Лингвист ДВ
your slogan
Суббота, 19.08.2017, 06:30


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Регистрация Вход
Меню сайта

Разделы новостей
Новости интернета [51]
Новости образовательных сайтов

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 298

Главная » 2009 » Февраль » 10 » Кризис: реальность и мифы
Кризис: реальность и мифы
17:00
Только к зиме россияне осознали, что в стране кризис. Они ждут худшего, спасают сбережения, но расходы планировать еще не начали, – таковы выводы двух докладов, обсужденных на семинаре ЛЭСИ. 

Как повлиял экономический кризис на финансовое поведение россиян? Исследования на эту тему представили главы компаний Media Arts Group и Национального агентства финансовых исследований на семинаре Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ. 

Незаметный кризис

Компания "Естественно", входящая в холдинг Media Arts Group провела 120 двухчасовых углубленных интервью с жителями крупных городов (Казань, Петербург, Екатеринбург, Самара, Ростов-на-Дону) среднего достатка и разных профессий, рассказал директор компании по стратегическому планированию Алексей Попов. Эти беседы показали, что разразившийся кризис был для респондентов вполне ожидаемым. Но эти ожидания формировались специфическим образом.

По телевизору населению многократно и скрупулезно разъясняли, что проблемы начались в США, но в России уже принимаются «антикризисные меры». Нужды беспокоиться вроде бы не было – никто и не поднимал паники, отметил Попов. Еще в сентябре кризис обсуждали дома, на работе или с друзьями всего 32% респондентов, опрошенных НАФИ. Население внимательно и с сожалением, но без понимания происходящего, следило за падением зарубежных и отечественных фондовых индексов. Так прошли лето-осень 2008 г. Осознание пришло потом.

Граждан, слабо интегрированных в финансовый сектор, кризис не касался до момента, пока банки продолжали выдавать целевые и потребительские кредиты. Осенью, когда банки фактически перестали выдавать кредиты, россияне призадумались. Но даже когда среди знакомых и коллег по работе начались сокращения, респонденты еще отказывались понимать, что в страну пришел экономический кризис, отметил Попов. В декабре дома и на работе о кризисе разговаривали уже 59% опрошенных НАФИ людей. Но страх потерять работу крепко вошел в подсознание людей. 

Все будет плохо и еще хуже

Кризис не застал граждан врасплох, считает Попов. Люди, привыкшие к высокому уровню потребления за последние три-четыре года, «нутром» чувствовали: рано или поздно хорошая жизнь должна была закончиться. «Никогда хорошо не жили, так и зачем начинать привыкать», – процитировал Попов строку из Василия Шукшина, отражающую умонастроения жителей регионов. «Путинская стабильность 2000-2008 гг. – отнюдь не миф, люди реально отмечали ее в своей жизни, – говорится в докладе Попова, – но даже в разгар стабильности они постоянно задавали себе вопрос: «Как долго еще все это продлится?»

Однако к хорошей жизни россияне привыкли, и менять сформировавшийся жизненный стиль им будет тяжело, сказал Попов. Многие жители крупных городов поняли: чтобы не пропасть, нужно быть ближе к государству. То есть работать в госструктурах и держать деньги в госбанках. А самое страшное в кризис – потерять работу.

Проблем с денежной ликвидностью жители крупных городов не испытывают, выяснили исследователи. Самый сложный для них вопрос – что делать с рублями? «Купить норковую шубу или запасаться солью и спичками?» – так обрисовал дилемму Попов. 

Оптимизм, однако, быстро идет на убыль. Всего за два месяца, с ноября по январь, доля опрошенных, полагающих, что мировой кризис будет долгим, выросла с 33% до 54%.

При любых сценариях развития кризиса жители крупных городов не будут экономить на детских расходах, мобильном телефоне и интернете, уверен он: «Последние две категории трат стали такими же обыденными, как плата за ЖКХ». Секвестру подлежат расходы на развлечения, дорогую одежду и продукты питания, походы в кафе и рестораны, поездки заграницу. Отложены крупные покупки. Готовы граждане и «перепозиционировать потребление» – перейти с дорогих марок одежды и продовольствия на более дешевые. Жителям мегаполисов, еще недавно планировавших траты, превышающие их финансовые возможности, придется выбирать, от чего можно отказаться. 

