Лингвист ДВ
your slogan
Среда, 20.09.2017, 17:37


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Категории каталога
Насущные вопросы в преподавании ли [7]
Содержание школьного курса, программы и методики, другие животрепещущие вопросы
Классика [19]
Классические произведения в школьной программе

Наш опрос
Что Вы считаете самым важным в школьном обучении?
Всего ответов: 429

Главная » Статьи » Преподавание литературы » Классика [ Добавить статью ]

Л.Н.Толстой "Посмертные записки старца Федора Кузмича"
групповой метод, метод ролевой игры, экскурс в историю. Приемы: устное словесное рисование, выборочный сжатый пересказ текста, индивидуальные сообщения исследовательского характера, беседа, сопоставительные характеристики.

Уровень интеграции:

2 уровень интеграции (дидактический + содержательная интеграция.)

Тип интеграции:

2 тип интеграции. Опоясывающий тип интеграции.

Учет знаний учащихся:

учитываются индивидуальные сообщения учащихся, сообщения исследовательского характера, ответы на вопросы, итоговая работа (сочинение-эссе)

Ожидаемые результаты урока


развитие любознательности, познавательных интересов; усиление мировоззренческой направленности;

понимание сути решаемой проблемы;

умение сопоставлять исторические факты и литературный материал;

понимание мотивов поступка (уход из дома);

умение отбирать материал к ответу на вопрос;

знание исторических объектов Томска, связанных с именами, упоминаемыми в исторических и литературных источниках;

привитие любви к своей "малой" родине, отдельным фактам истории и культуры;

умение работать в группах, сплочение детского коллектива;

решение общих и частных задач;

системность знаний;

всестороннее развитие личности;

оптимизация, интенсификация учебной и педагогической деятельности


1. Вступительное слово учителя

(Тема, цели, задачи); постановка проблемного вопроса.    "Всякий, кто оставит домы,
или братьев, или сестер, или
отца, или мать, или жену,
или детей. Или земли:
получит во сто крат и
наследует жизнь вечную"

(Мф,19:29)



Итак, проблема урока. Почему была устойчива легенда о царе-отшельнике?
Задачи (определение круга задач):

Определим конкретно, что нам потребуется сделать на уроке :

1. разобраться в сути поставленного вопроса

2. реалиях и вымысле (сопоставительная таблица), создать политический портрет АлександраI на основе известных фактов биографии;

3. определить жанровые своеобразия произведения Л.Толстого (частное)

4. проследить устойчивость интереса к проблеме в тот период времени и сейчас

5. определить круг истоических объектов в нашем городе, связанных с именем великого старца

6. попытаться проникнуть в тайну внутренней духовной жизни АлександраI, Л.Н.Толстого, старца Федора Кузмича .
Организация работы на уроке (групповая форма работы)
Работают группы:

1. лексикологи (мини гр.)

2. биографы

3. историки

4. документалисты (работники архива)

5. искусствоведы

6. литературоведы

7. краеведы; истоковеды

Начнем работу с того, что совершим экскурс в лексическое толкование слов:
Отшельник
Странник
В работу включается группа лексикологов.

Цель работы группы- выяснить толкование слов в словарях разных типов
Толковый словарь С.И.Ожегова (работа на уровне лексического значения слова).
Философский словарь (работа на уровне понятия).

- Ребята представляют результат исследовательской работы по вопросу, делают мини-сообщение.

Класс - составление конспекта урока на основе услышанного материала. (слуховой уровень восприятия материала).

Вывод: Жизнь по своей природе таинственна, особенно жизнь людей. Которая представляет особый интерес с точки зрения занимаемого положения в государстве, обществе, таинственна и жизнь святых "Жизнь святых таинственна по своей природе, но не от того, что в ней что-то нарочито скрыто от глаз непосвященных. А потому что их жизнь особым образом причастна к Великой тайне" - свидетельствует подвижник нашего времени Силуан Афонский.

Подобной таинственностью овеяна личность Александра I и личность великого сибирского подвижника - святого старца Феодора Томска (в народе старца Ф.Кузмича).

Невозможно сегодня с полной уверенностью утверждать, кем был праведный старец до своего появления в Сибири. Нам известно одно: наличие факта в истории и легенды о появлении и его жизни. Попытаемся разобраться в вопросе!

Итак, совершим небольшой экскурс в историю: поведем взаимосвязь с эпохой царя Александра I. Совершим небольшое погружение в историю, историческую обстановку:


Выясним, какова была обстановка в стране на момент вступления на престол Александра I? (вопрос на доске)

При каких обстоятельствах он стал императором?

Александр I и эпоха его правления (история в лицах)


Слово группе историков (мини-сообщение по вопросам)
Вывод учителя

(связка между частями урока): Ребята попытались совершить экскурс в историю, помогли нам разобраться в поставленных вопросах.

