Лингвист ДВ
your slogan
Среда, 13.12.2017, 21:56


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Регистрация Вход
Меню сайта

Разделы новостей
Новости интернета [51]
Новости образовательных сайтов

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 299

Главная » 2008 » Март » 21 » Читаем об инновациях
Читаем об инновациях
14:26
Инновационный стандарт – задача 2008 года

Считая усилия Российской академии образования по разработке государственного образовательного стандарта недостаточными, мы начинаем формировать общественную сеть по разработке государственного образовательного стандарта. С этой целью «Вести образования» начинают выпуск специальной вкладки «Стандарты и инновации», посвященной разработке образовательных стандартов. Фактически это построение, шаг за шагом, практического видения требований, которые сделают необратимыми инновационное развитие системы образования в России. Требований к результатам образования, к структуре образовательных программ, к условиям их реализации. Своего рода «народный стандарт». От имени народа – школы, муниципалитеты и регионы, в которых уже реализуется набор самых высоких требований. Мы о них знаем, и мы вам их покажем.

Мы будем представлять не только теоретические основания, но и те практические образцы, которые, с нашей точки зрения, и являются действующими стандартами.

Часть 1. Обозы отстают

Иными словами, мы предлагаем идти не от размышлений к внедрению фантомов, а от прорывных образцов к их обобщению. И на основе уже сделанного пионерами формировать норму, стандарт, требования к условиям реализации образовательных программ. Начнем с библиотеки, потом покажем и обсудим спортзал, потом столовую, потом учебные кабинеты, потом туалеты и так далее. Я не гарантирую, что будет соблюдена последовательность, но до осени постараемся полностью описать образцы условий школьной жизни, которые, с нашей точки зрения, могут стать перечнем требований.

Мы вынуждены обращаться к этой теме, поскольку уже почти год идет обсуждение так называемого стандарта нового поколения, и, к сожалению, мы должны констатировать, что ни согласованной позиции разных структур (министерств, агентства, РАО, регионов), ни концептуального (в части условий и структуры программ), ни практического проекта стандартов пока нет.

А тем временем в регионах идет реализация комплексных проектов модернизации образования. И не только в тех 31, которые выиграли конкурс на федеральную финансовую поддержку, но и во многих других. И практически все направления комплексного проекта зависят от появления государственного образовательного стандарта в новой редакции закона «Об образовании».

Невозможно внедрить Новую систему оплаты труда, не построив систему оценки качества. А оценка качества зависит прежде всего от определения и утверждения результативности освоения образовательных программ. А это, в свою очередь, – производная от требований к результативности, т. е. государственный образовательный стандарт.

Невозможно выстроить системы формирования нормативного подушевого финансирования, потому что нельзя в регионе рассчитать стоимость бюджетной услуги. В условиях перехода на БОР (бюджет, ориентированный на результат – требования Минфина России к реформированию региональных финансов) отсутствие оснований для расчета бюджетной услуги блокирует расчет финансового норматива в образовании. И хотя огромное число образовательных экономистов, исправно пасущихся на поляне расчета нормативов, скажут, что они без труда все рассчитают, это будет проявлением индивидуального мастерства, а не общесистемное решение. А общесистемное решение зависит от утверждения двух институциональных норм: результата освоения образовательных программ и условий его достижения. А это снова стандарт. Как набор требований к результату и условиям. На основе которых уже можно перечислять, что мы хотим получить от школы и сколько это стоит.

Нельзя сбалансировать сеть образовательных учреждений в регионе, не имея требований к условиям получения образования. Каждая хибарка может считаться школой, хотя там нет не только теплого туалета или оборудованного гардероба, но и современного оборудования, и сети, и пункта питания… Ничего нет, а учитель физкультуры преподает химию, иностранный язык и астрономию, и все на него молятся, потому что другого-то нет.

Но утвержденных требований к условиям получения образования нет, поэтому губернатор региона или депутаты местного законодательного собрания могут вместо того, чтобы заниматься строительством дороги между селами, налаживанием инфраструктуры жизни, бить себя в грудь: «Мы ни одной сельской школы не закроем, ни одного учителя не уволим, ни одного ребенка никуда возить не будем!» Бурные, долго не смолкающие аплодисменты нагло обманутых граждан. Потому что под этим флагом все дети, которые обучаются в этих хибарках, называемых школами, автоматически зачисляются в список граждан второго сорта, потому что получить качественное образование в таких условиях они не могут, а с некачественным в скором времени в экономике знаний им делать будет нечего.

