Лингвист ДВ - сетевое сообщество словесников
Scientia potentia est — знание – сила
Вторник, 12.12.2017, 19:11


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Лингвистические игры Регистрация Вход
Меню сайта

Разделы новостей
Новости интернета [51]
Новости образовательных сайтов

Литература Союз образовательных сайтов
Проверка слова
www.gramota.ru
Наш опрос
Что Вы считаете самым важным в школьном обучении?
Всего ответов: 429

Календарь новостей
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

html-код: Бесплатная электронная библиотека классической литературы
Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=312799

Лингвистическая игра по теме: "Словообразование"

Правила игры

Игра командная. Чем больше баллов набирает команда в ходе игры, тем больше привилегий может использовать.
Команда, набравшая:

  • 20 баллов по итогам одного тура, имеет право во 2-м туре выбрать вариант вопроса (1 раз);
  • 30 баллов по итогам двух туров, может один раз в 3-м туре вызвать в, качестве запасного игрока, болельщика из зала;
  • 40 баллов по итогам трех туров, допускается один неправильный ответ с начислением команде очков, предусмотренных правилами игры.
Команда, проигрывающая в каком-либо туре, имеет право заменить любого игрока за своим столом на участника из числа болельщиков.

Задания для играющих команд
ТУР 1

(на выполнение каждого задания – 1 минута)

1. Чем отличается морфемный состав русского слова снежок и английского слова snowball русского слова школьница и английского schoolgirl? (3 балла)

снежок – snowball;
школьница– schoolgirl

2. Приведите примеры сложных слов, в которых приставка стоит после корня, (менее 5 слов – 2 балла, 5–10 слов – 5 баллов, с 11-го слова – за каждое слово 1 балл).

Сумасшедший, самосохранение и т. д.

3. Разберите по составу каждое слово из фразы, лишенной смысла. (5 баллов)

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка.

4. Восстановите словообразовательную цепочку. (10 баллов)

Судить – – – – безрассудно.
Сухой – – – – – засушливость.

ТУР2

(на выполнение каждого задания – 3 минуты)

1. Сердцевиной слова, его смысловым центром является корень. От него слова “растут”, как ветви на деревьях. Чем употребительнее корень, тем он жизнеспособнее, тем больше образуется от него новых слов, тем сильнее становится словесное дерево. Создайте свое дерево. (За каждое слово – 1 балл)

2. Разгадайте шарады. (1 балл)

Мой корень – родственник сраженья,
Приставка – в слове заявленье,
В наборщике есть суффикс,
А весь тружусь я под землей.
Корнем с дорогой роднится,
В сборе приставка таится,
Суффикс – в слове дневник,
Целым же в космос проник.
Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Весь же – в дневнике я и в журнале.

3. Придумайте шараду для команды соперников. (5 баллов)

ТУР З

(на выполнение каждого задания – 2 минуты)

1. От названий городов образуйте слова, обозначающие жителей этих городов. (3 балла)

Мы не зря привыкли называться
Именами наших городов.
Слушать я, как музыку, готов:
“москвичи”, “рижане”, “ленинградцы”.

Например: Москва – москвичи.

  • Тула,
  • Одесса,
  • Киев,
  • Волгоград,
  • Екатеринбург,
  • Баку,
  • Братск.

2. Известный писатель Марк Твен любил придумывать длинные слова. Пользовался он чаще всего таким способом словообразования, как сложение. Однажды он придумал слово, состоявшее из 42-х букв. Запишите и вы подобное слово, в котором было бы как можно больше букв. (10 баллов, если в слове более 15 букв)

ТУР 4

Играют по 1 человеку; отвечают по очереди, время на раздумье – 10 секунд, начинает тот, чья команда набрала наибольшее количество очков. За каждый правильный ответ – 10 баллов. Время – 1 минута.

  1. Назовите хотя бы одно слово с суффиксом -ком. (Пешком, тайком, силком)
  2. Подберите одно слово с суффиксом -ник, со значением названия помещения. (Коровник)
  3. Назовите хотя бы одно слово с приставкой тре-. (Трезвон, треклятый, треволнение)
  4. Назовите корень в слове “где”. (Где)
  5. Назовите корень в слове“принять”.................................................................................................................
http://rus.1september.ru/2003/26/4.htm

Лингвистический марафон

Материалы конкурса

8 класс

Предисловие

Как театр начинается с вешалки, так познание начинается с интереса. Пробудить интерес к учебному предмету – важная задача современного образования. Одним из шагов на пути ее решения был Лингвистический марафон, проведенный в рамках Дней русского языка и литературы в лицее № 40 города Петрозаводска.

