Проблемы становления информационного общества, и,
прежде всего, место человека в таком обществе в настоящее время
являются предметом пристального внимания во всем мире, в том числе
самых авторитетных международных организаций. Одним из важнейших
является вопрос о том, как обеспечить право личности на свободу и
доступность информации. Символично, что одна из флагманских программ
ЮНЕСКО, родившаяся в 2000 г. в результате слияния двух крупных
программ ЮНЕСКО – «Общей программы по информации» и
«Межправительственной программы по информатике», получила название,
декларирующее смысл этой проблемы, – Программа «Информация для всех».
В самом названии новой Программы – «Информация для всех» – отражена
существенная эволюция в осознании рассматриваемой проблемы: раньше она
воспринималась как техническая и технологическая, а сегодня – как
гуманитарная, социальная и политическая. Доминантой новой мировой
информационной политики становятся не технологии и даже не сама
информация, а ее создатель и конечный потребитель – человек. Основной
предмет Программы – информационная политика, ориентированная на
человека, развитие его потенциала, его ресурсов, навыков и знаний за
счет свободного и эффективного доступа к информации.
В реализации этой политики важнейшее место
отводится решению задач специальной подготовки людей к жизни в
информационном обществе и обществе знаний. Эта задача далеко не
проста, она характеризуется множеством сложных аспектов. За вопросом
«Как получить необходимую информацию?» чаще всего стоит целый комплекс
других вопросов:
- как адекватно выразить свою информационную потребность в информационном запросе;
- как правильно сформулировать информационный запрос;
- куда обратиться с этим запросом;
- что делать, если выдача информации «нулевая» или, наоборот, неоправданно велика;
- как получить сами источники информации;
- насколько им можно доверять.
В условиях киберпространства (Интернета) к этим
вопросам содержательного, семантического характера добавляются вопросы,
связанные с практическим овладением новыми информационными
технологиями. Поиск ответа на эти вопросы вызвал к жизни новое понятие
и новое направление в обучении и подготовке людей к вхождению в
информационное общество и общества знаний – информационную грамотность.
Информационная грамотность: объем и содержание понятия
Впервые понятие «информационная грамотность» и
соответствующий термин «Information Literacy» были введены в 1977 г. в
США и использованы в национальной программе реформы высшего
образования. Значительный вклад в разработку данного понятия внесла
Американская библиотечная ассоциация, в трактовке которой
информационно грамотным человеком может быть названа личность,
способная выявить, разместить, оценить информацию и наиболее эффективно
ее использовать.
Термин «Information Literacy» получил широкое
распространение не только в США, но и во многих англоязычных странах,
где под ним стали понимать способность идентифицировать потребность в
информации, навыки по эффективному нахождению, оценке и использованию
информации.
Дальнейшее развитие понятие «информационная
грамотность» получило в результате активной деятельности ИФЛА. В 2002
г. в Глазго на 68-й Генеральной конференции ИФЛА была создана новая
секция – секция по информационной грамотности. Эта секция поставила
задачу выявления стандартов информационной грамотности,
сформировавшихся в разных библиотеках и странах, и создания на этой
основе международного стандарта по информационной грамотности.
В 2006 г. в Сеуле на 72-м Всемирном библиотечном и
информационном конгрессе (Генеральной конференции ИФЛА) состоялся
Открытый форум ЮНЕСКО. На этом форуме было провозглашено создание
стратегического альянса ИФЛА и ЮНЕСКО для реализации решений Всемирного
саммита по информационному обществу, связанных с деятельностью
библиотек, включая, наряду с другими важными направлениями, и решение
проблем информационной грамотности.
