Лингвист ДВ
Заходите в библиотеку
Среда, 13.12.2017, 20:04


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Каталог файлов Регистрация Вход
Меню сайта

Категории каталога
Рекомендации [10]Тесты по русскому языку [3]
Тесты
Поэтика [7]
Материалы к урокам
Конференция [3]
Презентации для уроков [0]
Русский язык, литература, МХК
Презентации для уроков [1]

Наш опрос
С чего должен начинаться процесс информатизации школы?

Всего ответов: 271

Главная » Файлы » Рекомендации

Эволюция конфликта в русском литературном процессе 50 - 60-х годов XX века
[ ] 18.03.2008, 16:12

Эстетическая природа конфликта трактовалась в критической литературе как отражение противоречий действительности, которые существуют или доллсны существовать, что естественным образом вело авторов произведений к созданию «схематического» конфликта, в центре которого должна быть борьба «хорошего с лучшим» или борьба сознательного героя и безответственного руководителя. Данный подход к изображению конфликта в литературных произведениях вполне соответствовал духу времени и той общественно-политической ситуации, которая была напрямую связана с литературным процессом этого времени.
Однако известно, что конфликт как литературная категория, введённая в научный оборот Гегелем, стал предметом исследования в фундаментальных работах известных учёных - М.Бахтина, Л.Гинзбург, В.Жирмунского, Ю.Тынянова, а также - А.Бочарова В.Виноградова, Ю.Манна, П.Палиевского, Г.Поспелова, Л.Тимофеева и др. В данной работе мы неоднократно обращаемся к ним для изучения эволюции конфликта в литературном процессе 50-60-х годов.
Несмотря на различные аспекты изучения проблемы конфликта, ученые едины в том, что конфликт - это борьба, крайнее напряжение. При этом важно иметь ввиду, что «конфликт художественный» и «конфликт жизненный» не тождественные понятия. Художественный конфликт преломляется через сознание, творчество писателя и эстетически преобразованным проявляется в произведении, тогда как жизненный конфликт - противоречия, противостояния различного рода. Принято считать в современной науке художественный конфликт самостоятельной эстетической категорией, которая в теории литературы не выделяется в отдельный раздел, а рассматривается через жанровую дифференциацию. Глубокое и всестороннее изучение конфликта в социальной сфере привели в последние годы к выделению его из социологии, философии, психологии в самостоятельную отрасль - конфликтологию .
В литературоведении в последние десятилетия появились значительные работы о художественном конфликте, существенно дополняющие исследования прошлых лет и позволяющие благодаря глубоким научным изысканиям выделить конфликт в самостоятельную единицу в теории литературы.
В трудах Л.Тимофеева, Г.Поспелова, П.Палиевского, В.Хализева, К.Шаззо конфликт рассматривается в соотношении с другими литературными понятиями, такими как характер, сюжет, стиль, жанр, каждый из учёных утверждает свой индивидуальный подход в изучении поставленной проблемы. Так, Л.Тимофеев считает, что художественный конфликт раскрывается лишь во взаимодействии с характером, Г.Поспелов подчёркивает своеобразие художественного конфликта в эпических и драматических произведениях, П.Палиевский в свою очередь указывает, что в художественном произведении все литературоведческие категории
1 Подробнее смотреть в книге: Анцупов А., Шипилов М. Конфликтология. - М., 1999
2 Тимофеев Л. Основы теории литературы. - М., 1971 г., Поспелов Г. Теория литературы. - М.,1978, Палисвский П. Литература и теория. -М, 1978; Шатю К. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. - Тбилиси, 1978; Халнтсв В. Теория литературы. - NL, 1991
соединяются, конфликт же представляет собой важный компонент всего повествования, на котором строится содержание.
Несомненный научный интерес представляют исследования, в которых конфликт рассматривается в тесной связи с ведущими литературными жанрообразованиями. К.Шаззо, обратившись к типологии конфликта, выделил три типа - эпический, лирический, драматический, которые, как считает автор, существенно различаются между собой и вносят дополнительную ясность в понятие конфликта.