Конкурс состоял из двух этапов: «Лингвистические игры» и «Лингвистические задачи». К участию в I туре приглашались команды восьмиклассников по 10–12 человек. Они одновременно получали двенадцать одинаковых заданий, сдать решения которых следовало не позднее чем через 2 часа после начала конкурса. Во II тур вышли три команды, набравшие наибольшее количество баллов.

Этап «Лингвистические задачи» проводился по аналогичной схеме: команды одновременно получали набор теперь уже из шести (т.к. степень сложности возросла) заданий, решить которые предлагалось за прежнее количество времени – 2 часа. Время на решение каждой задачи и принципы организации коллективной работы каждая команда определяла для себя сама.

Подсчет результатов на каждом этапе осуществлялся следующим образом: чем больше команд решило задание, тем меньшее количество баллов присваивалось за его выполнение. Так, если из 10 команд задание выполнили все, то оно оценивалось в 0,5 балла, если 9, то в 1 балл, если 8, то в 1,5, если 7, то в 2, если 6, то в 2,5, если 5, то в 3, если 4, то в 3,5, если 3, то в 4, если 2, то в 4,5, если 1 команда, то в 5 баллов.

I тур

Лингвистические игры

Вероятно, почти каждому учителю-словеснику приходилось слышать детский вопрос: «А сколько слов в русском языке?».

Предполагается, что с начального этапа формирования русского языка (тогда еще общего для всех восточнославянских племен) каждый год в среднем возникала почти тысяча новых слов или их значений, но при этом часть из них оказывалась неустойчивой и бесследно исчезала. Если сосчитать все слова, которые постепенно накапливались и составили в конце концов его лексикон, их окажется много, почти миллион. Ведь нужно сосчитать и собственно русские слова, и заимствования, и диалектизмы, и научные термины, и устаревшие слова, которые мы все-таки используем иногда, и собственные имена и прозвища, какими бы невероятными они нам ни казались. Все это уже само по себе огромное богатство. А каждое слово имеет свой оттенок смысла, свое строение, свое звучание! Поэтому было бы хорошо, если бы ученики не разочаровались отсутствием точных цифр (хотя самых дотошных можно адресовать к «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И. Даля или к 17-томному академическому «Словарю современного русского литературного языка»), а искренне заинтересовались как словарным запасом всего русского языка, так и своим собственным. Ведь владение словом как инструментом общения – неоценимое умение, а закладывается и развивается оно с детства. Чем больше слов в словарном запасе ребенка, тем легче ему устанавливать контакт с людьми, приобщаться через книги к духовным ценностям человечества, получать информацию и познавать мир.

Игры со словами интересны и полезны, поскольку они активизируют словарный запас, пополняют его, открывают новые стороны, казалось бы, хорошо знакомых сочетаний букв и звуков, учат наблюдательности. Более того, школьников такие игры настраивают на позитивное отношение к тому предмету, который в расписании обозначен как «русский язык». Подобные задания можно использовать в режиме урока (как для интеллектуальной зарядки, так и методически связывая с изучаемым материалом). Так, задание 1 – на опознание однокоренных слов – может пригодиться при изучении словообразования. В задании 3 заполнять таблицу можно словами с заданным грамматическим признаком, например склонением, и использовать его при изучении морфологии существительных так же, как и задание 8, где можно не просто восстанавливать слова, а еще и распределять их по типам склонения. Ниже приводятся лишь некоторые игры из всего многообразия, которые учитель может почерпнуть из литературы. Большую помощь окажут в этом книги «Занимательные материалы по русскому языку» А.Арсирия (М.: Просвещение, 1995), а также «Подумаем вместе» Н.Винокуровой и «Игры-потехи, забавы-утехи» С.Шмакова.

Хочется надеяться, что данные материалы заинтересуют учителей и помогут им попробовать свои силы в этом увлекательном занятии – составлении таких игр!

Задания

Задание 1. Третье лишнее.

Из группы слов вычеркните одно, неродственное двум другим.

Вода, водитель, наводнение.
Рисунок, рисовый, зарисовка.
Горец, горе, гористый.
Носилки, носатый, поднос.
Гора, гореть, загорелый.
Столик, застольная, столетие.

Задание 2. Анаграммы.

Анаграммы – слова, которые отличаются друг от друга только порядком заключенных в них букв, например, куст – стук.
Составьте цепочки из двух–четырех слов-анаграмм:

КЛОУН, КРОТ, ДАВЛЕНИЕ, ПАРАДОКС, СПАНИЕЛЬ.

Задание 3. Метаграммы.

Метаграммы – слова, получающиеся при замене одной буквы другой.
Выполните цепочку превращений, меняя при каждом ходе только одну букву. Все промежуточные слова должны быть значимыми, например: мама – Лама – лапа – папа.

ВОЛК...КОЗА
ЧАС...ГОД
ТЕСТО...БУЛКА
МУХА...СЛОН
МИГ...ЧАС...ГОД...ВЕК...ЭРА

Задание 4. Псевдоанаграммы.

