1976.
Виноградов В.В. Из истории изучения поэтики (20-е годы) // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. N 3. 1975. - C. 259-272.
Виноградов В.В. К теории литературных стилей // Виноградов В.В. Избранные труды. О языке художественной прозы. - М., 1980. - С. 240-249.
Виноградов В.В. Проблемы авторства и теория стилей . - М., ГИХЛ, 1961.
Винокур Г. О.. Введение в изучение филологических наук (djvu). - М.: Лабиринт, 2000. -192 с.
Винокур Г.О. Понятие поэтического языка // Винокур Г.О.О языке художественной литературы: Учеб. пособие для филол. спец. вузов. — М.: Высш. шк., 1991.
Винокур Г.О. Филологические исследования. М., 1990.
Чем должна быть научная поэтика. Глава первая. – С.6-13.
Футуристы — строители языка. – С.14-21.
Поэтика. Лингвистика. Социология. (Методологическая справка). – C.22-30.
Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы— М.: Искусство, 1978. — 264 с.
Выготский Л.С. Психология искусства.. — М.: Искусство, 1986.— 573 с.
Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха.- М.: Наука, 1984. (Извлечения из первой главы см. здесь)
Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890-х-1925-го годов в комментариях: Учеб. пособие для вузов. - М.: Высш. шк., 1993. - 272 с.
Гаспаров М.Л. Метр и смысл. Об одном механизме культурной памяти. – М.: РГГУ, 1999. – 297 с.
Гинзбург Л. О психологической прозе. - Д., Советский писатель. Ленингр. отд., 1971.
Гиршман М.М. Ритм художественной прозы.- М.: Советский писатель, 1982.
Гудков Л., Дубин Б., Страда В. Литература и общество: введение в социологию литературы. - М., 1998.
Григорьев В.П. Поэтика слова. - М., 1979. (Глава 6. Паронимическая аттракция . С.251-299.)
Гринцер П.А. Становление литературной теории. М., 1996.
Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика - Л.: Наука, Ленингр.отд., 1977.
Жирмунский В.М. Метафора в поэтике русских символистов // НЛО. - №35 (1,1999)
Жолковский A. К., Щеглов Ю. К. Структурная поэтика —порождающая поэтика // Вопросы литературы, № 1 (1967). С. 74-89.
Жолковский A. К. Инварианты Пушкина // Труды по знаковым системам. 11: Семиотика текста. - Тарту, 1979. (Учен. зап. Тартуского гос. ун-та. Вып. 467). - С. 3–25.
Жолковский A. К. Место окна в поэтическом мире Пастернака // Жолковский A. К., Щеглов Ю. К. Работы по поэтике выразительности: Инварианты - Тема - Приемы – Текст. – М., 1996. (Электронный оригинал и другие работы см.: http://www.usc.edu/dept/las/sll/rus/knigi.htm )
Зарубежная эстетика и теория литературы ХIX-XX вв.: Трактаты, статьи, эссе. М., 1987.
Зенкин С.Н. Введение в литературоведение: Теория литературы: Учеб. пособие. - М., 2000.
Вяч. Вс. Иванов. Очерки по истории семиотики в СССР. - М., 1976.
Колотаев В. Структура зримого в теории поэтического языка В.Б. Шкловского //Логос, 1999 (21), № 11/12.
Косиков Г.К. К теории романа (роман средневековый и роман нового времени) // Проблемы жанра в литературе средневековья / Литература Средних веков, Ренессанса и Барокко, вып. I, М.: Наследие, 1994. – с. 45-87
Косиков Г.К. О принципах повествования в романе // Литературные направления и стили: Сборник, М.: Издательство МГУ, 1976. С. 65-76.
Косиков Г.К. Структурная поэтика сюжетосложения во Франции // Зарубежное литературоведение 70-х годов. Направления, тенденции, проблемы. М.: Наука, 1984, с. 155-204.
Компаньон А. Демон теории = Le demon de la theorie: Литература и здравый смысл / Зенкин С. (пер. с фр.). - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2001. – 336 с. (в сети - Внешний мир; История)
Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора: Учеб. пособие для филол. фак. ун-тов. – М.: Высш. Школа, 1981. – 221 с.
Левин Ю.И. Избранные труды: Поэтика. Семиотика. М., 1998.
От синтаксиса к смыслу и далее (“Котлован” А. Платонова) – С.392-419.
Лирика с коммуникативной точки зрения — С.464— 482.
Литературный энциклопедический словарь. М., 1983.
Лихачев Д.С. О филологии: Сб. статей. М., 1989.
Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. - Л.: Наука, 1984.
Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. – 2-е изд., испр. — М.: Искусство, 1995. HTML RAR
Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988.