Значительным событием стало издание в конце 2006
г. «Руководства по информационной грамотности для образования на
протяжении всей жизни» (Guidelines on Information Literacy for Lifelong
Learning), подготовленного секцией по информационной грамотности ИФЛА
(1). В данном Руководстве дано развернутое определение понятия
«информационная грамотность». Под ней понимается наличие знаний и
умений идентификации информации, необходимой для выполнения
определенного задания или решения проблемы, эффективного поиска
информации, ее организации и реорганизации, интерпретации и анализа
найденной и извлеченной информации (например, после скачивания из
Интернета); оценки точности и надежности информации, включая соблюдение
этических норм и правил пользования полученной информацией; при
необходимости - передачи и представления результатов анализа и
интерпретации другим лицам; последующего применения информации для
осуществления определенных действий и получение определенных
результатов. Для достижения однозначности используемого понятийного
аппарата в Руководстве определен перечень слов-синонимов
информационная грамотности, к которым относятся такие термины, как
«информационные умения, библиографическая подготовка, пользовательское
образование, информационные компетенции». В числе родственных, но не
синонимичных понятий информационной грамотности, названы: «сетевая
грамотность, цифровая грамотность, интернет-грамотность, компьютерная
грамотность, медиаграмотность».
Руководство содержит стандарты по информационной
грамотности, предназначенные для организации обучения в этой области.
Содержание этих стандартов отражает три важнейших компонента
информационной грамотности: способность человека получать, оценивать
и использовать информацию.
В обобщенном виде представление об основных
компонентах информационной грамотности и показателях их освоения в
стандартах ИФЛА можно представить следующим образом:
- Получение информации («пользователь отбирает информацию рационально и эффективно»)
1.1. Определение и формулировка потребности в информации
1.2. Нахождение информации
- Оценка информации («пользователь оценивает информацию критически и компетентно»)
2.1. Отбор, извлечение, анализ, синтез информации
2.2. Организация информации: обобщение и интерпретация информации
- Использование информации («пользователь находит новые пути
передачи, представления и использования информации, осваивает
информацию как собственное знание»)
3.1. Применение полученной информации, освоение ее как собственного знания, подготовка информационных продуктов
3.2. Передача и использование информации в соответствии с законами
об интеллектуальной собственности, правилами легального использования
информации и этическими нормами.
Следует подчеркнуть, что Руководство
предусматривает широкие возможности для адаптации и гибкого
использования разработанных стандартов информационной грамотности в
зависимости от национальных, государственных, образовательных и
культурных приоритетов и особенностей.
Информационная грамотность: точка зрения российских специалистов
В результате электронной переписки было достигнуто
понимание, что грамотность и информационная грамотность не являются
синонимами. В то же время, грамотность является основой и
предварительным условием информационной грамотности.
Россия – страна практически со 100% грамотностью
населения. Следовательно, для России актуальными являются проблемы
информационной грамотности. Исходя из этого, было достигнуто
соглашение о возможности корректировки вопросов анкеты, их адаптации
применительно к российским условиям. Иными словами, вопросы анкеты были
скорректированы, ориентируя русских респондентов исключительно на
информационную грамотность, включающую широкий спектр знаний и умений
по поиску, анализу и критическому использованию информации в век
Интернет, а не просто на умение читать и писать.
Качественный состав респондентов. В соответствии с разработанным руководством опросу подлежали следующие категории респондентов:
- респонденты с опытом практической библиотечной работы, представляющие разные типы библиотек;
- респонденты с опытом работы в руководстве или политических
органах, влияющих на формирование и реализацию национальной
библиотечной политики;
- респонденты, имеющие опыт работы в библиотечных ассоциациях;
- респонденты, имеющие опыт работы в библиотечном образовании и проведении научных исследований.
