Лингвист ДВ
your slogan
Вторник, 17.10.2017, 06:57


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Категории каталога
Инновационные технологии [18]
Статьи об инновациях

Наш опрос
С чего должен начинаться процесс информатизации школы?

Всего ответов: 271

Главная » Статьи » Инновации в образвании » Инновационные технологии [ Добавить статью ]

Основные этапы и тенденции развития модульного обучения
По трактовке одного из зачинателей модульного обучения Дж. Рассела модуль представляет собой учебный пакет, охватывающий одну концептуальную единицу учебного материала [2]. Семантический смысл термина "модуль" (лат. моdulе) - функциональный узел.

Развитие и становление модульного обучения в различных отраслях образования в 60-70 гг. происходило преимущественно в развитых капиталистических странах: США, Англии, Канаде и др. В этот период формировалась концептуальная база модульного обучения, исследовались различные подходы к выделению модулей, построению модульных программ, определялась область применения и эффективность модульного обучения.

В начале семидесятых годов Международная Организация Труда начала свою самостоятельную работу по исследованию и разработке концепции профессионального обучения, ориентированной на быстро меняющееся производство, и создание новых типов учебно-программной и методической документации, пригодной для самообучения. Главное отличие модульной системы обучения, разработанной МОТ, от традиционного профессионального обучения заключается в системном подходе к анализу изучения конкретной производственной деятельности, что исключает подготовку по отдельным дисциплинам и предметам тематического плана. В основе модульных учебных программ лежат производственные задания, содержащиеся в работах, специальностях и профессиях. Термин «задание» имеет переменчивое определение и разные интерпретации, поэтому МОТ приняла решение ввести новый термин "Модульный блок", который вносит четкость и ясность в общее определение «производственное задание».

После Всемирной конференции ЮНЕСКО 1972г. в Токио, обсуждавшей проблемы просвещения взрослых, технология модульного обучения была рекомендована как наиболее при­годная для непрерывного обучения.

В настоящее время наиболее быстро развивается теория модульного обучения на основе компетентностного подхода. Переход к обучению на основе компетенций в развитых странах начался в середине 1970-х годов и является ответом на критику, утверждающую, что образование и программы обучения не соответствуют практическим требованиям работодателей.

Средство, разработанное для осуществления этого изменения, - это концепция стандарта профессионального образования и обучения (ПОО). Стандарт разрабатывает уровни компетенции, необходимые для успешной работы по данной профессии. В свою очередь, описание этого стандарта используется для разработки модульной учебной программы, наиболее приближенного этим реальным потребностям. Важную концепцию компетенции можно просто описать, как способность использовать и применять знания и умения для соответствия стандартам, принятым в работе.

Понятие о стандартах ПОО, основанных на компетенциях, имело целью полностью изменить модель традиционного образования, основанную на «затратах» (образовательная программа) и традиционную учебную практику, соперничающую с академическим образованием. Традиционная образовательная программа определяла то, чему должен учить преподаватель. Некоторое изменение в подходе к компетенциям заключалось в том, чтобы перейти к определению того, что обучающемуся требуется изучить, чтобы соответствовать стандартам, предъявляемым при трудоустройстве.

Как показал анализ, сегодня существуют несколько различных методов развития модульных образовательных программ, основанных на компетенциях. Общими между ними является то, что они основываются на принципе, что обучающиеся, в конце программы обучения, будут уметь выполнять указанный вид деятельности. Разница же между ними заключается в степени, в которой они связаны с фактическими требованиями трудоустройства.

Во всех модульных учебных программах обнаруживается три спецификации:

· Спецификация занятости – что должен уметь делать обучающийся на работе?;

· Спецификация обучения (учебный план) – что нужно изучать обучающемуся для того, чтобы эффективно работать?;

· Спецификация оценки – как узнать, чему обучающийся научился, и может выполнять на рабочем месте? [4].

Интересным представляется разработанная компанией «IHRDC» модульная технология обучения компетенциям по страхованию процесса, которая была использована в Северной Африке и в Среднем востоке для развития соответствующего обслуживающего (технического) персонала в нефтегазовой отрасли. Целью обучения являлось набор и развитие местного персонала по предоставлению работы.

Посредством этого процесса подготавливались модели компетенций для названия каждой должности, затем разрабатывались необходимые модульные программы для достижения целей компетенций. Сущность подхода заключается в том, что сотрудники оцениваются по этим компетенциям, распознаются пробелы, для закрытия которых разрабатываются модульные программы.