Опираясь на исследование структуры художественного конфликта Ю.Манна,1 А.Бочаров на её основе создал классификацию структуры конфликта, выделив при этом «открытые» и «закрытые», «центробежные» и «центростремительные», направленные «вовне» и «вовнутрь», «главные» и «второстепенные», «объективные» и «субъективные», «внешние» и «внутренние», «локальные» и «параболические», «социальные» и «личные» конфликты, допуская соединение различных типов конфликтов, образующих «поликонфликтность» художественных произведений.
Только что приведённая классификация конфликта, естественно, не стала последней. А.Погрибный в работе «Художественный конфликт и развитие современной прозы» (1981 г.) создал типологию конфликта, основываясь на тематическо-образной основе художественных произведений. Но при этом автор нарушил равновесие, занимаясь больше анализом произведений в тематическом плане, тем самым снижая в них роль конфликта как значительного организующего начала.
Важным, существенно дополняющим теорию конфликта, является научный труд А.Коваленко «Художественный конфликт в русской литературе XX века» (структура и поэтика), (1999г.). Учёный конкретизирует значение слова «конфликт» применительно к художественному тексту,
1 Манн Ю. Поэтика русского романтизма. - М., 1976
используя кантианское понятие «антиномия», которое, по его убеждению, обладает более широким смыслом и позволяет глубоко и детально проводить научные исследования на конкретном материале художественных произведений.
«Бинарность» (термин А.Коваленко), лежащая в основе «антиномии», дала возможность исследователю выявить внутреннее содержание эпического и лирического конфликта, состоящего из антиномических оппозиций.
Теория конфликта, разработанная А.Коваленко, оригинальна в научном плане, она во многом способствовала решению ведущих проблем в данной работе.
Несмотря на достаточно высокую степень изученности художественного конфликта, нельзя считать её завершённой, так как остаётся много нерешённых вопросов, одним из них является содержание конфликта в 50-60-е годы, когда в литературе и искусстве господствовала «бесконфликтность». Именно «бесконфликтность» в литературе в значительной мере определила развитие литературного процесса последующих десятилетий, но до сегодняшнего дня не получила достаточного научного освещения. К сожалению, в литературоведческой науке до сих пор ещё нет специальных работ, посвященных «бесконфликтности», не выявлены её истоки и эволюция, остаётся не изученной «бесконфликтность» в художественных произведениях 50-60-х годов. Не раскрыто в полной мере соотношение понятий «конфликт» - «бесконфликтность» в литературе. Не выявлено влияние «бесконфликтности» на жанр, стиль, сюжет, композицию и т.д. Существующие на сегодняшний день отдельные обращения к «бесконфликтности» в контексте конфликта, хотя и вносят определённый вклад в решение вопроса, но не могут удовлетворять в полной мере.
Совершенно очевидно, что исследование конфликта в единстве с «бесконфликтностью» в литературном процессе - важная и необходимая задача, решение которой дополнит изученность проблемы художественного конфликта.
В оценке художественной литературы 50-60-х годов используются термины «бесконфликтность» и «теория бесконфликтности». Отмечается их тождественность, но разработанной «теории» нет, как и её определения в словарях и теории литературы, тогда как «бесконфликтность» в определённой мере освещена в названных выше источниках и определяется как явление, отрицающее конфликт в произведениях литературы и искусства. Однако, сторонники «бесконфликтности» в своё время не отрицали конфликт, они вкладывали в его содержание совершенно другое понятие, позволяющее иначе решать вопросы художественного и эстетического содержания произведения.
Возвращаясь к «бесконфликтности», следует отметить, что это явление ярко проявилось в конце 40-х — начале 50-х годов, но его нельзя ограничивать этими временными рамками, так как оно имеет длительную историю формирования, восходящую к истокам создания послеоктябрьской литературы, и влияние на развитие литературы последующих десятилетий.