Восстановите слова, в которых буквы переставлены местами.

НЕАП
НАУЛ
ЛАГФ
ЛИОШ
РКАО

НОКУС
СЕЛЬР
ЛОЕКЬ
МАНЕС
ЛУТЕР

ФРАЖИ
ТРАНОК
БУРАЖД
ДРОВОП
РЕГОЦУ

Задание 5. Палиндромы.

Составьте слова и фразы, которые одинаково читаются слева направо и справа налево.


Задание 6. Тест.

Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго. Например, обы(чай)ка.

МЕ( )ОЛАД
ФОР( )НИК
ЖЕЛ( )СИН
ТАМ( )КА
ВАМ( )АТ
ДРА( )УРА

КИШ( )ЕЙ
КАР( )ЕМЕЦ
ВАМ( )АМИДА
ВОС( )АРЬ
ВОК( )ЕЖЬ
ПО( )ОТОК

У( )ОВА
ГОР( )ОЛАД
НА( )НЯ
ЗА( )ЕЦ
СВИР( )НИК
КАР( )НА

ПО( )АТКА
АМ( )АК
ГО( )КОТ
КОВ( )НЯ
КАБ( )ОШКО

Задание 7. Найдите слово.

Решите следующие задачи, пользуясь ключом-примером.
Отделите плод от растения:
СОШИСНШАКА.
Решение: зачеркнув буквы слова шишка, получаем растение сосна. Так же решаются остальные задачи.

1) Уберите одежду, а найдите монету.
ДСАРРААХФМАНА

2) Какие здесь родственники?
СПЛЕЕМСЯТННРИАК

3) Откуда выгнали маленького мальчика?
ШНЕКОЗНЛАЙКА

4) Найдите числа, кратные двум.
ЧВЕТОСЫЕРМЬЕ

5) Назовите день недели и месяц.
АСРВГЕДУАСТ

6) Какие оценки имеет нерадивый ученик?
ДЛОВДЫОЙРКЬИ

7) Кто стучится в дверь ко мне?
ДОПОБЧТРЫАЛЬЙОН

8) Узнайте в охапке цветок.
БФЛУКОЕКТС

9) Кто съел весь сыр?
СЕМЫРШАКЯА


Ответы  там же - на странице http://rus.1september.ru/2003/26/4.htm

Приводим варианты заданий первого «Медвежонка».


ЗАДАЧИ ДЛЯ 5 - 6-х КЛАССОВ

Задачи 1–10 оцениваются в 3 балла, 11–20 – в 4 балла, 21–30 – в 5 баллов.

1. Сколько букв в русском алфавите?

(А) 3; (Б) 26; (В) 30; (Г) 33; (Д) 43.

2. Сколько из перечисленных действий совершает комар: кусает, летает, сосет, чешет, чихает?

(А) одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) все.

3. Из слова ворот выберите три подряд идущие буквы так, чтобы получилось существительное. Можно выбрать два разных способа: ВОРот и воРОТ. А сколькими способами можно выбрать три подряд идущие буквы из слова колобок?

(А) 0; (Б) 1; (В) 2; (Г) 3; (Д) 4.

4. Сколько из перечисленных слов являются названиями профессий: читатель, учитель, самоучитель, строитель, писатель?

(А) одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) все.

5. Какие из приведенных слов являются однокоренными со словом вода: 1) водить, 2) водяной, 3) завод, 4) водичка, 5) водный?

(А) 2, 4, 5; (Б) 3, 4; (В) 1, 4; (Г) 2, 4; (Д) все.

6. Отметьте из приведенных ниже слов слова с одинаковыми приставками: 1) отмерять, 2) отравить, 3) отвар, 4) отчизна.

(А) 1, 2; (Б) 1, 3; (В) 1, 2, 3; (Г) 2, 3; (Д) 1, 2, 3, 4.

7. Какие из перечисленных названий животных используются для обозначения большого и неуклюжего человека: баран, корова, медведь, слон?

(А) все; (Б) баран, корова, медведь; (В) баран, корова, слон; (Г) баран, медведь, слон; (Д) корова, медведь, слон.

8. Слово сковорода рассыпали на буквы. Из этих букв сложили два других слова так, что неиспользованных букв не осталось. Какими могли быть эти слова?

(А) сок + борода; (Б) совок + орда; (В) сова + город; (Г) дрова + коса; (Д) воск + колода.

9. Можно сказать, что слово полочка образовано от слова полка и может иметь значение «маленькая полка» или «полка маленького размера». Возьмем слова бухта, водка, кофта, минута, поляна и образуем от них слова бухточка, водочка, кофточка, минуточка, поляночка. Сколько из этих слов могут обозначать соответствующий предмет маленького размера?

(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.

10. Как называется короткая смешная история?

