Лингвист ДВ
your slogan
Четверг, 25.04.2024, 00:56


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Регистрация Вход
Меню сайта

Разделы новостей
Новости интернета [51]
Новости образовательных сайтов

Наш опрос
Что Вы считаете самым важным в школьном обучении?
Всего ответов: 430

Главная » 2008 » Июнь » 13 » Информационная грамотность как приоритет Программы ЮНЕСКО
Информационная грамотность как приоритет Программы ЮНЕСКО
15:55
Информационная грамотность – ключевое  понятие флагманской программы ЮНЕСКО Информация для всех»
http://www.ifapcom.ru/news/255/?returnto=0&n=1
 
Проблемы становления информационного общества, и, прежде всего, место человека в таком обществе в настоящее время являются предметом пристального внимания во всем мире, в том числе самых авторитетных международных организаций. Одним из важнейших является вопрос о том, как обеспечить право личности на свободу и доступность информации. Символично, что одна из флагманских программ ЮНЕСКО,  родившаяся в 2000 г. в результате слияния двух крупных программ ЮНЕСКО – «Общей программы по информации» и «Межправительственной программы по информатике»,  получила название, декларирующее смысл этой проблемы, – Программа «Информация для всех». 
 
В самом названии новой Программы – «Информация для всех» отражена существенная эволюция в осознании рассматриваемой проблемы: раньше она воспринималась как техническая и технологическая, а сегодня – как гуманитарная, социальная и политическая. Доминантой новой мировой информационной политики становятся не технологии и даже не сама информация, а ее создатель и конечный потребитель – человек. Основной предмет Программы – информационная политика, ориентированная на человека, развитие его потенциала, его ресурсов, навыков и знаний за счет свободного и эффективного доступа к информации.
 
В реализации этой политики  важнейшее место отводится решению задач  специальной подготовки  людей к жизни в информационном обществе и  обществе знаний. Эта задача далеко не проста, она характеризуется множеством сложных аспектов. За вопросом «Как получить необходимую информацию?» чаще всего стоит целый комплекс других вопросов:
  • как адекватно выразить свою информационную потребность в информационном запросе;
  • как правильно сформулировать информационный запрос;
  • куда обратиться с этим запросом;
  • что делать, если выдача информации «нулевая» или, наоборот, неоправданно велика;
  • как получить сами источники информации;
  • насколько им можно доверять.
 
В условиях киберпространства (Интернета) к этим вопросам содержательного, семантического характера добавляются вопросы, связанные с практическим овладением новыми информационными технологиями. Поиск ответа на эти вопросы вызвал к жизни  новое понятие и новое направление в обучении и подготовке людей к вхождению в информационное общество и общества знаний – информационную грамотность.
 
 
Информационная грамотность: объем и содержание понятия
 
Впервые  понятие «информационная грамотность» и соответствующий термин  «Information Literacy» были введены в 1977 г. в США и использованы в национальной программе реформы высшего образования. Значительный вклад в разработку данного понятия внесла Американская библиотечная ассоциация, в трактовке которой  информационно грамотным человеком может быть названа личность, способная выявить, разместить, оценить информацию и наиболее эффективно ее использовать.
 
Термин  «Information Literacy» получил широкое распространение не только в США, но  и во многих англоязычных странах, где под ним стали понимать способность идентифицировать потребность в информации, навыки по эффективному нахождению, оценке и использованию информации.
 
Дальнейшее развитие понятие «информационная грамотность» получило в результате активной деятельности ИФЛА. В 2002 г. в Глазго на 68-й Генеральной конференции ИФЛА была создана  новая секция – секция по информационной грамотности. Эта секция поставила задачу выявления стандартов информационной грамотности, сформировавшихся в разных библиотеках и странах, и создания на этой основе международного стандарта  по информационной грамотности.
 
В 2006 г. в Сеуле на 72-м Всемирном библиотечном и информационном конгрессе (Генеральной конференции ИФЛА) состоялся Открытый форум ЮНЕСКО. На этом форуме было провозглашено создание стратегического альянса ИФЛА и ЮНЕСКО для реализации решений Всемирного саммита  по информационному обществу, связанных с деятельностью библиотек, включая, наряду с другими важными направлениями, и  решение проблем информационной грамотности.
 