М.Верли подчеркивал, что обращение к литературному процессу предполагает «постоянное забегание вперёд или возвращение назад в целях перспективной обработки материала».1 Литературная эволюция не представляет собой некую прямую линию, идущую от писателя к писателю, от произведения к произведению, а скорее всего «это отправление, отталкивание от известной точки, проблемы. Всякая литературная преемственность есть борьба, разрушение старого и стройка нового. Отсюда и существует понятие «традиция», включающая в себя тему, проблему, героя, конфликт».2
1 Верли М. Общее Литературоведение. - М, 1957. - С. 193
2 Там же.-С. 194
Следовательно, через изучение традиций, взаимосвязей в литературном процессе, через идейно-художественный анализ произведений мы сможем выявить особенности художественного конфликта и «бесконфликтности» в прозе, драматургии, лирике.
«Бесконфликтность» в литературе и искусстве явилась проявлением социальной политики и последовательной идеологической работы.
Известно, что в первые послереволюционные годы активно разрабатывалась система создания новой литературы. А.Богданов в книге «О пролетарской культуре» (1924 г.) сформулировал ряд положений, обусловливающих идейно-художественный уровень пролетарской литературы и искусства. В них мы находим отдельные тезисы, связанные с будущей «бесконфликтностью». Теория А.Богданова в 20-е годы активно пропагандировалась и развивалась пролеткультовцами, рапповцами, ле-фовцами, получила поддержку в ходе литературных дискуссий. Итогом этой планомерной и последовательной работы стало главное требование в создании художественных произведений - отражать только позитивные преобразования в обществе, ибо только они могут соответствовать социальному заказу. Выполнение этого условия вело к «бесконфликтности» в литературе. Со временем стал вырабатываться схематизм тем, сюжетов, конфликтов, утверждаться социальная идейность, художественность стала отодвигаться на второй план.
Вопрос о критерии художественного как эстетической категории Г.Плеханов связывал с проблемой взаимодействия формы и содержания, полагая их обязательное соответствие. Нарушение художественности ведёт к бессодержательности и невыразительности - это ещё одно условие для развития «бесконфликтности».
Последовательная политика в области литературы и искусства утверждала новые идейно-эстетические принципы создания произведений. Этот факт негативно сказался в целом на развитии литературного процесса.
В работе «Литература и революция» (1923 г.) Л.Троцкий, анализируя сложившуюся ситуацию в обществе, предвидел сложности развития послеоктябрьской литературы, его мысль о первостепенности социальной значимости произведений надолго укрепилась в сознании сторонников «бесконфликтности», отстаивающих второстепенность художественности в литературе.
Необходимо признать, что выделить будущие признаки и причины «бесконфликтность» из огромного потока материала достаточно сложно, для этого мы обращаемся к материалам Первого Всесоюзного съезда советских писателей (1934 г.), ряду постановлений1 о литературе и искусстве, а также материалам дискуссий и литературно-критическим статьям, способствующих воссозданию единой картины формирования, развития литературы и «бесконфликтности» в ней.
Можно утверждать, что к 50-м годам конфликт приобрёл черты «бесконфликтности». Ф.Калошин, изучая проблему конфликта в книге «Содержание и форма в произведениях искусства» (1953 г.), был убеждён, что сторонники «бесконфликтности» упрощали не только идейное содержание произведений, но и форму, они не стремились развернуть конфликт в широком эпическом обобщении, наоборот, ограничивались формальным подходом, что вело к подмене художественного и искажению действительности.
Ф.Калошин один из первых в критике 50-х годов обратился к анализу «бесконфликтного» явления в литературном процессе. Он в своей книге, безусловно, не решил всех существовавших на тот момент проблем, а лишь поставил их, тем самым обратив серьёзное внимание других на положение дел в литературе.
1 О журналах «Звезда» и «Ленинград». Постановление ЦК ВКП (б) от 14 августа 1946 гола; О репертлзре драматических театров и мерах по его улучшению. Из постановления ЦК ВКП (б) от 26 августа 1946 года -