(А) анегдот; (Б) анекдот; (В) анигдот; (Г) аникдот; (Д) среди вариантов (А) – (Г) нет правильного.

11. Вспомните родственные слова и скажите, из скольких лошадей состояла упряжка, которую римляне называли квадригой:

(А) из трех; (Б) из четырех; (В) из пяти; (Г) из шести; (Д) из семи.

12. Сколько в данном списке слов с суффиксом -чик-: ключик, стульчик, мячик, перчик, карманчик?

(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.

13. В старой орфографии (до 1918 г.) на месте современного и использовались две буквы: и и i, например: пiанист, ближнiй, зданiе, миллiон, Марiя. Как записывались в старой орфографии слова июнь, синий?

(А) iюнь, синiй; (Б) июнь, синiй; (В) iюнь, синий; (Г) iюнь, сiнiй; (Д) iюнь, сiний.

14. В скольких существительных из данного списка произойдут изменения в склонении, если ударение с первого слога перенести на второй: белки, замки, трусы, полы, кружки?

(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.

15. Сколько из перечисленных слов сочетаются и со словом маленький, и со словом маленькая: грязнуля, зануда, плакса, тупица, красавица?

(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.

16. Посмотрите на следующие слова: м_тель, кр_хтеть, за_ц, м_теж. В скольких из них пропущена буква я (а не е)?

(А) 0; (Б) 1; (В) 2; (Г) 3; (Д) 4.

17. В одной детской книжке описывается «конспиративный язык», на котором между собой общаются мальчишки. Вот пример правильной фразы на этом языке: Шара-вчеца шаяца шанаца шажин-уца шасъелца шашу-каца шаица шапил-выца шаю-чаца. Переведите на этот язык слово залив:

(А) шазаливца; (Б) шаив-залца; (В) шалив-заца; (Г) шаза-ливца; (Д) среди вариантов (А) – (Г) нет правильного.

18. Прочтите загадку, зашифрованную в ребусе, и найдите подходящую отгадку:

(А) ножницы; (Б) игла; (В) молоток; (Г) метла; (Д) пила.

19. Найдите синоним устойчивого словосочетания попасть впросак:

(А) сесть в калошу; (Б) отбиться от рук; (В) заблудиться в трех соснах; (Г) повесить нос; (Д) уйти в свою скорлупу.

20. Какое из пяти перечисленных слов по смыслу лишнее?

(А) шведка; (Б) болгарка; (В) итальянка; (Г) японка; (Д) корейка.

21. Какое из пяти перечисленных слов по смыслу лишнее?

(А) обезьяна; (Б) зайчиха; (В) львица; (Г) актриса; (Д) японка.

22. Сколько слов из данного списка можно считать и существительным, и глаголом: шила, мыла, выла, дела, жили, были, рыли, жил?

(А) 2; (Б) 3; (В) 4; (Г) 5; (Д) 6.

23. В скольких словах из данного списка букву е можно читать и как е, и как ё: вел, мел, сел, осел, дел?

(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.

24. Образуйте форму 1-го лица единственного числа от глагола убедить.

(А) убедю; (Б) убежду; (В) убежу; (Г) убеждаю; (Д) форма не образуется.

25. Попробуем читать звуки, из которых состоят слова лен, сад, луг, люк, альт, в обратном порядке. Сколько новых слов получится?

(А) 5; (Б) 4; (В) 3; (Г) 2; (Д) 1.

26. Сколько существительных женского рода представлено в списке: туфли, ботинки, овощи, тюль, вуаль, рояль?

(А) 0; (Б) 1; (В) 2; (Г) 3; (Д) 4.

27. Вспомните старинное название одной из русских букв и скажите, каков буквальный смысл выражения ходить фертом:

(А) ходить, сгорбившись; (Б) ходить, уперев руки в бока; (В) ходить с гордо поднятой головой; (Г) ходить вразвалку; (Д) ученые до сих пор об этом спорят.

28. Сколько из перечисленных слов обозначают домашнее животное: верблюд, корова, крокодил, крыса, собака?

(А) одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) все.

29. Сколькими способами можно в ряду букв поднимитеперья расставить пробелы (не вставляя никаких знаков препинания), чтобы получилась фраза?

(А) 2; (Б) 3; (В) 4; (Г) 5; (Д) 6.

30. Постарайтесь понять, по какому принципу составлена «смысловая пропорция»: силен : слабее = мягок : X = тверд : Y = Z : глуше, – и ответьте, какие три слова зашифрованы буквами X, Y и Z:

(А) мягчее, тверже, глух; (Б) тверже, мягче, звoнок; (В) твердее, мягче, ярче; (Г) мягче, тверже, звонче; (Д) ни один из вариантов (А) – (Г) не верен



Форма входа

Copyright MyCorp © 2017