Лингвист ДВ
your slogan
Вторник, 17.10.2017, 00:57


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Категории каталога
Технология критического мышления [5]
Педагогическая технология

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 298

Главная » Статьи » Критическое мышление » Технология критического мышления [ Добавить статью ]

Развитие критического мышления. Рассказ В.В. Набокова "Сказка" в X классе.
Н.С. Коршунова. 
Развитие критического мышления. 
    Рассказ В.В. Набокова "Сказка" в X классе.
    Этой форме урока - а называется она "Чтение фрагментами" - меня научили на семинарах, посвящённых педагогической технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". 
    Эта технология (сокращенно РКМЧП или КМ) разработана в США (авторы К. Мердит, Д. Стил, Ч. Темпл), в основе её труды Д. Дьюи, Ж. Пиаже, Л.С. Выготского. Российские учителя познакомились с технологией РКМЧП в конце 90-х г. Семинары по обучению московских учителей организовывал Московский институт открытого образования. В настоящее время центры по развитию РКМЧП существуют в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Кирове, Новосибирске. Теоретические и практические материалы печатаются в международном журнале "Перемена", других педагогических периодических изданиях. Есть уже и книги, посвящённые этой технологии. Довольно много интересного о РКМЧП можно прочесть в Интернете. 
    Тексту в РКМЧП отводится приоритетная роль. Его не только читают, пересказывают, анализируют, интерпретируют, но и трансформируют и сочиняют. Мне такая форма работы очень нравится: она легкая, подвижная, позволяет и сильному ученику себя показать, и не очень сильному словечко вымолвить. Хороша она и в 5-м, и в 11-м. Использовать её часто, мне кажется, не стоит, но иногда так хочется праздника!
    Назову некоторые произведения, которые мы с ребятами читали именно так - фрагментами: "Лев старца Герасима" Н. Лескова (6 класс), "Микроскоп" В. Шукшина (8 класс), "Правила добра" Л. Андреева (11 класс). Для "Чтения фрагментами" хороша или новелла, или притча. Финал должен быть довольно неожиданным. И ещё одно - очень важное - условие: в классе никто до этого текст знать не должен, иначе будет неинтересно. Перед зимними каникулами, в Рождественские дни, прочитали мы рассказ В. Набокова "Сказка". Любая модель технологии "Критическое мышление", в том числе "Чтение фрагментами", предусматривает три фазы: "Вызов" (или актуализация вопроса, вовлечение ученика в проблему или в процесс), "Освоение материала" (в нашем случае знакомство с текстом и его осмысление), "Рефлексия" (для урока литературы хорошо, чтобы это было соотнесение авторской позиции со своей собственной). По условиям этой "игры" учитель выступает в роли "источника информации", консультанта и "секретаря". А свою точку зрения в этом случае учителю придется оставить при себе. Я задаю вопросы, выслушиваю ответы и все их (по возможности кратко) записываю на доске (если нужно, чуть-чуть шлифую формулировку). - Мы сегодня прочитаем рассказ. Он называется "Сказка". Попробуем представить, что нам обещает это название. Привожу краткие ответы (я их записала на доске): - будут сказочные герои; - это история про Новый год, будут Дед Мороз и Снегурочка; - там будет Рождество; - будет счастливый финал; - ожидаю чудеса и волшебство; - будет необычный сюжет; - может быть, будут и реальные события; - обязательно будет поучительный смысл. - Второй прогноз мы попробуем сделать, узнав автора этой истории. Его зовут Владимир Набоков. Имя многим ученикам знакомо, а читали что-то у Набокова только двое. Вспомнили также перевод "Алисы в стране чудес". Даю краткую справку о писателе (2-3 минуты). Самое главное для сегодняшнего урока: англо-русский писатель, создавал романы-загадки и рассказы-загадки. Проза Набокова - это уже "высшая математика" литературы. - Каковы же ваши предположения теперь, когда вы знаете, чей рассказ? Ответы ребят: - интригующий сюжет; - неожиданное действие; - жанр будет - не сказка; - может, будет "зазеркалье". Далее перехожу ко второму этапу ("Освоение текста") и читаю текст фрагментами. (Если следовать правилам этой технологии, текст надо распечатать, разрезать и раздавать; но когда в классе 25 человек, это технически сложновато.) Здесь буду обозначать начало и конец фрагмента. И комментировать обсуждение между фрагментами. Фрагмент 1. "Фантазия, трепет, восторг фантазии... - и вот, что такое фантазия, трепет, восторг фантазии". - Какие ожидания уже не оправдались? Минусами отмечаю на доске: "сказочные герои", "Новый год". - Каковы новые ожидания? Возникают такие предположения: - обычный человек попадает в необычные обстоятельства; - это будет история сказочной, необыкновенной любви.
 Фрагмент 2. "Однажды в субботу... тускловатым голосом, каким говорила с лакеем". - Какую роль играют пейзажные вкрапления? Ребята замечают, что зарисовки городского пейзажа создают волнующий, интригующий эмоциональный фон. - Кто эта женщина? - это фея; - это, наверное, ученый-телепат; - окажется какой-нибудь его родственницей. ("Промежуточные" прогнозы я обычно не записываю, чтобы не сбивать темп.)
