07.04.2008
Патология власти
– Сегодня все делается для того, чтобы жизнь казалась наказанием, адом, – воскликнул в своем последнем прижизненном интервью актер Андрей Толубеев Из Санкт-Петербурга пришла печальная весть. Скончался известный актер Андрей Толубеев. Так случилось, что свое последнее прижизненное интервью буквально за несколько дней до кончины он дал обозревателю «Москора».
– Я себя ощущаю сорокалетним. И работаю с удовольствием, и на девушек смотрю глазами сорокалетнего. Хотя мне 63, – говорит актер.
– Почему вы отказались сниматься в американо-российском сериале «Ленинград» на блокадную тему?
– Должен был сниматься. Но позволил себе не так давно отказаться. Вроде, считается, картина американская, а все мы наслышаны, как грамотно и четко организован там кинобизнес. Но то, как они ведут себя у нас, просто неприлично. Я решил, что хватит, мне уже за 60, и чтобы из меня делали не российского артиста, а какую-то пешку, извините.
Я там снялся почти в массовке. На одном заседании посидел, на другом в толпе походил, меня все кормили обещаниями интересной роли. Договоров не заключают, на год могут остановиться, потом назначить и не позвонить. В конце концов ассистент по артистам звонит: «Андрей, как вас по отчеству, не знаю». И это ассистент по артистам.
Пришлось сказать: «Знаете, я не хочу в таком стиле общаться и работать».
А вот где я действительно снялся, так это у режиссера Александра Хвана в сериале. Небольшая роль, но мне близкая. Я всю жизнь мечтал сыграть врача, поскольку одно из моих образований – медицинское. Но никак не везло. В 70-е Александр Белинский загорелся идеей поставить булгаковские «Записки юного врача», но ему на телевидении не дали возможности поработать. И вот Хван предлагает мне роль психиатра в детективной истории. Думаю, ладно, хоть психиатра на старости лет сыграю.
Но он попросил меня сыграть такого психиатра, который сам с отклонениями. Я молчу. Хозяин – барин. И тут вдруг встретил на «Ленфильме» Виктора Бутурлина (помните его картину «Аплодисменты, аплодисменты»), и он предложил мне сыграть врача во время войны в картине «Солдат Отечества». Пусть небольшая, но роль. Вот это уже по-настоящему интересно. Все-таки я знаю, что такое военный врач.
Да тут еще подоспело предложение от режиссера Дмитрия Светозарова сыграть в его новой картине «Вепрь».
В общем, после того, как я наступил себе на горло и отказался от американского проекта, вдруг Господь сразу несколько интересных предложения послал. Нашел, Андрей Юрьевич, мужество отказаться – и сразу вот тебе подарок.
Добавлено (08.04.2008, 15:25)
---------------------------------------------
.....
– Вы довольно поздно пришли в театр, оставив профессию врача. Почему сделали выбор в пользу искусства?
– Нельзя было с таким отношением подпускать меня к больному человеку, какое вдруг у меня началось. Не люблю больного – и все тут. Вот и ушел.
– Зачем вам, актеру такого масштаба, сниматься в таком сомнительном сериале, как «Агент национальной безопасности»?
– Мне порой так надоедает сниматься – хуже горькой редьки. По большому счету я в дурацком положении, потому что «Агент национальной безопасности» позволяет мне сводить концы с концами.
Стыдно быть несчастливым
– Вы однажды сказали, что в нашей стране власть всегда относилась к людям с пренебрежением.
– Драматург Александр Володин говорил: «Стыдно быть несчастливым». Сегодня эта фраза звучит для многих горько. Вы правы, высоким и настоящим в наши дни жить трудно. Подавляющее большинство населения в таких категориях просто не выживет. Потому что в сегодняшних условиях все делается для того, чтобы жизнь казалась наказанием, адом. Не где-то на небесах, а сегодня, здесь.
Впрочем, в нашей стране власти всегда относились к людям с пренебрежением. Такова уж национальная «традиция». Когда тридцать лет назад строили БАМ, глазом не моргнув, положили уйму народа. А шестьдесят лет назад великому полководцу Жукову, по легенде «отцу солдата», зачастую было наплевать, сколько погибнет солдат. Он вел их к Победе, должен был победить, войти в Берлин. На самом деле Берлин можно было не брать. Но тогда он достался бы американцам, а этого наши «отцы» допустить не могли. Вот и положили в последние дни войны столько ни в чем не виновных героев-солдат, единственной цели ради – только бы войти в Берлин.
А сейчас? Скажите на милость, хоть какой-нибудь партии сейчас можно доверять? Нет, конечно. Грубо говоря, существует партия нормальных людей – это просто жители, обыватели, что хотят одного: чтобы у них была крыша над головой, не надо было бегать по десяти работам, да еще хотя бы взяли на работу, и на этот заработок можно было бы накормить семью, одеться. О том, чтобы сходить в театр, кино, я вообще не говорю.
Культурная инфраструктура нарушена. Активно создается информационная сеть (мобильные телефоны, компьютеры и прочее), мы вошли в глобальную систему общения друг с другом. Но у нас абсолютно нарушено общение друг с другом. Мы не можем уважать личность в школе, семье, на работе – каждый так и норовит показать, что он начальник. Есть такое выражение «патология власти». И сегодня власть становится патологичной на любом уровне.
Невидимые зрителю слезы
– Вы ведь ученик великого режиссера Товстоногова.