Процесс организации и проведения модульного обучения включает пять ступеней компетенции «IHRDC» по страхованию процесса:

1 ступень: Обучающая подготовка и стратегия обучения.

Прежде всего необходимо установить цели программы, существующие источники организации, ожидаемые изменения местных кадров для заполнения различных рабочих мест, проводится предварительное тестирование, определяется потребность в людских ресурсах в количественном и профессиональном измерении.

2 ступень: Построение модели компетенции

Специалисты компании «IHRDC» используют все имеющиеся в наличие документы, организовывают интервью, готовят модель компетенции для каждого рабочего места, по которому требуется обучение. Этот ключевой шаг прокладывает основу для целостности компетенции по страхованию процесса. Модель компетенции обычно делится на 5 категорий (осведомленность, знания, навыки, процедуры использования, позиция навыков).

3 ступень: Проектирование и развитие обучающих программ

При наличие моделей компетенции, специалисты компании «IHRDC» разрабатывают необходимую модульную программу, начиная с идентификации: по профессиональному обучению, что требует исполнения специальных профессиональных заданий; специального обучения, направленного на ключевые области по управлению механизмами, электричеству и техническим оборудованием, требующего стандартной классной комнаты, электронного обучения (илернинг), а также продолжают по основному обучению, требующую подготовку стажера по специальному обучению (физике, химии, чертежу и др.). И конечно же в случае необходимости, обучения техническому английскому языку. Практика по охране здоровья, технике безопасности и охраны окружающей среды включены во все виды обучения.

4 ступень: Осуществление обучения

Обучение новичков в порядке, обратной разработки программы обучения. Начинается с обучения технического английского языка, если это необходимо, а затем основное, специальное и профессиональное обучение.

5 ступень: Оценка персонала

Через год после завершения обучения, когда новый сотрудник внедрился в работу и достиг уровня уверенности, проводится первая оценка компетенции. Данная оценка позволяет определить, где сотрудник является компетентным при выполнении работы или же он имеет пробелы, что требует дальнейшего обучения.

Подобную технологию использует компания «Петроскилз». Модульные учебные программы для обучения работников нефтегазовой отрасли основаны на детальных картах компетенций. Эти карты существенным образом проходят инвентаризацию каждой профессиональной деятельности в различных нефтяных дисциплинах, и помогают компаниям лучше управлять и улучшать возможности, способности своего персонала. Карты могут быть использованы в качестве проводника по изучению и развитию, от «Отчета в собственных действиях» вплоть до уровней «овладения мастерством». Карты непрерывно просматриваются и обновляются представителями компании и являются ценным инструментом по сокращению времени овладения компетенциями и гарантирующими техническую целостность организации.

Для оценки компетенций «Петроскилз» использует инструмент САТ, который базируется на Интернет-технологиях для определения пробелов компетенций индивидуально и в группах. Данный инструмент дает возможность работникам и их супервайзерам создать план по профессиональному развитию.

Наиболее приемлемым для обучения рабочих практическим навыкам является подход, разработанный Европейским Фондом Образования, который широко использовался в программах образовательных реформ профессионального образования и обучения (ПОО). Эта модель, определяющая три различные спецификации, приведенные выше, является отправной точкой для разработки модульной учебной программы. Она основана на методе «Функционального анализа», первоначально разработанного в Великобритании и модифицированного для международного использования. Модель описана в публикации Боба Мансфилда и Германа Шмидта «Связь профессионального образования и стандартов обучения с требованиями трудоустройства, международное руководство».

Путем сочетания модульной структуры, разработанной шведской организацией Lernia SA и Функционального Анализа, авторами получена целостная модель модульного обучения, которая четко привязывает анализ профессиональных требований к образовательной программе. В новом комбинированном методе Функциональный анализ применяется для структуризации потребностей рынка в логические группы результатов, напрямую относящиеся к требованиям трудоустройства. Возникающая в результате «Функциональная карта» затем переводится в модульный формат Lernia SA, что дает возможность составить образовательную программу.

Анализ модульных обучающих программ позволил нам выявить такие рациональные идеи как: 1) использование бригадного метода в корпоративном обучении; 2) учет всех видов краткосрочного обучения (подготовка, переподготовка и повышение квалификации) при разработке модульных учебных программ; 3) цикличное обучение; 4) сочетание в одной программе деятельностных и информационных модулей.

Источник: http://www.ecrp.kz/rus/public/?cid=0&rid=160

Категория: Инновационные технологии | Добавил: (02.01.2009) | Автор: Далабаев Ж.К.
Просмотров: 4431 | Рейтинг: 4.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2017