Сюжетное пространство русского романа XIX столетия – С.325-348.
Художественное пространство в прозе Гоголя - С.251-292.
Лотман Ю.М.О содержании и структуре понятия «художественная литература» // Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах.- Т.I Статьи по семиотике и топологии культуры – Таллин, “Александра”, 1992.- С.191-199.
Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. М., 1996.
Лотман Ю.М. О природе искусства // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994, с. 432-438.
Лотман Ю.М. Символ в системе культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах.- Т.I Статьи по семиотике и топологии культуры – Таллин, “Александра”, 1992. - С.191-199.
Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф—имя—культура // Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах.- Т.I. – Таллин, “Александра”, 1992.
Лукин В.А. Художественный текст. Основы лингвистической теории и элементы анализа: Учебник для филологических специальностей вузов. М.: Ось-89, 1999 (Здесь первые две главы.)
Мелетинский Е.М. Возникновение и ранние формы словесного искусства // История всемирной литературы. М.: Наука, 1983. Т. 1. - С. 23-52.
Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М., 1994.
 
lingvistДата: Вторник, 07.09.2010, 14:01 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
http://philologos.narod.ru/texts.htm
http://philologos.narod.ru/liter.htm
 
lingvistДата: Вторник, 07.09.2010, 14:14 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
ЛИТЕРАТУРА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ (от лат. littera-буква, письменность) - вид искусства, в котором слово является основным средством образного отражения жизни.
Как искусство слова художественная литература возникла в устном народном творчестве (см. Фольклор). Источниками ее являются песня, сказка, героический народный эпос. которые с появлением письменности создают основу для развития письменного литературного творчества. Художественная литература является самым разносторонним видом искусства, наиболее полно и многогранно отражающим жизнь. Эти особенности художетсвенной литературы нагляд- но выступают, например, при сравнении ее с исторической живописью. Так, картины В. И. Сурикова "Утро стрелечкой казни" или Н. Н. Ге "Петр I допрашивает царевича Алексея", при всем присущем им драматизме и эпичности, могут быть поняты зрителем лишь при наличии исторического коммента- рия, тогда как в романе А. Н. Толстого "Петр I" все стороны и детали исторического процесса непосредственно входят в ткань закрепленного в слове художественного изображения.
Полнота показа человека в жизненном процессе, проник- новение в тончайшие оттенки его духовного мира ни в коей мере не ограничивают писателя в смысле выражения собственного субъективного отношения к изображаемому. Беско- нечное число значений и оттенков, которые несет в себе слово, разнообразные средства словесного изображения (эпитеты, метафоры, оттенки интонации и т. д.) позволяют передать идейно-эмоциональное отношение автора к изображаемым явлениям, не отступая при этом от жизненной прав- ды. Это особенно отчетливо обнаруживается в прозе, где писатель зачастую либо передает повествование определен- ному лицу ("Крейцерова соната" Л. Н. Толстого), автору писем ("Бедные люди" Ф. М. Достоевского), воспоминаний ("Ка- питанская дочка" А. С. Пушкина), либо включает эмоциональ- ную оценку происходящего непосредственно в свою автор- скую речь.
Словесная специфика художественной литературы, откры- вающая перед ней широкие возможности для художественного воплощения общественных идеалов, делает ее мощным орудием общественной борьбы. Например, литература социалистического реализма вносит огромный вклад в дело строительства коммунистического общества. Теснейшая связь художественной литературы с развитием общественной идеологии определяет возникновение и развитие на опреде- ленных исторических этапах различных литературных направлений и течений, разнообразие методов типизации (например, классицизм, критический реализм, сентиментализм, символизм, социалистический реализм), своебразие конкретных проявлений в области языка, сюжета, литературных жанров и т. д. Основные жанры (ро- ды) литературы: эпос, лирика и драма, в пределах которых различаются следующие основные виды: очерк, рассказ, по- весть, роман - в эпосе; трагедия, драма, комедия - в драме; песня, лирическое стихотворение - в лирике.
Литература тесно взаимодействует с другими видами искусства. Чрезвычайно разнообразны, например, ее связи с театральным искусством по линии драматургии, инсценировок эпических произведений и художественного чтения. Взаимодействие художественной лите- ратуры с кино нашло свое выражение в создании нового жанра - литературного киносценария, а также в экранизации многочисленных литературных произведений. Эмоцио- нальное богатство поэтического языка создает основу для взаимодействия художетсвенной литературы и музыки (пес- ня, романс, кантата, опера). Изобразительное искусство находит в литературе основу для многих сюжетов и, главное, для особого графического жанра - иллюстрации к ли- тературным произведениям. С другой стороны, многие формы очерковой литературы сближают художественную литературу с разлинчыми областями общественной публицистики. Полнота отражения в художественной литературе общественного практики человека определяет ее многообразные связи с различными сторонами общественной идеологии в целом.