Дискуссия, проходившая накануне Второго съезда писателей (1954 г.) имеет огромное значение для исследования эволюции конфликта, так как отражает не только позиции отдельных критиков (П.Березового, И.Рябова, А.Эльяшевича и др.), но и свидетельствует о решительных действиях относительно «бесконфликтности».
Разговор о «бесконфликтности» приобрёл очень конкретный характер на Втором съезде советских писателей, анализ материалов позволил более точно представить сложившуюся ситуацию в литературном процессе, проследить эволюцию понятий «конфликт» и «бесконфликтность», что имеет для нас немаловажное значение.
Съездовские дискуссии были полезны и правильны, несмотря на отдельные ошибочные представления о конфликте и положительном герое. Важно признать, что на съезде был сделан уверенный шаг от «бесконфликтности» к конфликту, о чем свидетельствуют выступления писателей (А.Корнейчука, А.Симонова, А.Суркова и др.), которые во многом повлияли на будущие открытые и категоричные выступления в периодике против «бесконфликтности». Более того, проблема конфликта и «бесконфликтности» стала предметом обсуждения на Всесоюзном совещании литераторов, пишущих на колхозные темы (1955 г.).
Деревенская тема в литературе в конце 40-х - начале 50-х годов стала интенсивно развиваться, о чём свидетельствуют произведения С.Абрамова, С.Антонова, С.Бабаевского, Е.Дороша, Г.Николаевой, В.Овечкина, В.Тендрякова, Г.Троепольского и многих других. Необходимо подчеркнуть, что столь активное обращение к жизни колхозной деревни было продиктовано рядом причин: во-первых, идеологическими рекомендациями об особом внимании к сельским проблемам, во-вторых, сложилось мнение, что материал деревенской жизни может служить основой художественных конфликтов.
Писатели-деревенщики, на наш взгляд, существенно повлияли на эволюцию литературного процесса. Более того, они приняли важное решение, так как не только признали негативность «бесконфликтного» проявления в романах Г.Бабаевского, Г.Николаевой, но и выработали тактику развития деревенской прозы по пути углубления художественного конфликта. Данная тенденция особенно чётко прослеживается в «Районных буднях» В.Овечкина, «Деревенском дневнике» Е.Дороша, очерках и рассказах В.Тендрякова, Г.Троепольского. Проявление различных типов конфликтов мы наблюдаем в произведениях деревенского направления конца 50-х - 60-х годов Ф.Абрамова, В.Астафьева, Е.Залыгина, Е.Мальцева, В.Распутина, В.Шукшина.
Наряду с деревенской темой в литературе активно развивалась производственная тема, которая также оказалась под влиянием «бесконфликтности».
Исследователи литературы данной тематической направленности (А.Караганов, А.Панков, Т.Трифонова, А.Шагалов и др.) едины во мнении, что конфликт в производственной сфере имеет свою специфику, ибо затрагивает область производственных отношений, которая полна противоречий и сложностей. Видимо, поэтому писатели (А.Ажаев, Е.Воробьёв, Б.Горбатов, О.Зив, Ан.Пришвин и др.) в производственной прозе 50-х годов конфликтом признавали сложившиеся противоречия внутри коллектива, что не соответствовало глубокому пониманию и воссозданию подлинного художественного конфликта. На первом плане в произведениях подобного типа оказывалось пространственное описание производственных процессов, проблем коллектива, которые сводились, как правило, к противостоянию «новатора» и «консерватора» или «хорошего» и «плохого». Подобный подход к решению конфликта в произведениях был не только неверным, но и упрощённым, поверхностным, он укладывался в традиционную схему «бесконфликтности».
Благодаря общим переменам в литературной жизни страны в производственной теме также наметились положительные перемены, о чём свидетельствует появление романа Г.Николаевой «Битва в пути» (1958 г.). Нельзя считать это произведение совершенным в плане решения конфликта, но в целом это был шаг вперёд по пути эволюции конфликта в литературном процессе этого времени.
Безусловно, что с течением времени менялся не только содержательный уровень произведений данного направления, но и идейный. Писателей уже в последующее десятилетие волновал не столько производственный процесс, а человек со своим сложным внутренним миром, психологией, отношением внутри коллектива и т.д. Следовательно, со временем в эпических произведениях «бесконфликтность» оказалась лишь остаточным явлением, так как активнее стал утверждаться художественный конфликт. Более того, в 50-е годы были созданы произведения со сложной структурой конфликта - Л.Леонова «Русский лес» (1953 г.), В.Гроссмана «За правое дело» (1953 г.), Б.Пастернака «Доктор Живаго» (1946-1955 г.), М.Дудинцева «Не хлебом единым» (1956 г.) и другие, которые позволяют нам говорить не только о наметившихся тенденциях в едином литературном процессе, но и о существующих традициях создания художественного конфликта.
Для более глубокого исследования проблемы конфликта мы обращаемся также к лирическим и драматическим произведениям обозначенного периода.
Лирический конфликт мы рассматриваем в произведениях 50-60-х годов А.Ахматовой, А.Вознесенского, Н.Заболоцкого, Е.Евтушенко, Я.Смелякова, А.Твардовского и других, что позволяет выявить особенности конфликта и «бесконфликтности» в поэзии, проследить эволюцию тем, идей, характеров. Изучение литературно-критических, теоретических, научных работ, материалов дискуссий даёт возможность уточнить смысл отдельных понятий, таких как лирическая поэзия, лирический герой.
Можно сказать, что лирический конфликт, согласно различных точек зрения (Л.Гинзбург, Ю.Лотман, Г.Поспелов, Л.Тимофеев и др.), представляет собой насыщенную структуру, включающую в себя объективные и субъективные начала, оценочные категории, различные «тождества-противоречия» на всех уровнях текста, создавая «бинарные оппозиции».