Значительным событием стало издание в конце 2006 г. «Руководства  по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни» (Guidelines on Information Literacy for Lifelong Learning), подготовленного секцией по информационной грамотности ИФЛА (1). В данном Руководстве дано развернутое определение понятия «информационная грамотность». Под ней понимается наличие знаний и умений идентификации информации, необходимой для выполнения определенного задания или решения проблемы,  эффективного поиска информации, ее организации и реорганизации, интерпретации и анализа найденной и извлеченной информации (например, после скачивания из Интернета); оценки точности и надежности информации, включая соблюдение этических норм и правил пользования полученной информацией; при необходимости - передачи и представления результатов анализа и интерпретации другим лицам; последующего применения информации для осуществления определенных действий и получение определенных результатов. Для достижения однозначности  используемого понятийного аппарата в Руководстве определен перечень слов-синонимов  информационная грамотности, к которым относятся такие термины, как    «информационные умения, библиографическая подготовка, пользовательское образование, информационные компетенции». В числе родственных, но не синонимичных понятий информационной грамотности, названы: «сетевая  грамотность, цифровая грамотность,  интернет-грамотность,  компьютерная грамотность, медиаграмотность».
 
Руководство содержит стандарты по информационной грамотности, предназначенные для  организации обучения в этой области. Содержание этих стандартов отражает три важнейших компонента  информационной  грамотности:  способность человека получать, оценивать и использовать  информацию.
 
В обобщенном виде представление об основных компонентах информационной грамотности и показателях их освоения в стандартах ИФЛА можно представить следующим образом:
  1. Получение информации  («пользователь отбирает информацию рационально и эффективно»)
1.1. Определение  и формулировка потребности в информации
1.2. Нахождение информации
 
  1. Оценка информации («пользователь оценивает информацию критически и компетентно»)
2.1. Отбор, извлечение, анализ, синтез информации
2.2. Организация информации: обобщение и интерпретация информации
 
  1. Использование  информации («пользователь находит новые пути передачи, представления и использования информации, осваивает информацию как собственное знание»)
3.1. Применение полученной информации, освоение ее как собственного знания, подготовка информационных продуктов
3.2. Передача и использование информации в соответствии с законами об интеллектуальной собственности, правилами легального использования информации и этическими нормами.
 
Следует подчеркнуть, что Руководство предусматривает широкие возможности для адаптации и гибкого использования разработанных стандартов информационной грамотности в зависимости от национальных, государственных, образовательных и культурных приоритетов и особенностей.
 
 
Информационная грамотность: точка зрения российских специалистов
 
В результате электронной переписки было достигнуто понимание, что грамотность и информационная грамотность не являются синонимами. В то же время, грамотность является  основой  и предварительным  условием  информационной грамотности.
 
Россия – страна практически со 100% грамотностью населения. Следовательно, для России актуальными являются проблемы информационной грамотности. Исходя из этого,  было достигнуто соглашение о возможности корректировки вопросов анкеты, их адаптации применительно к российским условиям. Иными словами, вопросы анкеты были скорректированы, ориентируя русских респондентов исключительно на информационную грамотность, включающую широкий спектр знаний и умений по поиску, анализу и критическому использованию информации в век Интернет, а не просто на умение читать и писать.
 
Качественный состав респондентов. В соответствии с разработанным руководством опросу подлежали следующие категории респондентов:
  1. респонденты с опытом практической библиотечной работы, представляющие разные типы библиотек;
  2. респонденты с опытом работы в руководстве или политических органах, влияющих на формирование и реализацию национальной библиотечной политики;
  3. респонденты, имеющие опыт  работы в библиотечных ассоциациях;
  4. респонденты, имеющие опыт  работы в библиотечном образовании и проведении научных исследований.
 
