Эволюция конфликта в русском литературном процессе 50 - 60-х годов XX века
[
]
18.03.2008, 16:12
Эстетическая природа конфликта трактовалась в критической литературе как
отражение противоречий действительности, которые существуют или доллсны
существовать, что естественным образом вело авторов произведений к созданию
«схематического» конфликта, в центре которого должна быть борьба «хорошего с
лучшим» или борьба сознательного героя и безответственного руководителя. Данный
подход к изображению конфликта в литературных произведениях вполне
соответствовал духу времени и той общественно-политической ситуации, которая
была напрямую связана с литературным процессом этого времени. Однако
известно, что конфликт как литературная категория, введённая в научный оборот
Гегелем, стал предметом исследования в фундаментальных работах известных учёных
- М.Бахтина, Л.Гинзбург, В.Жирмунского, Ю.Тынянова, а также - А.Бочарова
В.Виноградова, Ю.Манна, П.Палиевского, Г.Поспелова, Л.Тимофеева и др. В данной
работе мы неоднократно обращаемся к ним для изучения эволюции конфликта в
литературном процессе 50-60-х годов. Несмотря на различные аспекты изучения
проблемы конфликта, ученые едины в том, что конфликт - это борьба, крайнее
напряжение. При этом важно иметь ввиду, что «конфликт художественный» и
«конфликт жизненный» не тождественные понятия. Художественный конфликт
преломляется через сознание, творчество писателя и эстетически преобразованным
проявляется в произведении, тогда как жизненный конфликт - противоречия,
противостояния различного рода. Принято считать в современной науке
художественный конфликт самостоятельной эстетической категорией, которая в
теории литературы не выделяется в отдельный раздел, а рассматривается через
жанровую дифференциацию. Глубокое и всестороннее изучение конфликта в социальной
сфере привели в последние годы к выделению его из социологии, философии,
психологии в самостоятельную отрасль - конфликтологию . В литературоведении
в последние десятилетия появились значительные работы о художественном
конфликте, существенно дополняющие исследования прошлых лет и позволяющие
благодаря глубоким научным изысканиям выделить конфликт в самостоятельную
единицу в теории литературы. В трудах Л.Тимофеева, Г.Поспелова,
П.Палиевского, В.Хализева, К.Шаззо конфликт рассматривается в соотношении с
другими литературными понятиями, такими как характер, сюжет, стиль, жанр, каждый
из учёных утверждает свой индивидуальный подход в изучении поставленной
проблемы. Так, Л.Тимофеев считает, что художественный конфликт раскрывается лишь
во взаимодействии с характером, Г.Поспелов подчёркивает своеобразие
художественного конфликта в эпических и драматических произведениях,
П.Палиевский в свою очередь указывает, что в художественном произведении все
литературоведческие категории 1 Подробнее смотреть в книге: Анцупов А.,
Шипилов М. Конфликтология. - М., 1999 2 Тимофеев Л. Основы теории
литературы. - М., 1971 г., Поспелов Г. Теория литературы. - М.,1978, Палисвский
П. Литература и теория. -М, 1978; Шатю К. Художественный конфликт и эволюция
жанров в адыгских литературах. - Тбилиси, 1978; Халнтсв В. Теория литературы. -
NL, 1991 соединяются, конфликт же представляет собой важный компонент всего
повествования, на котором строится содержание. Несомненный научный интерес
представляют исследования, в которых конфликт рассматривается в тесной связи с
ведущими литературными жанрообразованиями. К.Шаззо, обратившись к типологии
конфликта, выделил три типа - эпический, лирический, драматический, которые, как
считает автор, существенно различаются между собой и вносят дополнительную
ясность в понятие конфликта. Опираясь на исследование структуры
художественного конфликта Ю.Манна,1 А.Бочаров на её основе создал классификацию
структуры конфликта, выделив при этом «открытые» и «закрытые», «центробежные» и
«центростремительные», направленные «вовне» и «вовнутрь», «главные» и
«второстепенные», «объективные» и «субъективные», «внешние» и «внутренние»,
«локальные» и «параболические», «социальные» и «личные» конфликты, допуская
соединение различных типов конфликтов, образующих «поликонфликтность»
художественных произведений. Только что приведённая классификация конфликта,
естественно, не стала последней. А.Погрибный в работе «Художественный конфликт и
развитие современной прозы» (1981 г.) создал типологию конфликта, основываясь на
тематическо-образной основе художественных произведений. Но при этом автор
нарушил равновесие, занимаясь больше анализом произведений в тематическом плане,
тем самым снижая в них роль конфликта как значительного организующего начала.
