Лингвист ДВ
И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Анна Ахматова «Мужество»
Пятница, 29.03.2024, 18:37


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Особенности орнамента коренных народов - Форум Регистрация Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Уголок любомудра » Культура » Особенности орнамента коренных народов
Особенности орнамента коренных народов
lingvistДата: Воскресенье, 18.01.2009, 15:30 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
http://www.fegi.ru/primorye/history/pop6.htm
Можно отметить некоторые особенности орнамента коренных народов Приморья. Известно, что в целом орнамент народов Приамурья делится на четыре вида: зооморфный, растительный, облаковидный, геометрический. Для удэгейского декоративного искусства характерны лишь геометрический и растительный.

Облаковидный орнамент у них в чистом виде не встречается. Зооморфный же встречается как редкое исключение. У орочей же зооморфный орнамент представлен наряду с геометрическим и растительным. По мнению специалистов в орочском декоративном искусстве выразились тесные этнокультурные связи с эвенками. Нанайцы отличаются особенным пристрастием к яркой одежде. До недавнего времени на их одежде и других предметах продолжает встречаться облаковидный вариант орнамента, зооморфный, растительный и геометрический. В современном нанайском декоративном искусстве появилось много новаций: настенные коврики, узорные занавеси, дамские сумочки. Важное место в декоративном искусстве коренных жителей края играли и изображения применяемые в ритуальных целях: изображения духов, шаманские атрибуты, амулеты

 
lingvistДата: Воскресенье, 18.01.2009, 15:32 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
http://www.nowa.cc/showthread.php?p=2010465

Opнaмeнт вcex вpeмeн и нapoдoв

 
lingvistДата: Воскресенье, 18.01.2009, 15:34 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
http://www.feam.info/collect/narodnoe/narodnoe.htm


Прикрепления: 4280696.gif (11.1 Kb) · 9265420.jpg (17.9 Kb)
 
lingvistДата: Воскресенье, 18.01.2009, 15:36 | Сообщение # 4
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
http://www.amursk.ru/az/03/0820/l5.htm
Обращаю внимание на самый большой, красивый ковёр, его Раиса Григорьевна шила полтора года. Присматриваюсь внимательно к орнаментам – да это птицы и рыбы!
– Этот ковёр обозначает богатство нашего Амура, – пояснила мастерица.
 
lingvistДата: Вторник, 20.01.2009, 09:19 | Сообщение # 5
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
В исследованиях культуры исторических эпох орнамент рассматривается как средство декорирования предмета, как элемент дизайна. В традиционной синкретичной культуре роль орнамента значительно шире. В этой области орнамент выступает как самый древний способ художественного моделирования мира, важнейших его явлений, событий, предметов. В нем содержится попытка в краткой, предельно сжатой форме, знакового выражения всего необъяснимого или требующего длительного многословного объяснения. Орнамент — это самый простой, емкий, рациональный способ (щ передачи информации, своеобразное пиктографическое письмо, позволившее человечеству сохранить знания о своей первоистории, об общих закономерностях природы и общества. В орнаменте человек смог создать модель Мироздания, раскрыть всеобщие законы развития окружающего мира. Вместе с тем, все вышесказанное не исключает важности для традиционного орнамента и эстетической функции. Имеющимися в его арсенале средствами, орнамент гармонизирует среду, приводит в естественное \L равновесие предмет и окружающее пространство и это, вероятно, одна из причин столь долгого и неизменного его существования.
Все народы мира прошли через "орнаментальный" этап творчества, все создали собственный своеобразный орнамент. У одних он был не очень сложным и многообразным и не занимал значительного места в их традиционном искусстве. У других, чье искусство пронизано орнаментализмом, орнамент выступал доминирующей формой художественного выражения национального сознания и эстетического идеала. ^ К таким этносам мы с полным основанием можем отнести и приамурские малочисленные коренные народы.
 
