Лингвист ДВ
Заходите в библиотеку
Четверг, 14.12.2017, 07:00


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Каталог файлов Регистрация Вход
Меню сайта

Категории каталога
Рекомендации [10]Тесты по русскому языку [3]
Тесты
Поэтика [7]
Материалы к урокам
Конференция [3]
Презентации для уроков [0]
Русский язык, литература, МХК
Презентации для уроков [1]

Наш опрос
С чего должен начинаться процесс информатизации школы?

Всего ответов: 271

Главная » Файлы » Рекомендации

Синдром выгорания и борьба с его последствиями
[ ] 17.05.2008, 15:13
Синдром выгорания был впервые описан в 1974 году американским психологом Фрейденбергером для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений. В настоящее время термин «выгорание» принято употреблять в связи с профессиями, связанными с оказанием помощи человеку, испытывающему негативные переживания, оказавшемуся в критической ситуации. Характерным для данных профессий является асимметрия ответственности за состояние, характер взаимодействия и его результаты для обеих сторон. Ответственность в большей степени лежит на помогающем, он ее осознанно принимает.
Люди таких профессий — это врачи, юристы, психологи, психотерапевты, социальные работники, консультанты и т.д. Люди, работающие по этим специальностям, постоянно сталкиваются с негативными переживаниями, оказываются в большей или меньшей степени вовлеченными в них, они находятся в зоне риска для собственной эмоциональной устойчивости (чаще других получают сердечно-сосудистые заболевания, неврозы). То есть те, кому приходится взаимодействовать с большим количеством людей (так называемых помогающих профессий).
Когда говорят „сидром сгорания“, имеют в виду конкретные изменения отношения специалиста к предмету профессиональной деятельности и к самому себе:
1) усталость, утомление, истощение после активной профессиональной деятельности;
2) психосоматические проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, неврологические расстройства, бессонница);
3) появление негативного отношения к клиентам (вместо имевшихся ранее позитивных взаимоотношений)
4) отрицательная настроенность к выполняемой деятельности;
5) агрессивные тенденции (гнев и раздражительность по отношению к коллегам и пациентам);
6) функциональное, негативное отношение к себе;
7) тревожные состояния, пессимистическая настроенность, депрессия, ощущение бессмысленности происходящих событий, чувство вины.
Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных (снижение личных) достижений:
— эмоциональное истощение — чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой;
— деперсонализация — циничное, безразличное отношение к труду и объектам своего труда;
— редукция профессиональных достижений — возникновение чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
Подгорающего сотрудника можно отличить по психофизическим, психологическим и поведенческим проявлениям. Как правило, он изнурен эмоционально и физически: снижена активность, восприимчивость и реакция на изменения внешней среды. Среди прочих психофизических признаков выгорания специалисты называют частые головные боли, резкие изменения массы тела, бессонницу, сонливое состояние, нарушение дыхания. Работник становится раздражителен, у него случаются вспышки гнева, он избегает общения. Вместе с этим его гложет чувство вины, гипертрофированной ответственности, страха. Как работник, он низко оценивает свои профессиональные возможности, сомневается в корпоративных и профессиональных ценностях. Выполнять функциональные обязанности ему становится все тяжелее. Он меняет свой рабочий режим, чтобы уменьшить время присутствия на работе. Если сотруднику по роду его деятельности приходится принимать решения, он под разными предлогами отказывается от этого.
Симптомы выгорания могут проявляться не только у отдельных сотрудников, но и у целых трудовых коллективов. По признакам коллективное профессиональное выгорание не особо отличается от индивидуального: сотрудники теряют веру в позитивные изменения на работе и возможность изменить что-либо собственными силами. О близости коллектива к выгоранию можно судить и по конфликтности внутри отдела и общей тяжелой, гнетущей атмосфере.