Важным, существенно дополняющим теорию конфликта, является научный труд
А.Коваленко «Художественный конфликт в русской литературе XX века» (структура и
поэтика), (1999г.). Учёный конкретизирует значение слова «конфликт»
применительно к художественному тексту, 1 Манн Ю. Поэтика русского
романтизма. - М., 1976 используя кантианское понятие «антиномия», которое,
по его убеждению, обладает более широким смыслом и позволяет глубоко и детально
проводить научные исследования на конкретном материале художественных
произведений. «Бинарность» (термин А.Коваленко), лежащая в основе
«антиномии», дала возможность исследователю выявить внутреннее содержание
эпического и лирического конфликта, состоящего из антиномических оппозиций.
Теория конфликта, разработанная А.Коваленко, оригинальна в научном плане,
она во многом способствовала решению ведущих проблем в данной работе.
Несмотря на достаточно высокую степень изученности художественного
конфликта, нельзя считать её завершённой, так как остаётся много нерешённых
вопросов, одним из них является содержание конфликта в 50-60-е годы, когда в
литературе и искусстве господствовала «бесконфликтность». Именно
«бесконфликтность» в литературе в значительной мере определила развитие
литературного процесса последующих десятилетий, но до сегодняшнего дня не
получила достаточного научного освещения. К сожалению, в литературоведческой
науке до сих пор ещё нет специальных работ, посвященных «бесконфликтности», не
выявлены её истоки и эволюция, остаётся не изученной «бесконфликтность» в
художественных произведениях 50-60-х годов. Не раскрыто в полной мере
соотношение понятий «конфликт» - «бесконфликтность» в литературе. Не выявлено
влияние «бесконфликтности» на жанр, стиль, сюжет, композицию и т.д. Существующие
на сегодняшний день отдельные обращения к «бесконфликтности» в контексте
конфликта, хотя и вносят определённый вклад в решение вопроса, но не могут
удовлетворять в полной мере. Совершенно очевидно, что исследование конфликта
в единстве с «бесконфликтностью» в литературном процессе - важная и необходимая
задача, решение которой дополнит изученность проблемы художественного конфликта.
В оценке художественной литературы 50-60-х годов используются термины
«бесконфликтность» и «теория бесконфликтности». Отмечается их тождественность,
но разработанной «теории» нет, как и её определения в словарях и теории
литературы, тогда как «бесконфликтность» в определённой мере освещена в
названных выше источниках и определяется как явление, отрицающее конфликт в
произведениях литературы и искусства. Однако, сторонники «бесконфликтности» в
своё время не отрицали конфликт, они вкладывали в его содержание совершенно
другое понятие, позволяющее иначе решать вопросы художественного и эстетического
содержания произведения. Возвращаясь к «бесконфликтности», следует отметить,
что это явление ярко проявилось в конце 40-х — начале 50-х годов, но его нельзя
ограничивать этими временными рамками, так как оно имеет длительную историю
формирования, восходящую к истокам создания послеоктябрьской литературы, и
влияние на развитие литературы последующих десятилетий. М.Верли подчеркивал,
что обращение к литературному процессу предполагает «постоянное забегание вперёд
или возвращение назад в целях перспективной обработки материала».1 Литературная
эволюция не представляет собой некую прямую линию, идущую от писателя к
писателю, от произведения к произведению, а скорее всего «это отправление,
отталкивание от известной точки, проблемы. Всякая литературная преемственность
есть борьба, разрушение старого и стройка нового. Отсюда и существует понятие
«традиция», включающая в себя тему, проблему, героя, конфликт».2 1 Верли М.
Общее Литературоведение. - М, 1957. - С. 193 2 Там же.-С. 194
Следовательно, через изучение традиций, взаимосвязей в литературном
процессе, через идейно-художественный анализ произведений мы сможем выявить
особенности художественного конфликта и «бесконфликтности» в прозе, драматургии,
лирике. «Бесконфликтность» в литературе и искусстве явилась проявлением
социальной политики и последовательной идеологической работы. Известно, что
в первые послереволюционные годы активно разрабатывалась система создания новой
литературы. А.Богданов в книге «О пролетарской культуре» (1924 г.) сформулировал
ряд положений, обусловливающих идейно-художественный уровень пролетарской
литературы и искусства. В них мы находим отдельные тезисы, связанные с будущей
«бесконфликтностью». Теория А.Богданова в 20-е годы активно пропагандировалась и
развивалась пролеткультовцами, рапповцами, ле-фовцами, получила поддержку в ходе
литературных дискуссий. Итогом этой планомерной и последовательной работы стало
главное требование в создании художественных произведений - отражать только
позитивные преобразования в обществе, ибо только они могут соответствовать
социальному заказу. Выполнение этого условия вело к «бесконфликтности» в
литературе. Со временем стал вырабатываться схематизм тем, сюжетов, конфликтов,
утверждаться социальная идейность, художественность стала отодвигаться на второй
план. Вопрос о критерии художественного как эстетической категории
Г.Плеханов связывал с проблемой взаимодействия формы и содержания, полагая их
обязательное соответствие. Нарушение художественности ведёт к
бессодержательности и невыразительности - это ещё одно условие для развития
«бесконфликтности». Последовательная политика в области литературы и
искусства утверждала новые идейно-эстетические принципы создания произведений.