lingvistДата: Вторник, 20.01.2009, 09:20 | Сообщение # 6
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
В эту категорию включены восемь этносов - нанайцы, ульчи, негидальцы, удэгейцы, эвены, эвенки и орочи. Все они, кроме нивхов, входят в тунгусо-маньчжурскую языковую группу. Нивхи принадлежат палеоазиатской группе. По типу хозяйства приамурские народы - охотники и рыболовы. По религиозным воззрениям — шаманисты.
Этнические рамки работы ограничены изучением самого многочисленного из восьми коренных народов Приамурья — нанайцев . По переписи 1897 года на Амуре проживало 5757 нанайцев , по переписи 2002 года в Хабаровском крае их проживало 12000 человек. Издавна нанайцы жили по Амуру, рекам Сунгари, Уссури, Анюй, Хунгари, Тунгуска, а также на озерах Болонь и Эворон. То есть, территория проживания нанайцев охватывает современные Амурский, Бикинский, Комсомольский, имени Лазо, Нанайский, Солнечный, Хабаровский районы Хабаровского края. Незначительное число нанайцев ^ живет в Приморском крае, на о. Сахалин, а также в провинции Хэйлунцзян (КНР).
В XIX веке нанайский этнос представлял собой конгломерат территориальных групп и родов (22), имевших разное происхождение и, соответственно, некоторые особенности в культуре и языке13. В нанайском языке выделяют 10 диалектов, которые образуют 3 наречия14.
История искусства народов Приамурья насчитывает, по меньшей мере, . л пять тысячелетий и по праву является одной из замечательнейших страниц художественной культуры Востока. В ряду многообразных форм их изобразительной деятельности наиболее ярким, хорошо разработанным и информационно насыщенным является орнамент. Для нанайцев орнамент - не столько многообразное декоративное оформление, сколько, в первую очередь,- древняя знаковая система, концентрирующая в себе широкие знания всех предшествующих поколений о мире и обществе, универсальный кодированный язык, позволяющий общаться во времени и пространстве людям разных поколений и даже эпох, разных родо — племенных сообществ и этнических групп, разных поло-возрастных и социальных категорий.
 
lingvistДата: Вторник, 20.01.2009, 09:21 | Сообщение # 7
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
В течение последнего столетия символико-содержательное, информационное значение орнамента значительно уменьшилось, но художественные достижения нанайских орнаменталистов, высокий уровень формотворчества, композиционного мастерства не позволили приамурскому орнаменту уйти в забвение, и сегодня он продолжает развиваться не только в рамках традиционного искусства, но и в работах современных профессиональных художников. Приамурский орнамент служит источником творческого вдохновения, художественных и технических идей для дизайнеров, модельеров, технологов, чье творчество расширяет рамки прикладных и декоративных возможностей древнего искусства. Этот живой профессиональный интерес к приамурскому орнаменту среди художников разных специализаций и стилей диктуется еще и актуальной потребностью нашего времени в использовании экологичных природных материалов, в художественной обработке которых преуспели нанайские мастера.
Сфера применения нанайцами орнаментального декора предельно широка.
Это — и архитектурные сооружения, и средства передвижения, и предметы домашнего обихода - посуда, мебель, инструменты, орудия промысла - и, конечно, одежда - повседневная, праздничная, ритуальная. Это - изделия из ткани, меха и кожи рыб, украшенные аппликацией, вышивкой и мозаикой, аппликация и резьба по дереву и бересте, плетение из лозы и тальника, инкрустация на металле и ювелирные украшения из камня и многое другое. В каждом из этих материалов, в каждой технике декорирования разработаны своеобразные орнаментальные мотивы и технологические приемы.
Орнаментальное искусство нанайцев - феномен художественной культуры Дальнего Востока,в нем отражено традиционное мировоззрение народов Приамурья. тального искусства и выявление возможностей использования орнамента нанайцев в современном изобразительном искусстве и дизайне.
 
lingvistДата: Вторник, 20.01.2009, 09:27 | Сообщение # 8
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Из трех функциональных составляющих орнамента — красоты, семантики и утилитарности- самым спорным является семантика
"Мангуны, также, как и гольды, любят украшать свои вещи, и их одежда, оружие, утварь покрыты различными узорами, которые ясно доказывают присутствие живого художественного чувства. В самых сложных рисунках они не отступают от правил вкуса, и в этих соединениях параллельных линий с дугообразными, с кружками и зигзагами, которые стройно ложатся в одно целое, проглядывает тонкое понимание симметрии... Несмотря на Рассматривая происхождение спирально — ленточного орнамента, многие исследователи называют таковой символическим и считают
основные элементы — зигзаг, переплетающиеся волнообразные линии, S-видную и парную спираль — восходящими в своих истоках к неолитическому времени.
 