Специальность сотрудника Телефона Доверия, несомненно, оказывается в списке профессий, на которые распространяется „синдром сгорания“. Он работает с людьми, переживающими кризис, оказавшимися в сложной ситуации, а может быть, даже на грани жизни и смерти. Характерные признаки эмоционального сгорания состоят в ощущении постоянной усталости, тревожности и душевном дискомфорте. Все это нередко приводит к психосоматическим реакциям, развитию фобий, изменению отношения к работе, раздражительности и немотивированной агрессии.
Специфика оказания экстренной психологической помощи задает дополнительные ограничения, которые усиливают эмоциональное напряжение для сотрудника Телефона Доверия:
—невозможность подготовиться к звонку: позвонить могут в любой момент с любой проблемой, консультант должен быть в состоянии готовности постоянно;
—ограниченное время работы с каждым абонентом:
—сложно полностью контролировать контакт: абонент может в любой момент положить трубку и больше не позвонить или не дозвониться;
—длительное время работы, большое количество обращений за смену;
—невозможность „выбора“ клиентов как, в очном консультировании;
—незащищенность сотрудника Телефона Доверия от оскорблений, розыгрышей, сексуальных манипуляций, угроз и т.д.;
—если консультант работает один (без супервизора, один канал), достаточно сложно получить поддержку, консультацию в затруднительной для него ситуации.
Все эти дополнительные стрессовые факторы усиливают возможность появления „синдрома сгорания".
Мерами профилактики „синдрома сгорания“ могут быть следующие условия организации деятельности сотрудника Телефона Доверия:
— он не должен находиться долгое время один, у него всегда должна быть возможность обратиться за помощью, советом к коллегам, супервизору;
— не стоит сильно загружать консультанта: 4-5 дежурств в месяц вполне достаточно;
— помещение должно быть максимально удобным для длительного пребывания в нем сотрудника и защищенным от проникновения посторонних, чтобы ею нервная энергия не расходовалась, например, на адаптацию к посторонним шумам;
— важна общая дружеская атмосфера поддержки и взаимопонимания в коллективе телефонистов и сотрудничающих с ними организаций;
— всего этого будет недостаточно, если в службе не будет организована супервизия. Эта помогающая инстанция должна следить за состоянием душевного равновесия работающих, постоянно способствовать осознанию предмета, методов, целей деятельности, изменения отношения к работе каждого; повышением квалификации;
— необходимо постоянно делиться своим опытом и проблемами с профессиональным сообществом;
— сотрудников, которые освоили этот вид деятельности, необходимо привлекать к другой работе — супервизия, создание обучающих программ, очное консультирование и т.д.
Хорошей профилактикой синдрома эмоционального выгорания профессионалов является балинтовская группа. Акцент в работе балинтовской группы делается на различных особенностях терапевтических взаимоотношений, на реакциях, трудностях, неудачах, которые консультанты сами выносят на обсуждение. Группа профессионалов встречается несколько раз в месяц (продолжительность встречи 1,5-2 часа). Стиль ведения занятий – недирективный. Занятия в балинтовских группах позволяют участникам прояснить стереотипы действий, препятствующие решению проблем, устанавливать более эффективные взаимоотношения с клиентами. В работе семинара могут использоваться ролевые игры, элементы психодрамы, приемы эмпатического слушания, невербальной коммуникации и др.
„Выгоранию“ препятствует постоянное осознание процесса работы, своего участия в нем, другими словами, наращивание профессиональных качеств, постоянная рефлексия и концептуализация своего опыта переживаний, связанных с общением с клиентами, общение с профессиональным сообществом, презентация ему своего понимания сущности работы Телефона Доверия.

Елдышова О.А. Профессиональное выгорание в помогающих профессиях. //Роль служб экстренной психологической помощи по телефону в решении проблемы сиротства в России: I Международная конференция детских телефонов доверия 17–18 ноября 2006 г.: Сборник статей выступлений. – Москва, 2006. –С. 38–41

Статьи автора
Категория: Рекомендации | Добавил: lingvist
Просмотров: 698 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2017