Вот цена отсутствия государственного образовательного стандарта – провал введения новой системы оплаты труда, низкий уровень нормативного финансирования, некачественное образование у трети школьников, практически остановка институциональной модернизации в регионах. Потому что институциональная модернизация – это прежде всего правила игры. Нет правил – нет изменений.

Часть 2. Что такое стандарт?

В ст. 43 Конституции России, излагающей содержание и гарантии права на образование, говорится: «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».

Ключевое отличие стандартов так называемого нового поколения, на наш взгляд, в том, что они стандартизируют другую предметность, чем прежде – не учебный материал и непосредственно содержание образования, не саму учебную деятельность, или воспитание, или развитие ребенка. И вообще – не натурально деятельность стандартизируется согласно новой редакции Федерального закона «Об образовании», а институциональные требования к результатам деятельности, к условиям деятельности и к структуре образовательной программы, в рамках которой эта деятельность происходит.

Вот уловить эту тонкость – переход от стандартизации непосредственно самой образовательной деятельности к стандартизации институциональных норм разработчикам стандартов из РАО пока не удалось.

В чем эта тонкость состоит?

Согласно п. 4 статьи 7 Закона «Об образовании» (в редакции 2007 г.) Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

Порядок разработки и утверждения федеральных образовательных стандартов определяется Правительством Российской Федерации.

Прежде всего надо договориться, что согласно положениям закона является предметом разработки, что собственно является стандартом, а что не является стандартом. Давайте договоримся – в форме «Декларации нестандартизации».

Часть 3. Декларация нестандартизации

(проект)

На территории Российской Федерации признается, что стандартизации в рамках государственного образовательного стандарта не подлежит:

1. Учебный материал с описанием учебных тем, понятий, дат, правил и исключений из них, а также содержание параграфов учебников или учебных пособий.

2. Перечень учебных предметов – независимо от того, должны ли они изучаться в обязательном или факультативном порядке.

3. Объем академических часов на изучение того или иного предмета.

4. Учебный план образовательного учреждения, либо базисный учебный план с указанием календарного и почасового планирования освоения программ учебных предметов.

5. Результат освоения материала учебного предмета, непосредственный перечень учебных сведений, а также умений, навыков, других психических новообразований или воспитательных эффектов, которые в обязательном порядке должны сформироваться после прохождения, а также способы проверки, измерения или другой формы оценки достигнутых результатов.

6. Подробный перечень необходимого оборудования, или санитарно-гигиенических условий, или архитектурных, строительных характеристик зданий и помещений образовательного учреждения.

Все вышесказанное отнюдь не означает абсолютной необходимости наличия всего перечисленного в других нормативных актах, которые собственно и должны быть созданы на основе государственного образовательного стандарта.

Конец проекта декларации нестандартизации.

Часть 4. Декларация стандартизации

А что необходимо стандартизировать, в чем предмет государственного образовательного стандарта?

Ключевое слово здесь – «требования».

Не сами результаты, а требования к ним.

Начнем с результатов. Какие требования можно сформулировать к результатам освоения образовательных программ, иными словами, что должны обеспечить результаты школьного образования?

Мы отвечаем на этот вопрос так: результаты освоения образовательных программ должны обеспечить ребенку:
– здоровье;
– успешность;
– социализацию;
– самореализацию.
Для этого у учащегося должны быть сформированы:
– знания по учебным предметам;
– надпредметные понятия;
– социальные, правовые, гражданские, информационные и экономические компетентности.

За время учебы учащийся должен иметь возможность накопить общественно полезный социальный опыт.

Отсюда и требования к структуре образовательных программ:

– наличие образовательной программы по учебным предметам (аудиторная нагрузка, уроки – не более 60% образовательного плана);

– наличие образовательных программ по неучебным видам деятельности, обеспечивающих формирование названных компетентностей (неаудиторная нагрузка, не менее 40% образовательного плана);

– наличие в образовательной программе образовательного учреждения возможности приобретения опыта общественно значимой деятельности.

Александр Адамский

Просмотров: 408 | Добавил: lingvist | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Календарь новостей
«  Март 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2017