– С Товстоноговым я проработал четырнадцать лет. Целую жизнь. Мудрый Георгий Александрович говорил, что всегда в серьезном надо искать смешное, и наоборот, в смешном – серьезное. Тогда это будет в десятку. Но веселье – трудное дело.
Я раньше думал, что тяжело заплакать, долго не мог себе на сцене этого позволить. Не понимал, как мужчина на сцене, при всех, заплачет. А однажды шел такой спектакль «Последний срок» по Распутину, где семья уезжает и говорит: «Береги мать. А мы поехали, у нас дела». Это финальная сцена, после чего гаснет свет. Семья уходит, мы сидим за столом, на котором только капуста, картошка и кружка с водой. Проходит мимо меня сестра, которую играла Люся Сапожникова, и говорит: «Береги мать». И вдруг во мне что-то произошло – слезы полились. Но свет погасили, и зал этого не увидел. Это были в буквальном смысле невидимые зрителю слезы.
Добавлено (10.04.2008, 17:11)
---------------------------------------------
Надежда Васильевна родилась 9 сентября 1930 года в селе Потапово Смоленской области в семье Румянцевых – домохозяйки Ольги и проводника поезда Василия, у которых к тому времени уже подрастал сын Володя. Вскоре после рождения дочери Румянцевы перебралась в подмосковный поселок Жаворонки. С детства Надежда была очень озорной, за что в школе получила прозвище Артистка. Окончив школу с золотой медалью, решила поступать в школу-студию при Центральном детском театре в Москве. На вступительном экзамене будущая актриса прочитала монолог Фамусова, стоя перед игравшим Фамусова в ЦДТ Вороновым, поступила, затем училась в Государственном институте театрального искусства им. А. В. Луначарского (ГИТИС), а через несколько лет вслед за своим педагогом Ольгой Пыжовой, перешедшей преподавать во ВГИК, перевелась в институт кинематографии.
В 1952 году Румянцева дебютировала в фильме «Навстречу жизни», а прославилась после выхода ленты Юрия Чулюкина «Неподдающиеся», где она сыграла Надю Берестову – большеглазую активистку, взявшуюся перевоспитать парочку лентяев.
В 1959 году фильм занял 10-е место в советском прокате, собрав около 30 миллионов зрителей. А в 1961 году Чулюкин снял еще одну комедию с задорной молодой актрисой – «Девчата». В ней Надежда сыграла выросшую в детдоме Тосю Кислицыну, приехавшую в леспромхоз поварихой. «Девчата» поднялись в 1962 году уже на 5-е место, фильм получил призы на фестивале в Эдинбурге и на молодежной программе в Канне, а на международном кинофестивале в Мар-дель-Плата (Аргентина) Румянцевой дали приз за лучшую женскую роль.
После этого подвижную и веселую комедийную «простушку» стали звать в Голливуд, но то были времена «железного занавеса»: «Я про эти приглашения ничего не знала, потому что мне о них не говорили. Оказывается, на них отвечали, что я очень занята», – призналась потом Румянцева.
После «Девчат» была еще одна звездная роль – Людмила в «Королеве бензоколонки». Успех был так велик что в 1963 году 32-летняя актриса уже получила звание заслуженной артистки РСФСР.
Все в карьере Надежды Румянцевой складывалось очень удачно, она была настоящей звездой, любимой миллионами.
Но в 1966 году вышел фильм «Крепкий орешек» – кинокомедия о Великой Отечественной войне, в которой Румянцева сыграла сержанта женского батальона ПВО. Сценарист Ефраим Севела за два месяца до окончания съемок внезапно эмигрировал, и картина подверглась показательной порке. В прессе устроили разгром, и с полки полную версию сняли лишь в 1994 году.
После истории с «Крепким орешком» артистка надолго оставила кинокарьеру. Вслед за мужем, работавшим в Министерстве внешней торговли, она уехала жить сначала в Египет, а потом в Малайзию и вернулась лишь в конце 70-х.
Про колоссальный перерыв в работе Румянцева никогда не жалела.
«Мой главный долг – быть рядом с мужем. Я хорошо усвоила, кто у нас глава семьи (для армянина это особенно важно). Он не должен говорить: «Я муж Нади Румянцевой». Это я должна говорить: «Я жена Вилли Вартановича», – говорила актриса.
Казалось бы, всего несколько заметных ролей. Но Надежда Румянцева наверняка останется в истории нашего кино. Останется прекрасной актрисой, всегда искрящейся оптимизмом и остроумием, «Чарли Чаплином в юбке» – так называли Румянцеву за ее невероятный комический талант. Век травести, увы, недолог, поэтому после возвращения из Малайзии она снималась уже достаточно редко, и, хотя в общей сложности сыграла более чем в сорока картинах, эти роли трудно назвать выдающимися.
Но Румянцева не потерялась, ей всегда удавалось оставаться рядом с нами, пусть даже и за кадром. Она озвучивала фильмы (в том числе сериал «Твин-Пикс») и мультфильмы. Именно ее голосом говорит так любимая детьми Мартышка из сериала «38 попугаев». Наконец, едва ли не все сегодняшние взрослые и солидные люди когда-то именно с Румянцевой встречали утро воскресенья, пораньше включив массивный телевизор с деревянными боками и ожидая, когда же появится «хозяйка «Будильника». Именно поэтому сегодня станет грустно и начальникам отделов, и водителям маршруток – детства остается все меньше и меньше.