Этот факт негативно сказался в целом на развитии литературного процесса. В работе «Литература и революция» (1923 г.) Л.Троцкий, анализируя
сложившуюся ситуацию в обществе, предвидел сложности развития послеоктябрьской
литературы, его мысль о первостепенности социальной значимости произведений
надолго укрепилась в сознании сторонников «бесконфликтности», отстаивающих
второстепенность художественности в литературе. Необходимо признать, что
выделить будущие признаки и причины «бесконфликтность» из огромного потока
материала достаточно сложно, для этого мы обращаемся к материалам Первого
Всесоюзного съезда советских писателей (1934 г.), ряду постановлений1 о
литературе и искусстве, а также материалам дискуссий и литературно-критическим
статьям, способствующих воссозданию единой картины формирования, развития
литературы и «бесконфликтности» в ней. Можно утверждать, что к 50-м годам
конфликт приобрёл черты «бесконфликтности». Ф.Калошин, изучая проблему конфликта
в книге «Содержание и форма в произведениях искусства» (1953 г.), был убеждён,
что сторонники «бесконфликтности» упрощали не только идейное содержание
произведений, но и форму, они не стремились развернуть конфликт в широком
эпическом обобщении, наоборот, ограничивались формальным подходом, что вело к
подмене художественного и искажению действительности. Ф.Калошин один из
первых в критике 50-х годов обратился к анализу «бесконфликтного» явления в
литературном процессе. Он в своей книге, безусловно, не решил всех
существовавших на тот момент проблем, а лишь поставил их, тем самым обратив
серьёзное внимание других на положение дел в литературе. 1 О журналах
«Звезда» и «Ленинград». Постановление ЦК ВКП (б) от 14 августа 1946 гола; О
репертлзре драматических театров и мерах по его улучшению. Из постановления
ЦК ВКП (б) от 26 августа 1946 года -
Дискуссия, проходившая
накануне Второго съезда писателей (1954 г.) имеет огромное значение для
исследования эволюции конфликта, так как отражает не только позиции отдельных
критиков (П.Березового, И.Рябова, А.Эльяшевича и др.), но и свидетельствует о
решительных действиях относительно «бесконфликтности». Разговор о
«бесконфликтности» приобрёл очень конкретный характер на Втором съезде советских
писателей, анализ материалов позволил более точно представить сложившуюся
ситуацию в литературном процессе, проследить эволюцию понятий «конфликт» и
«бесконфликтность», что имеет для нас немаловажное значение. Съездовские
дискуссии были полезны и правильны, несмотря на отдельные ошибочные
представления о конфликте и положительном герое. Важно признать, что на съезде
был сделан уверенный шаг от «бесконфликтности» к конфликту, о чем
свидетельствуют выступления писателей (А.Корнейчука, А.Симонова, А.Суркова и
др.), которые во многом повлияли на будущие открытые и категоричные выступления
в периодике против «бесконфликтности». Более того, проблема конфликта и
«бесконфликтности» стала предметом обсуждения на Всесоюзном совещании
литераторов, пишущих на колхозные темы (1955 г.). Деревенская тема в
литературе в конце 40-х - начале 50-х годов стала интенсивно развиваться, о чём
свидетельствуют произведения С.Абрамова, С.Антонова, С.Бабаевского, Е.Дороша,
Г.Николаевой, В.Овечкина, В.Тендрякова, Г.Троепольского и многих других.