lingvistДата: Вторник, 20.01.2009, 09:30 | Сообщение # 9
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Всех исследователей XIX — нач. ХХв. волновала проблема происхождения амурского орнамента. Однако в то время наука еще не располагала сведениями о культуре амурских племен в глубокой древности и потому проблема генезиса орнамента не могла быть решена до конца.
Такие материалы были получены в середине ХХв. в результате широких археологических исследований на Амуре и в соседних с ним районах Дальнего Востока. Они стали свидетельством прямой связи искусства неолитических племен Амура с современным творчеством малочисленных народов. Обширные материалы, полученные в результате археологических раскопок, изучение наскальных рисунков, этнографические исследования жизни народностей Амура, дают возможность проследить эволюцию художественных представлений этих народов на протяжении тысячелетий. Выдающуюся роль в археологических исследованиях на Амуре сыграл один из крупнейших российских археологов и историков академик Алексей Павлович Окладников.
Одним из основных аспектов научной деятельности А.П. Окладникова был вопрос о происхождении первобытного искусства, его истоках, эволюции и связи древнего искусства с современным. В первую очередь, искусства орнаментального. Пожалуй, впервые А.П.Окладниковым был определен возраст приамурской орнаментики, ее природа, семантика, сделана попытка научной классификации и стилистического анализа. Материалом для сравнительного анализа служили неолитические памятники — орнаментированная керамика, культовая скульптура, петроглифы Амура - и произведения современного декоративного искусства.
А.П.Окладников обратил внимание на своеобразие приамурского искусства, заключающееся в господстве криволинейных, а точнее, спирально — ленточных мотивов и научно подтвердил гипотезу о глубокой древности спирально — ленточного орнамента у современных народов Амура и о его связи с декором неолитической керамики, датируемой III — II тысячелетиями до н.э. Исследовав богатейшую орнаментику глиняных сосудов, автор выделяет тринадцать типов амурского неолитического орнамента, отметив, что особое по важности место в нем занимает спираль. Кроме спирали, как основного элемента приамурского искусства, им были рассмотрены "амурская плетенка", чешуйчатый узор, изображения змеи, птицы, личины и др. и в каждом из анализируемых случаев были приведены бесспорные подтверждения аналогичности орнаментальных сюжетов двух эпох, разделенных тысячелетиями.
С начала 1960-х годов значительно активизировалась деятельность российских этнографов и лингвистов в изучении материальной и духовной культуры коренных народов Амура. Работы Ю.А.Сем, А.В.Смоляк, Л.И.Сем, В.А.Аврорина, А.П.Путинцевой, Е.А.Гаер, Н.Б.Киле, Ч.М.Таксами и других способствовали обогащению знаний в области орнаментального искусства аборигенов Амура. В них орнамент рассматривался как средство декорирования различных предметов быта, одежды, жилища и как исторический источник.
Фундаментальными исследованиями по орнаменту народов Приамурья являются работы С.В.Иванова "Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX - начала XX века" и "Орнамент народов Сибири как ,V исторический источник", вышедшие в 1950-1960-е гг.62. Отмечая неразработанность в российском искусствознании теории орнамента и отсутствие общепринятой терминологии по этому вопросу, автор предлагает свою интерпретацию понятия "орнамент", выделяя два момента в его восприятии - интеллектуальный и эмоциональныЙ.
В основу анализа приамурского орнамента ученым был положен сравнительно-исторический метод исследования, а главн
ыми признаками _ выбраны мотив, техника и материал. С.В.Иванов рассматривает приамурский
орнамент как источник для реконструкции культурно — исторических и этногенетических связей народов Амура и сопредельных территорий
 
Форум » Уголок любомудра » Культура » Особенности орнамента коренных народов
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024