 
lingvistДата: Вторник, 07.09.2010, 14:19 | Сообщение # 4
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Литература для детей обладает своей спецификой, но и подчиняется законам, действующим в словесности вообще. Полифункциональность заложена в самой природе слова, однако разные культурно-исторические эпохи из множества функций выдвигают на первое место то одни, то другие. Особенность нашей эпохи, которую с течением времени станут называть эпохой рубежа XX—XXI вв., состоит в том, что литература как одно из старейших искусств поставлена в очень трудные, почти невыносимые условия выживания такими чрезвычайно мощными информационными системами, какими являются телевидение и компьютер с их кажущимися неограниченными возможностями "машинного" творчества.
Педагоги, руководители детского чтения в силу своей социальной роли на первое место ставят воспитательную и образовательную функции, являющиеся первоосновой всякого учения. "Учение с наслаждением" кажется часто нонсенсом, соединением несоединимого, так как рядом с понятием "учение" по ассоциации возникает понятие "труд". А с понятием "наслаждение" — "отдых", "праздность". На самом деле "учение с наслаждением" — это синоним "учения с увлечением". Современная эпоха заставляет и педагогов произвести "рокировку" целей явных и тайных.
Время мнимой перегрузки коммуникационными системами заставляет нас в художественную книгу для ребенка вводить собеседника, соавтора, тайновидца человеческих мыслей. Актуализация функции коммуникативной привлечет юного читателя к статье, поможет лучше понять себя самого, научит выражать свои мысли и чувства (и здесь компьютер не соперник).
Несомненно, воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, понимания истинного в художественной словесности — задача классической детской литературы. Особенно это важно сегодня при наплыве псевдохудожественной литературы. Эстетическая функция обнаруживает свойства литературы как искусства слова.
Функция гедонистическая (наслаждения, удовольствия) усиливает каждую из вышеназванных функций. Выделение ее как самостоятельной заставляет и руководителей чтения фиксировать в художественном произведении "составляющие", которые позволяют достичь "эвристического" эффекта. Без учета функции наслаждения юный читатель становится читателем по принуждению и со временем отвращается от этого занятия.
В связи с изложенным выше следует назвать еще одну функцию детской литературы — риторическую. Ребенок, читая, учится наслаждаться словом и произведением, он пока что невольно оказывается в роли соавтора писателя. История литературы знает немало примеров, как впечатления от чтения, полученные в детстве, возбуждали в будущих классиках дар сочинительства. Не случайно великие педагоги находили взаимную зависимость между процессом обучения грамоте и детским сочинительством. На пути от прочитанного произведения к собственному сочинению проделывается колоссальная невидимая работа.
Таким образом, можно выделить три основных этапа знакомства с книгой.
1.Чтение и воспроизведение, репродуцирование.
2.Чтение и продуцирование по образцу.
3.Чтение и создание оригинального произведения.
Сочинение, сочинительство — еще один из мотивов для чтения.
Главная цель детской литературы — дать достойное воспитание и образование, подготовить к взрослой жизни. По мнению К. Д. Ушинского, готовить ребенка надо не к счастью, а к труду жизни, ребенок, читая, должен усваивать основные правила взрослой жизни и усмирять свои необузданные желания. ("Счастливого человека воспитывают ограничения" — Артур Шопенгауэр.)
Коль речь заходит о воспитании, следует заметить, что при формировании круга детского чтения для мальчиков и девочек должна быть обозначена естественная и разная для тех и других доминанта. Речь не идет о создании двух взаимоисключающих списков литературы, но и родители, и воспитатели, и преподаватели литературы должны формировать читательский вкус и развивать читательские предпочтения с учетом будущей "взрослой жизни" юного человека. "Для женщин воск, что для мужчины медь. Нам только в битвах выпадает жребий, / А им дано, гадая, умереть" (О. Мандельштам) — афористично заключил когда-то поэт. Мальчики предпочитают приключения, фантастику, исторические повести, художественную баталистику, а девочки — лирические стихи, сказки, мелодраматические истории с хорошим концом. И это естественно. Литература призвана воспитывать в мальчике мужчину, сильного и отважного, защитника своих близких и Отечества, а в девочке — мудрую женщину, мать, хранительницу семейного очага.