Необходимо подчеркнуть, что столь активное обращение к жизни колхозной деревни
было продиктовано рядом причин: во-первых, идеологическими рекомендациями об
особом внимании к сельским проблемам, во-вторых, сложилось мнение, что материал
деревенской жизни может служить основой художественных конфликтов. Писатели-деревенщики, на наш взгляд, существенно повлияли на эволюцию
литературного процесса. Более того, они приняли важное решение, так как не
только признали негативность «бесконфликтного» проявления в романах
Г.Бабаевского, Г.Николаевой, но и выработали тактику развития деревенской прозы
по пути углубления художественного конфликта. Данная тенденция особенно чётко
прослеживается в «Районных буднях» В.Овечкина, «Деревенском дневнике» Е.Дороша,
очерках и рассказах В.Тендрякова, Г.Троепольского. Проявление различных типов
конфликтов мы наблюдаем в произведениях деревенского направления конца 50-х -
60-х годов Ф.Абрамова, В.Астафьева, Е.Залыгина, Е.Мальцева, В.Распутина,
В.Шукшина. Наряду с деревенской темой в литературе активно развивалась
производственная тема, которая также оказалась под влиянием «бесконфликтности».
Исследователи литературы данной тематической направленности (А.Караганов,
А.Панков, Т.Трифонова, А.Шагалов и др.) едины во мнении, что конфликт в
производственной сфере имеет свою специфику, ибо затрагивает область
производственных отношений, которая полна противоречий и сложностей. Видимо,
поэтому писатели (А.Ажаев, Е.Воробьёв, Б.Горбатов, О.Зив, Ан.Пришвин и др.) в
производственной прозе 50-х годов конфликтом признавали сложившиеся противоречия
внутри коллектива, что не соответствовало глубокому пониманию и воссозданию
подлинного художественного конфликта. На первом плане в произведениях подобного
типа оказывалось пространственное описание производственных процессов, проблем
коллектива, которые сводились, как правило, к противостоянию «новатора» и
«консерватора» или «хорошего» и «плохого». Подобный подход к решению конфликта в
произведениях был не только неверным, но и упрощённым, поверхностным, он
укладывался в традиционную схему «бесконфликтности». Благодаря общим
переменам в литературной жизни страны в производственной теме также наметились
положительные перемены, о чём свидетельствует появление романа Г.Николаевой
«Битва в пути» (1958 г.). Нельзя считать это произведение совершенным в плане
решения конфликта, но в целом это был шаг вперёд по пути эволюции конфликта в
литературном процессе этого времени. Безусловно, что с течением времени
менялся не только содержательный уровень произведений данного направления, но и
идейный. Писателей уже в последующее десятилетие волновал не столько
производственный процесс, а человек со своим сложным внутренним миром,
психологией, отношением внутри коллектива и т.д. Следовательно, со временем в
эпических произведениях «бесконфликтность» оказалась лишь остаточным явлением,
так как активнее стал утверждаться художественный конфликт. Более того, в 50-е
годы были созданы произведения со сложной структурой конфликта - Л.Леонова
«Русский лес» (1953 г.), В.Гроссмана «За правое дело» (1953 г.), Б.Пастернака
«Доктор Живаго» (1946-1955 г.), М.Дудинцева «Не хлебом единым» (1956 г.) и
другие, которые позволяют нам говорить не только о наметившихся тенденциях в
едином литературном процессе, но и о существующих традициях создания
художественного конфликта. Для более глубокого исследования проблемы
конфликта мы обращаемся также к лирическим и драматическим произведениям
обозначенного периода. Лирический конфликт мы рассматриваем в произведениях
50-60-х годов А.Ахматовой, А.Вознесенского, Н.Заболоцкого, Е.Евтушенко,
Я.Смелякова, А.Твардовского и других, что позволяет выявить особенности
конфликта и «бесконфликтности» в поэзии, проследить эволюцию тем, идей,
характеров. Изучение литературно-критических, теоретических,
научных работ, материалов дискуссий даёт возможность уточнить смысл отдельных
понятий, таких как лирическая поэзия, лирический герой. Можно сказать, что
лирический конфликт, согласно различных точек зрения (Л.Гинзбург, Ю.Лотман,
Г.Поспелов, Л.Тимофеев и др.), представляет собой насыщенную структуру,
включающую в себя объективные и субъективные начала, оценочные категории,
различные «тождества-противоречия» на всех уровнях текста, создавая «бинарные
оппозиции». Исследованность проблемы лирического конфликта не включает в
себя понятие «бесконфликтность», что даёт основание обратиться к ней в нашей
работе, выявить особенности и проявление в лирике обозначенного периода.