Нам стала понятна важная проблема: Время, История, Личность.
Итог:

один ученик из класса делает обобщение по вопросу (показывает понимание проблемы). На этом этапе урока нас интересует вопрос


Кто занимается воспитанием Александра I?

Каковы его нравственные истоки?

Кто оказал на наго влияние в процессе становления его как личности?

Как складывались отношения с отцом, Павлом 1, и бабушкой Екатериной 2?


На эти вопросы попытаются ответить биографы: (мини - сообщение)
Вывод (переход к следующей части):

Александр I интересует сегодня нас не столько как царь, сколько как человек, как личность, чье имя, отдельные факты биографии (смерть) овеяны Духом Таинства. В связи с этим вопрос к нашим архивным работникам (мини-сообщение на основе архивных документов).

Как можно судить о факте пребывания в нашем городе Александра I в образе старца Ф.К.

Группа искусствоведов. Сообщение на основе имеющихся архивных материалов, фотографий и портрета в архиве ТОКМ). Учащиеся отмечают факт схожести лица, изображенного на фотографиях Александра I и портрета Федора Кузмича. Это дает нам основание считать, что старец Федор Кузмич никто иной, как Александр I.Но до сих пор этот вопрос остается открытым.

Зачитываются выдержки из архивных документов, дается портретная характеристика Александра I ( запись в таблицу)
Учитель:

каким образом старец Федор Кузмич оказался в Сибири?
В работу включается группа историков.

Сообщение "Старец Федор Кузмич в Сибири". Учитель: этот факт лег в основу легенды. Но нужно отметить, что имя великого старца, его странное поведение привлекли внимание местных жителей. Имя обросло легендами.
Слово литераторам и историкам.

Сообщается, что факты ухода в отшельничество были и ранее.

Информация о пострижение в монахи черниговского князя (один из историков)
Учитель:

известно, что подобное действие совершил и Александр I.
Выступление одного из биографов.

Уход из Ясной Поляны Л.Н. Толстого (один из биографов)
Показ кадров из видеофильма "Последние дни из жизни Л.Н.Толстого"
Вывод учителя:

Таким образом, отшельничество как способ нравственного обновления человека, как осознание нравственной ответственности за все свои поступки привлек внимание Л.Н.Толстого.так, как в то время на слуху у всего народа была легенда о необычайном старце. Люди подозревали о том, что это был не кто иной, как император Александр I, чье исчезновение и уход были овеяны тайной.

Л.Н.Толстого заинтересовала эта легенда. Результатом этого интереса стало произведение "Посмертные записки старца Феодор Кузмича". Он оформляет свой труд в жанре литературных записей (дневниковых записей).

Почему писатель избрал именно эту форму?
Слово литературоведам.

Суть выступления: в дневниковых записях возможно использование фактического материала и последовательное его изложение. Это возможность проникнуть в глубину души человека. Дневниковые записи помогают раскрыть личность человека, мотивы его поступков. Дневник-это что-то таинственное, сокровенное.

Учитель: Л.Н.Толстого заинтересовал мотив ухода Александра I в отшельники (несовместимость человеческого и царского).
Заполняется 2 часть таблицы. Зарисовки из дневника (учащиеся выписывают цитаты осн. лекции).

Факты истории    
произведение Толстого
реалии    вымысел



Учащиеся делают предварительный вывод.
Обобщение учителя:

Толстой умер вдали от дома и родных, как и Александр I. Вокруг их жизни и смерти много тайны. Мы попытались разобраться в вопросе, почему они избрали путь отшельников, что их привлекало в этом? Они имели высокое духовное начало. (зачитывается эпиграф ).Что же такое отшельничество в понимании православной церкви?
Выступление священнослужителя:
Учитель:

Томск стал местом святых мощей Старца Ф.К. несколько исторических объектов, в городе связано с его именем. (Объекты называются., показываются фото).
Домашнее задание:

сочинение-эссе

1. Почему до сих пор сохраняется интерес к легенде о старце Федоре Кузмиче ? (Мое мнение).

2. На могиле старца Федора Кузмича
Учитель:

наш диалог подошел к концу. Разобраться в столь сложных вопросах нам помогли лексикологи, историки, биографы, работники архива, искусствоведы, литераторы, литературоведы.

"Погружение" в эпоху успешно завершено (но это не означает окончательный вывод по вопросу и проблеме).

Нам предстоит еще побывать на исторических объектах, соприкоснуться с историей города.

Источник: http://ou.tsu.ru/school2/other3/tolst/contents.html
Категория: Классика | Добавил: lingvist (17.03.2008) | Автор: Тужикова Т.А. Томск
Просмотров: 1965 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2017