Дезориентация

Кризис специально раздувают СМИ, он выгоден начальникам, которые получают предлог для урезания зарплат и сокращения нелояльных сотрудников, – такое мнение бытует в сознании россиян, говорит Попов. При этом недовольства в отношении правительства нет, – есть конкретные претензии к руководителю фирмы, подразделения, начальнику цеха.

«Люди не понимают ни причин кризиса, ни что им делать в текущей ситуации, – резюмирует Попов. – При этом катастрофы нет, поэтому опасений у населения пока намного больше, чем конкретных неприятностей».

Бегство в кэш

Первой реакцией населения на кризис было «бегство в кэш», рассказали гендиректор Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) Ольга Кузина и директор НАФИ по исследованиям Диляра Ибрагимова. НАФИ провело репрезентативный опрос россиян (1600 человек в 40 населенных пунктах) и проанализировало макроэкономическую статистику.

Объем вкладов населения в банков с сентября по декабрь уменьшился на 508 млрд руб., то есть на 8,7%, подсчитали Кузина и Ибрагимова (см.слайд 5 презентации). «Население стало забирать деньги из банков, покупать на них доллары и держать на руках. Однако до ситуации 1998 года нам далеко», – говорит Кузина. Многие, кто держал свои сбережения в коммерческих банках, перевели их в госбанки: «так надежнее». Люди готовы пожертвовать доходностью, но спасти накопленное, отмечает Кузина. Однако до монопольного положения на российском рынке вкладов госбанкам еще далеко: если в 1998 г. на Сбербанк приходилось более 80% банковских сбережений населения, то в конце 2008 г. – чуть больше половины.

Респонденты, однако, не признаются, что держат деньги в долларах. У 54% в январе вообще не было никаких сбережений; 39% говорят, что хранят деньги в рублях, и только 2% – в долларах.

Долларизация экономики

Количество наличных долларов на руках у населения, по оценке НАФИ, выросло за ноябрь 2008 г. в 2,3 раза – примерно до $15 млрд (слайд 8). С началом кризиса россияне снова, как в 1990-х гг., стали регулярно следить за курсом доллара. Если в октябре 2008 г. эту информацию регулярно отслеживали 17% опрошенных НАФИ респондентов, то к январю 2009 г. – уже 24%. Доля людей, вообще не интересующихся курсом доллара, за то же время упала с 50% до 30%.

У 46% россиян сформировались ожидания, что курс доллара к рублю будет расти. И только 13% думают, что он будет падать. 

Чему учит кризис?

Тема кризиса не сходит с экрана ТВ, страниц газет, журналов и интернет-порталов. Поэтому опрошенные считают себя более финансово грамотными, чем это было в канун кризиса 1998 г (слайд 27). При этом даже среди вкладчиков банков половина ничего не знают о системе госстрахования вкладов (данные на октябрь 2008 г). Следовательно, повышения реальной финансовой грамотности у россиян не произошло, отметила Кузина. 

Зато кризис – прекрасный предмет для разговоров. Почти 60% россиян обсуждают эту тему в кругу друзей, родных и коллег по работе (в сентябре 2008 года таких было только 32%). Чуть больше половины респондентов опасаются, что кризис затянется на длительный срок, треть населения надеется, что это – кратковременное явление. 

Однако даже в декабре 2008 года людей, четко фиксирующих свои расходы и доходы, было всего 20%. А почти половина россиян вообще не задумывается над планированием личных финансов. «Сокращение зарплат вынудит людей быть более внимательными», – полагает Кузина. 

Дмитрий Крылов

http://www.opec.ru/docs.aspx?id=389&ob_no=87973


Категория: Новости интернета | Просмотров: 732 | Добавил: lingvist | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 1
1  

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Календарь новостей
«  Февраль 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2017