В опросе приняли участие 33 наиболее авторитетных российских библиотечных специалиста, представляющие различные типы библиотек, университеты, профессиональную печать, управленческие структуры из различных регионов России: Москва, Санкт-Петербург, центральная Россия (Самара), Сибирь (Кемерово, Новосибирск). Это - высококвалифицированные специалисты, с большим опытом профессиональной деятельности, как правило, успешно сочетающие практическую, исследовательскую, преподавательскую и управленческую деятельность с деятельностью в профессиональной библиотечной ассоциации. Большая часть респондентов является первыми руководителями или руководителями структурных подразделений библиотечных, образовательных и иных учреждений. Большинство из них  ведет большую общественную работу – они возглавляют различные структурные подразделения в составе Российской библиотечной ассоциации. В силу занимаемых ими должностей и функциональных обязанностей (руководство, организация, управление, контроль), активной общественной и исследовательской деятельности, все они на практике выполняют функции библиотечных лидеров. Кроме того, все они хорошо знакомы с деятельностью ИФЛА и активно участвуют в ее работе.
 
Оценка российскими специалистами влияния ИФЛА на развитие  информационной грамотности в России. Влияние ИФЛА на развитие информационной грамотности в России проявляется в том, что ИФЛА, как авторитетная международная организация, инициирует общественный интерес к этой проблеме и поиску способов ее  решения с помощью  библиотек.
 
Российские специалисты осознают связь грамотности и информационной грамотности, особенно в контексте идеи «обучение на протяжении всей жизни». Однако для России, имеющей практически 100%  элементарную грамотность населения, обладающей богатым  историческим опытом преодоления (ликвидации) безграмотности в начале ХХ века, в настоящее время наиболее актуальным является повышение уровня информационной грамотности граждан. Российские специалисты подчеркивают, что нельзя смешивать решение задач развития элементарной грамотности (умений читать и писать) и информационной грамотности, потому что у них разные алгоритмы решения.
 
Определяя информационную грамотность как сложное понятие, российские специалисты  включили в его состав умения искать (находить) информацию, анализировать ее,  извлекать необходимые сведения, причем уметь делать это как в традиционной (библиотечной, книжной), так и в новой, электронной среде. Для большинства российских  специалистов характерно понимание информационной грамотности как части более широкого, емкого понятия – информационной культуры личности. Информационная культура личности, в дополнение к информационной грамотности, включает в свой состав информационное мировоззрение, убежденность в необходимости овладения информационными знаниями и умениями, понимание целей, ради которых они приобретаются человеком, живущим в информационном обществе; осознание ответственности за корректное использование информации.
 
К числу параметров (показателей), которыми может измеряться информационная грамотность, были отнесены следующие:
  • умение формулировать информационный запрос, то есть адекватно словесно  выражать свою информационную потребность (вербализовать информационную потребность);
  • знание информационных ресурсов;
  • умение вести поиск как в традиционном, так и автоматизированном режиме, с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
  • умение осуществлять анализ и синтез информации и на этой основе создавать новый, свой собственный информационный продукт;
  • время и продуктивность информационной деятельности (работы с информацией).
 
Основными барьерами на пути развития информационной грамотности в России являются: отсутствие у значительной части населения доступа к ИКТ и отсутствие стимула к  повышению уровня информационной  грамотности.
 
Позиция российских специалистов относительно того, содержит ли проблема  информационной грамотности в себе скрытый конфликт, не является единой. Одни считают, что конфликта нет, другие видят этот конфликт в противоречии между государством и личностью (потребителем информации). В российских условиях (удаленность многих населенных пунктов от информационных и культурных центров,  недостаточно высокий уровень информатизации) человек, живущий в отдаленных от центра регионах, не всегда имеет возможность реального доступа к информационным  ресурсам из-за отсутствия надежных и разветвленных телекоммуникаций, каналов связи, недостаточного уровня компьютеризации библиотечно-информационной сферы. Проблема усугубляется отсутствием в стране государственной политики и государственной поддержки развития системы непрерывного, систематического информационного обучения граждан. Гражданин, живущий в отдаленных регионах России, не всегда имеет возможность получения современной информационной подготовки. Развитие информационной грамотности населения, зачастую, происходит лишь благодаря усилиям энтузиастов-библиотекарей и педагогов. Представители этой точки зрения считают, что ИФЛА должна занять четко выраженную позицию  - позицию защиты интересов личности.
 
Категория: Новости интернета | Просмотров: 2017 | Добавил: lingvist | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Календарь новостей
«  Июнь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024