В опросе приняли участие 33 наиболее авторитетных
российских библиотечных специалиста, представляющие различные типы
библиотек, университеты, профессиональную печать, управленческие
структуры из различных регионов России: Москва, Санкт-Петербург,
центральная Россия (Самара), Сибирь (Кемерово, Новосибирск). Это -
высококвалифицированные специалисты, с большим опытом профессиональной
деятельности, как правило, успешно сочетающие практическую,
исследовательскую, преподавательскую и управленческую деятельность с
деятельностью в профессиональной библиотечной ассоциации. Большая часть
респондентов является первыми руководителями или руководителями
структурных подразделений библиотечных, образовательных и иных
учреждений. Большинство из них ведет большую общественную работу – они
возглавляют различные структурные подразделения в составе Российской
библиотечной ассоциации. В силу занимаемых ими должностей и
функциональных обязанностей (руководство, организация, управление,
контроль), активной общественной и исследовательской деятельности, все
они на практике выполняют функции библиотечных лидеров. Кроме того, все
они хорошо знакомы с деятельностью ИФЛА и активно участвуют в ее работе.
Оценка российскими специалистами влияния ИФЛА на развитие информационной грамотности в России. Влияние
ИФЛА на развитие информационной грамотности в России проявляется в том,
что ИФЛА, как авторитетная международная организация, инициирует
общественный интерес к этой проблеме и поиску способов ее решения с
помощью библиотек.
Российские специалисты осознают связь грамотности
и информационной грамотности, особенно в контексте идеи «обучение на
протяжении всей жизни». Однако для России, имеющей практически 100%
элементарную грамотность населения, обладающей богатым историческим
опытом преодоления (ликвидации) безграмотности в начале ХХ века, в
настоящее время наиболее актуальным является повышение уровня
информационной грамотности граждан. Российские специалисты
подчеркивают, что нельзя смешивать решение задач развития элементарной
грамотности (умений читать и писать) и информационной грамотности,
потому что у них разные алгоритмы решения.
Определяя информационную грамотность как сложное
понятие, российские специалисты включили в его состав умения искать
(находить) информацию, анализировать ее, извлекать необходимые
сведения, причем уметь делать это как в традиционной (библиотечной,
книжной), так и в новой, электронной среде. Для большинства российских
специалистов характерно понимание информационной грамотности как части
более широкого, емкого понятия – информационной культуры личности.
Информационная культура личности, в дополнение к информационной
грамотности, включает в свой состав информационное мировоззрение,
убежденность в необходимости овладения информационными знаниями и
умениями, понимание целей, ради которых они приобретаются человеком,
живущим в информационном обществе; осознание ответственности за
корректное использование информации.
К числу параметров (показателей), которыми может измеряться информационная грамотность, были отнесены следующие:
- умение формулировать информационный запрос, то есть адекватно
словесно выражать свою информационную потребность (вербализовать
информационную потребность);
- знание информационных ресурсов;
- умение вести поиск как в традиционном, так и
автоматизированном режиме, с использованием
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
- умение осуществлять анализ и синтез информации и на этой основе создавать новый, свой собственный информационный продукт;
- время и продуктивность информационной деятельности (работы с информацией).
Основными барьерами на пути развития
информационной грамотности в России являются: отсутствие у значительной
части населения доступа к ИКТ и отсутствие стимула к повышению уровня
информационной грамотности.
Позиция российских специалистов относительно того,
содержит ли проблема информационной грамотности в себе скрытый
конфликт, не является единой. Одни считают, что конфликта нет, другие
видят этот конфликт в противоречии между государством и личностью
(потребителем информации). В российских условиях (удаленность многих
населенных пунктов от информационных и культурных центров,
недостаточно высокий уровень информатизации) человек, живущий в
отдаленных от центра регионах, не всегда имеет возможность реального
доступа к информационным ресурсам из-за отсутствия надежных и
разветвленных телекоммуникаций, каналов связи, недостаточного уровня
компьютеризации библиотечно-информационной сферы. Проблема усугубляется
отсутствием в стране государственной политики и государственной
поддержки развития системы непрерывного, систематического
информационного обучения граждан. Гражданин, живущий в отдаленных
регионах России, не всегда имеет возможность получения современной
информационной подготовки. Развитие информационной грамотности
населения, зачастую, происходит лишь благодаря усилиям
энтузиастов-библиотекарей и педагогов. Представители этой точки зрения
считают, что ИФЛА должна занять четко выраженную позицию - позицию
защиты интересов личности.
|