Компетентностный подход в моделировании стандарта непрерывной профессиональной подготовки учителя политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов; компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе, призванные препятствовать возникновению ксенофобии, распространению климата нетерпимости и способствовать пониманию различий и готовности жить с людьми других культур, языков и религий. компетенции, определяющие владение письменным и устным общением, важным в профессиональной деятельности и общественной жизни (владение несколькими языками); компетенции, связанные с возникновением информационного общества: владение новыми технологиями, понимание их силы и слабости, со способностью критически относиться к распространяемым по каналам СМИ и Интернет информации и рекламе; компетенции, реализующие способность учиться в течение всей жизни не только в профессиональном плане, но и в личной и общественной жизни. Профессиональная компетентность - совокупность индивидуальных свойств личности, состоящих в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств в личности учащегося. Профессиональная компетентность учителя определяется единством его методологической, специальной и психолого-педагогической подготовки.
Характеристики профессиональной компетентности специалиста в системе непрерывной профессиональной подготовки
Компоненты
| Показатели уровня квалификации выпускника
| Профессионализм
| Умение анализировать с точки зрения фундаментальных наук; активно использовать полученные знания в практической профессиональной деятельности; делать выводы на основе анализа собственных успехов и неудач, готовность использовать разнообразные приемы, методы и средства организации профессиональной деятельности.
|
Инициативность Самостоятельный выбор профиля подготовки, включая производственную практику, ориентированность на овладение ценностями непрерывного образования. Созидательность Стремление к профессиональному творчеству, самоотдача, способность адекватно выбирать и использовать методы, формы и средства для осуществления целей и задач непрерывного образования и профессиональной деятельности, ориентированность на преобразовательную деятельность и рефлексию, на самоконтроль (сравнение, анализ и коррекция отношений между целями, средствами и результатами собственных действий). Адаптированность Готовность к оперативной смене направленности и мотивации профессиональной деятельности в зависимости от изменений социальной ситуации. Динамизм Знание об эволюции теорий и концепций, владение информацией об изменениях общего и отраслевого законодательства, понимания необходимости и конкретного содержания изменений в зависимости от перемены ситуации и т.д. Исследовательская компетентность Владение методами научно-исследовательской деятельности, содержание которой определяется развитием научных школ. Позиционная определенность Проявление личностных функций в учебной и реальной профессиональной деятельности, навыки общения на ценностно-смысловом, эмпатийном уровне, конгруэнтное самовыражение, , адекватная самооценка и др. Мобильность Широта познавательных интересов, способность отказаться от принятого ошибочного решения, способность видения альтернатив решения проблемы и осуществления оптимального выбора.
|