Наиболее сложным в своих последствиях оказалось влияние «бесконфликтности»
на драматургические произведения. К началу 50-х годов существенно изменился их
художественный уровень, стала наблюдаться тематическая и проблемная
ограниченность, жанровая видоизменён-ность. Критики и драматурги этого времени
(Е.Горбунова, А.Караганов, Н.Погодин, К.Тренёв и др.), признавая негативное
влияние «бесконфликтности», стремились к выработке объективных оценок и
преодолению её в драматургии. Несмотря на большие традиции драматургии, в
начале 50-х годов она оказалась под прямым влиянием «бесконфликтности», о чём
свидетельствуют произведения А.Ильченко, М.Зарудного, А.Корнейчука А.Софронова,
В.Суходольского и др. Лишь с появлением пьес во второй половине 50-х годов
А.Арбузова, А.Володина, В.Розова, А.Штейна ситуация в драматургии постепенно
стала меняться: «бесконфликтность» стала развиваться по пути глубокого
конфликта, что явилось важным не только для драматургии, но и всего
литературного процесса этого времени. Учитывая большой теоретический
опыт и степень изученности художественного конфликта как эстетической категории
в литературоведении, необходимо рассмотреть его эволюцию во взаимосвязи с
другими универсальными категориями — идеей, характером, стилем, т.д., жанровой
дифференциацией и «бесконфликтным» влиянием, - всё это определяет актуальность
диссертационного исследования. Литература 50-60-х годов при этом оказывается не
только материалом для решения обозначенной проблемы, но и предметом
исследования, который позволяет глубже и полнее осмыслить категорию конфликта и
особенности литературного процесса обозначенного периода. Таким образом,
объект исследования - литература 50-60-х годов сквозь призму конфликта и
«бесконфликтности». Цель работы - выявить особенности эволюции конфликта в
литературном процессе 50-60-х годов. Проследить влияние «бесконфликтности» в
эпических, лирических, драматических произведениях писателей, творчество которых
связано с этим временем. Основная цель определила задачи исследования:
1.Выявить особенности конфликта как литературоведческой категории во
взаимосвязи с «бесконфликтностью». 2.Проследить формирование, развитие и
преодоление «бесконфликтности» в литературном процессе. 3. Рассмотреть
функционирование «бесконфликтности» в прозе, лирике, драматургии. 4.
Определить наиболее общие и универсальные типы конфликтов в различных жанровых
единицах. Принцип отбора материала обусловлен задачами исследования,
позволяющего рассмотреть конфликт в литературном процессе 50-60-х годов, как
особую категорию, оказавшуюся под влиянием «бесконфликтности». Для
анализа привлекаются произведения, в которых проявилось разное проявление
«бесконфликтности», начиная с её абсолютного господства до частичного проявления
и полного отсутствия, - Ф.Лбрамова, А.Ажаева, А.Арбузова, А.Ахматовой,
С.Бабаевского, В.Гроссмана, Е.Дороша, Н.Заболоцкого, С.Залыгина, Е.Мальцева,
В.Некрасова, Г.Николаевой, В.Овечкина, Б.Пастернака, В.Распутина, В.Розова,
Н.Рубцова, А.Твардовского В.Тендрякова, Г.Троепольского, В.Шукшина и др.
Отбор материала и его анализ определил единство теоретического и
историко-литературного подхода. Научная новизна диссертационного
исследования в том, что: 1. Впервые предпринята попытка исследования
проблемы конфликта и «бесконфликтности» в 50-60-е годы, так как именно в этот
период наблюдается наиболее ярко проявление «бесконфликтности» в литературе и
борьба с этим явлением. 2. Исследуются и выявляются «истоки»
«бесконфликтности», уходящие в формирование послеоктябрьской литературы. 3.
Рассматривается сложный процесс эволюции конфликта в обозначенный период
времени. 4. Категория конфликта и «бесконфликтность» рассмотрены через
жанровую дифференциацию. 5. Конфликт и «бесконфликтность» исследуются в
единстве теоретического, критического, историко-литературного материала, что
позволяет углубить и дополнить изученность проблемы художественного конфликта.
Теоретическая значимость исследования обусловлена развитием и углублением
представлений о категории конфликта. В ходе конкретного анализа художественных
текстов выявляется эволюция конфликта и «бесконфликтности» во взаимосвязи с
художественно-эстетическими представлениями и жанровыми особенностями. Изучение эволюции конфликта как идейио-эстетической категории в литературном
процессе 50-60-х годов позволяет конкретизировать сложившуюся
историко-литературную ситуацию, способствует выявлению «бесконфликтности»,
закономерностей её развития и преодоления. Диссертационное исследование
имеет практическое значение, результаты могут быть использованы при разработке
новых программ и учебных пособий по истории русской литературы XX века, в
лекционных курсах, спецсеминарах, спецкурсах, при подготовке дипломных, курсовых
работ, а также в ходе дальнейших исследований проблемы конфликта и
«бесконфликтности» в литературе. Содержание исследования определили
структуру и объём. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и
библиографии по исследуемой проблеме.