Исследованность проблемы лирического конфликта не включает в себя понятие «бесконфликтность», что даёт основание обратиться к ней в нашей работе, выявить особенности и проявление в лирике обозначенного периода.
Наиболее сложным в своих последствиях оказалось влияние «бесконфликтности» на драматургические произведения. К началу 50-х годов существенно изменился их художественный уровень, стала наблюдаться тематическая и проблемная ограниченность, жанровая видоизменён-ность. Критики и драматурги этого времени (Е.Горбунова, А.Караганов, Н.Погодин, К.Тренёв и др.), признавая негативное влияние «бесконфликтности», стремились к выработке объективных оценок и преодолению её в драматургии.
Несмотря на большие традиции драматургии, в начале 50-х годов она оказалась под прямым влиянием «бесконфликтности», о чём свидетельствуют произведения А.Ильченко, М.Зарудного, А.Корнейчука А.Софронова, В.Суходольского и др. Лишь с появлением пьес во второй половине 50-х годов А.Арбузова, А.Володина, В.Розова, А.Штейна ситуация в драматургии постепенно стала меняться: «бесконфликтность» стала развиваться по пути глубокого конфликта, что явилось важным не только для драматургии, но и всего литературного процесса этого времени.
Учитывая большой теоретический опыт и степень изученности художественного конфликта как эстетической категории в литературоведении, необходимо рассмотреть его эволюцию во взаимосвязи с другими универсальными категориями — идеей, характером, стилем, т.д., жанровой дифференциацией и «бесконфликтным» влиянием, - всё это определяет актуальность диссертационного исследования. Литература 50-60-х годов при этом оказывается не только материалом для решения обозначенной проблемы, но и предметом исследования, который позволяет глубже и полнее осмыслить категорию конфликта и особенности литературного процесса обозначенного периода.
Таким образом, объект исследования - литература 50-60-х годов сквозь призму конфликта и «бесконфликтности».
Цель работы - выявить особенности эволюции конфликта в литературном процессе 50-60-х годов. Проследить влияние «бесконфликтности» в эпических, лирических, драматических произведениях писателей, творчество которых связано с этим временем.
Основная цель определила задачи исследования:
1.Выявить особенности конфликта как литературоведческой категории во взаимосвязи с «бесконфликтностью».
2.Проследить формирование, развитие и преодоление «бесконфликтности» в литературном процессе.
3. Рассмотреть функционирование «бесконфликтности» в прозе, лирике, драматургии.
4. Определить наиболее общие и универсальные типы конфликтов в различных жанровых единицах.
Принцип отбора материала обусловлен задачами исследования, позволяющего рассмотреть конфликт в литературном процессе 50-60-х годов, как особую категорию, оказавшуюся под влиянием «бесконфликтности».
Для анализа привлекаются произведения, в которых проявилось разное проявление «бесконфликтности», начиная с её абсолютного господства до частичного проявления и полного отсутствия, - Ф.Лбрамова, А.Ажаева, А.Арбузова, А.Ахматовой, С.Бабаевского, В.Гроссмана, Е.Дороша, Н.Заболоцкого, С.Залыгина, Е.Мальцева, В.Некрасова, Г.Николаевой, В.Овечкина, Б.Пастернака, В.Распутина, В.Розова, Н.Рубцова, А.Твардовского В.Тендрякова, Г.Троепольского, В.Шукшина и др.
Отбор материала и его анализ определил единство теоретического и историко-литературного подхода.
Научная новизна диссертационного исследования в том, что:
1. Впервые предпринята попытка исследования проблемы конфликта и «бесконфликтности» в 50-60-е годы, так как именно в этот период наблюдается наиболее ярко проявление «бесконфликтности» в литературе и борьба с этим явлением.
2. Исследуются и выявляются «истоки» «бесконфликтности», уходящие в формирование послеоктябрьской литературы.
3. Рассматривается сложный процесс эволюции конфликта в обозначенный период времени.
4. Категория конфликта и «бесконфликтность» рассмотрены через жанровую дифференциацию.
5. Конфликт и «бесконфликтность» исследуются в единстве теоретического, критического, историко-литературного материала, что позволяет углубить и дополнить изученность проблемы художественного конфликта.
Теоретическая значимость исследования обусловлена развитием и углублением представлений о категории конфликта. В ходе конкретного анализа художественных текстов выявляется эволюция конфликта и «бесконфликтности» во взаимосвязи с художественно-эстетическими представлениями и жанровыми особенностями.
Изучение эволюции конфликта как идейио-эстетической категории в литературном процессе 50-60-х годов позволяет конкретизировать сложившуюся историко-литературную ситуацию, способствует выявлению «бесконфликтности», закономерностей её развития и преодоления.
Диссертационное исследование имеет практическое значение, результаты могут быть использованы при разработке новых программ и учебных пособий по истории русской литературы XX века, в лекционных курсах, спецсеминарах, спецкурсах, при подготовке дипломных, курсовых работ, а также в ходе дальнейших исследований проблемы конфликта и «бесконфликтности» в литературе.
Содержание исследования определили структуру и объём. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии по исследуемой проблеме.

Категория: Рекомендации | Добавил: lingvist | Автор: http://www.mirrabot.com/
Просмотров: 6350 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 2.5/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2017