 Фрагмент 3. "Эрвин от изумления привстал... - Во всяком случае это пример". - Какие литературные ассоциации у вас возникают? Вспомнили, конечно, Воланда с Берлиозом, но ведь "Сказка" Набокова написана раньше: первая публикация сборника "Возвращение Чорба", куда вошёл рассказ, - 1930 год. - Выскажите новые предположения о развитии сюжета. - за исполнение желания госпожа Отт потребует от Эрвина душу; - Эрвину придется пойти на преступление; - Эрвин откажется идти на преступление. 
 Фрагмент 4. "Она выпустила сквозь ноздри... А условие вот какое..." - Какое условие предложит госпожа Отт? - девушки должны быть все брюнетки; - их должно быть определённое число; - они должны быть бедные; - они должны быть разных национальностей. Как видим, предположения самые неожиданные. 
 Фрагмент 5. "число ваших избранниц... - До свидания". - Какова ведущая интонация Набокова? Пафосная? лирическая? бытовая? Попробуйте доказать примерами. Ребята, конечно, заметили иронию Набокова ("ироническую интонацию"): скрипучий корсет госпожи Отт, маленькая комната, в которую Эрвин пытается мысленно "втиснуть" свой будущий гарем, его шаркающие подошвы.
 Фрагмент 6. "Мало ли какие мечты... встал со скамейки". - Как рисует Набоков литературный портрет - портрет первой девушки? Ребята чувствуют тонкость и лёгкость этого рисунка, его красоту. Здесь уместно сказать, что Набоков был и поэтом, и практически профессиональным энтомологом. Когда он рисует художественную деталь, кажется, что он делает это не пером, а акварельной кистью.
 Фрагмент 7. "Пошаркивая по гравию... - ответила вторая на слова сестры". - Что меняется в Эрвине от первого выбора ко второму? Можно заметить, что если первая девушка и первый выбор наполнены возвышенным, поэтическим чувством, то второй выбор Эрвин сделал уже более спокойно и рационально.
 Фрагмент 8. "Эрвин сошел с тротуара... в телефонную воронку". - Вот теперь зададимся вопросом о жанре. Что мы читаем? Ребята уже понимают, что "Сказка" - это не сказка. Делают предположение о фантастическом рассказе, звучит и необходимое слово - "новелла". 
 Фрагмент 9. "Пообедав, Эрвин отяжелел... Итак, - до полночи". - Давайте подумаем о дальнейшем развитии сюжета. Какие прогнозы? Записываю на доске: - Эрвин выберет госпожу Отт; - он не послушается совета; - здесь будет его избранница навсегда; - он влюбится; - получится чётное число; - это был сон; - не найдёт дом ╧13; - два раза выберет одну и ту же. (В конце окажется, что некоторые прогнозы сбудутся. С одной стороны, хорошо, что растут "прозорливые" читатели, а с другой - эффект неожиданности пропадает.) 
Фрагмент 10. "Эрвин, не глядя по сторонам... Это будет, так сказать, перец..." - Эрвин - какой он? Ребята отмечают замкнутость Эрвина, нерешительность, неумение общаться с людьми - словом, то, что называется "комплексом маленького человека". Но некоторые предположили, что если Эрвину дать власть - "навластвуется всласть". Не умеет использовать полученную возможность: не может остановиться. 
 Фрагмент 11. "Он шёл, глядя себе под ноги... стал зорко всматриваться в блестящую темноту". - Вам уже хочется дочитать? Расскажите о своих чувствах. Ребята, конечно, заинтригованы, но чувство тревоги, что всё "неудачно кончится", у них есть.
 Фрагмент 12. "И вскоре он ощутил... едва не наскочил на неё". - Что сейчас будет? - у неё окажется уродство на лице; - это его настоящая возлюбленная; ради неё он бросит всех; - он её уже выбирал.
 Фрагмент 13. "Она повернула к нему лицо... вставать будет трудно". - Итак, рассказ дочитан. Давайте посмотрим, какие наши ожидания оправдались, какие - нет. (Отмечаю на доске по всем записям с самого начала.) Теперь пора перейти к третьей фазе, которая в этой технологии называется "Рефлексия". Я задаю вопрос о главной мысли, об идее новеллы. Ответы довольно разные (коротко): - вывод слишком очевиден: нельзя достичь невозможного; - истинный выбор всегда один; - ничего нельзя получить просто так; - человек не всегда знает, чего он хочет; - "маленький человек" всегда хочет стать большим. Хотя ребята заметили, что начало и конец совпали: "Как вам не стыдно... Подите прочь..." - но мысль Набокова о судьбе, которая смеётся над человеком и играет с ним, наверное, для десятиклассников сложна. 
Хорошо, когда фаза "Рефлексии" становится новым "Вызовом".
 Поэтому я сказала ребятам о том, что круг замкнулся ("тринадцатая оказалась первой"), и посоветовала прочитать рассказ Набокова "Круг". Конечно, мне хочется объяснить, что, по Набокову, человек ошибается, когда он думает, что может "поправить" судьбу, - он только марионетка в её руках. Но "условия игры" это запрещают - урок окончен. 
"Русская словесность", 2007, ╧ 1


Источник: http://som.fio.ru/getblob.asp?id=10025684
Категория: Технология критического мышления | Добавил: lingvist (22.02.2009) | Автор: Н.С. Коршунова
Просмотров: 4847 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.8/4 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2017