 
lingvistДата: Вторник, 07.09.2010, 14:23 | Сообщение # 5
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Метод художественный - система принципов, управляющих процессом создания произведений литературы и искусства. Категория М. х. была введена в эстетическую мысль в конце 1920-х гг., став одним из основных понятий марксистской теории художественного творчества. Отвергая все иррационалистические толкования творческого акта: религиозно-мистическое, интуитивистское, психоаналитическое и т.п., — марксистская наука исходит из того, что сколь бы ни была значительна роль интуитивно-бессознательных моментов деятельности художника, его творчество имеет в основе своей сознательный и целенаправленный характер. Об этом свидетельствует как внутренняя логика самих произведений искусства, так и разнообразные косвенные данные: создававшиеся художниками теоретические трактаты, предисловия, манифесты, письма, беседы, наставления ученикам и т.п., — которые говорят о потребности и о способности писателя, живописца, композитора, режиссёра осознать, сформулировать и обнародовать установки своей творческой практики. Понятие «М. х.», в основе которого лежит философская категория Метод, фиксирует эту осознанность основных устремлений художественного мышления, воображения, таланта.
Поскольку метод художника, складываясь в конкретной социальной и культурной среде, обнаруживает, при всей его уникальности, более или менее глубокую общность с методами др. художников этого же времени, этой же идейно-эстетической ориентации, постольку историк художественной культуры вправе вычленять общую структуру М. х., лежащую в основе целых художественных течений, стилей, направлений; так, говорят о М. х. классицизма, романтизма, критического реализма, символизма и т.д.
М. х. вырабатывается каждым художником самостоятельно, в ходе формирования его творчества, под влиянием всего его миросозерцания (системы его эстетических, этических, религиозных, философских, политических убеждений). Естественно, что серьёзные изменения миросозерцания ведут к преобразованию М. х. (таков был, например, переход А. С. Пушкина от романтического метода к реалистическому или движение М. В. Нестерова от символизма к социалистическому реализму). Естественно и то, что наличие более или менее острых противоречий в миросозерцании художника неотвратимо ведёт — как это было показано Ф. Энгельсом на примере О. Бальзака и В. И. Лениным в анализе взглядов и произведений Л. Толстого — к внутренней противоречивости и самого М. х.
Более конкретное понимание М. х.: его основных элементов, характера их связи, соотношения метода и стиля (См. Стиль) и т.д. — вызывает до сих пор серьёзные разногласия у сов. учёных. М. х. (иногда его называют творческим или художественно-творческим методом) определяется то как «принцип образного отражения жизни» (Г. Н. Поспелов), то как «принцип отбора и оценки писателем явлений действительности» (Л. И. Тимофеев), то как «определённый способ образного мышления» (Ю. Б. Борев), то как совокупность «принципов художественного отбора», «способов художественного обобщения», «принципов эстетической оценки», «принципов воплощения действительности в образы искусства» (О. В. Лармин), то как «система принципов, положенных художником в основу его практической деятельности», система, изоморфная структуре создаваемого произведения искусства (М. С. Каган).
Поскольку структура искусства складывается из соотношения четырёх основных компонентов — познания жизни, её оценивания, её преображения и знакового выражения получаемой т. о. художественной информации, постольку М. х. должен необходимо содержать четыре соответствующие установки. Его познавательная установка определяет, в какие области бытия устремляется энергия художественного познания (например, в сферу социальную или биологическую) и как соотносит оно в образе общее и единичное; оценочная установка М. х. определяет характер утверждаемой художником (либо художественным направлением) системы ценностей (религиозной или светской, гражданственной или аполитичной) и тот способ (открыто тенденциозный или скрытый, эмоционально-обнажённый или умозрительный), каким это делается; созидательная установка М. х. определяет принципы преобразования жизненной данности в художественные образы (сохраняющие правдоподобие или нарушающие её и т.д.) и принципы материального конструирования художественные формы; наконец, семиотическая установка М. х. определяет способ превращения данной конструкции в систему образных знаков, в особый «художественный язык». При этом следует иметь в виду, что речь идёт о динамической системе, которая способна менять свое состояния благодаря изменению соотношения составляющих её элементов (например, в методе критического реализма на первый план выходит познавательная установка и т.п.). Одна из существеннейших особенностей социалистического реализма (См. Социалистический реализм) состоит в уравновешивании всех установок М. х. (принцип единства партийности и правдивости, единства отражения и творческого преображения реальности, единства содержания и формы, поэтического смысла и художественного языка), хотя особенности разных видов, родов и жанров искусства делают это равновесие подвижным, обеспечивая каждому виду, роду и жанру сохранение и развитие его эстетического своеобразия в пределах единого М. х.
 
lingvistДата: Вторник, 07.09.2010, 14:45 | Сообщение # 6
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
http://c3.ru/book1100_45.shtml
 
Форум » 111 р Вопросы и ответы » Литература » Особенности предмета литературы как искусства слова (Творческие методы. Принципы художественного отражения жизни)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024