Лингвист ДВ
your slogan
Четверг, 17.08.2017, 02:50


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Категории каталога
Инновационные технологии [18]
Статьи об инновациях

Наш опрос
Что Вы считаете самым важным в школьном обучении?
Всего ответов: 429

Главная » Статьи » Инновации в образвании » Инновационные технологии [ Добавить статью ]

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования
Перед нами поставлена задача – описать результаты образования, в частном случае, результаты подготовки специалиста с высшим образованием, используя компетентностный подход (СВЕ-подход). 
Уточним условие задачи, определившись с понятием результата образования. Нам представляется, что наиболее емко и точно его определение дано И.А. Зимней «Это сам человек, прошедший обучение в
определенной образовательной системе. Это его опыт как совокупность сформированных интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний и умений позволяет ему адекватно действовать на основе
этих знаний в любой ситуации» [1]. Назовем это определение базовым. 
Таким образом, нам предстоит описать массив свойств образованной личности, выраженный через такие традиционные в педагогике дефиниции, как знания, умения, опыт, личностные качества, через
единственную дефиницию – компетентность (К). 
Решение поставленной задачи теоретически возможно в единственном случае, когда понятие «компетентность» будет включать в себя, пусть и в разной степени, все те понятия, что содержатся в базовом
определении. 
Это означает, что компетентность – понятие не рядоположенное с
названными в базовом определении, а более высокого уровня интегрированности. Тем не менее, К также характеризует личность. Значит: компетентность – интегральное свойство, характеристика
личности (1). 
Интегральный характер понятия «компетентность» определяется
тем, что оно относится к человеческой деятельности, базирующейся
на различных сторонах человеческой личности. При этом термин К, 
безусловно, имеет положительный оттенок, ибо характеризует успешную деятельность. Компетентный специалист – это, по мнению окружающих, как минимум, специалист хороший. Значит: 
– компетентность – это характеристика успешной деятельности (2).
Однако, компетентным вообще, как, например, высоким или толстым, человек не бывает. Этот термин используется применительно к ситуации, в которой он проявляет способность к успешной деятельно-
сти. Привязка к ситуации – весьма важная характеристика термина К. 
Значит: 
– Компетентность – это характеристика успешной деятельности в определенной области, ситуации (3).
В отличие от таких свойств личности как «умный», «красивый», компетентность – свойство благоприобретенное. Нельзя стать компетентным специалистом уровня «бакалавр», «магистр» и т.п. без соот-
ветствующего образования и опыта, полученных как в сфере институционального, так и неформального образования (самообразования) и
социально-профессиональной деятельности. Однако, обратное утверждение не являться истинным. Человек с высшим образованием может, даже в ситуациях круга его полномочий, проявлять функциональную безграмотность (ФБ) (кстати, ФБ антоним К). Наряду со знаниями, необходимы еще и мотивация к деятельности, и способность
реализовать свой креативный и операционно-технологический потенциал, трансформировать его в успешную деятельность, то есть: – Компетентность характеризует способность человека (специалиста) реализовать свой человеческий потенциал для профессиональной деятельности (4).
Причем, по мнению ряда психологов, эффективность действий специалиста не просто складывается из его определенных навыков и
умений, а они умножаются за счет соответствующей ценностно-смысловой ориентации. 
Суммируя утверждения 1–4, получаем следующее определение: 
компетентность – это интегральное свойство личности, характеризующее его стремление и способность (готовность) реализовать свой
потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной деятельности в определенной области (6). 
Проведем попарное сравнение данного определения с наиболее близким к нему по сущности, дабы убедиться в том, что мы не занимались тавтологией. 
Итак, сравним «компетентность» и «результат образования (образованность)». 
Согласно базовому определению – результат образования потенциален: он является основой для деятельности, компетентность же ха-
рактеризует способность человека использовать эту базу для успешной
деятельности. Таким образом (с некоторыми оговорками), можно ска-
зать, что компетентность – есть реализованная образованность. Т.е. эти
дефиниции связаны между собой как философские категории возмож-
ности (образованность) и действительности (компетентность). Видимо, 
не зря о своем образовании человек может говорить однозначно (его
образованный статус фиксирован специальным документом), а вот о
его компетентности лучше, чтобы говорили (судили) другие. Сравним
затем термины «компетентность»–«умение», «владение». 
Умение, как и К, связано с успешной деятельностью. Умеет, зна-
чит может осуществить то или иное действие. Умение скорее относит-
ся к операционно-технологическому арсеналу специалиста, в то время
как компетентность включает и когнитивную, и этическую, и социаль-
ную составляющие. Компетентный человек (специалист с высшим об-
разованием) знает не только как сделать (умение), но и то, почему надо
делать именно так, способен осуществить выбор из арсенала своих
умений, которые наилучшим образом отвечают условиям данной си-
туации. Т.е. умение является составной частью компетентности, его
материализованной сущностью. К – это сумма умений, умноженная на
морально-волевые качества человека, его мотивацию и стремление. 
Заметим, что согласно эволюционной теории развития человека, 
«человек умелый» предшествовал «человеку разумному». Умение не
облагороженное духом – слепо и может быть даже разрушительным, а
не успешным




Источник: http://209.85.129.132/search?q=cache:U8EthyODM1kJ:rc.edu.ru/rc/bologna/works/pdf/tatur_ll.pdf+%D0%A1%D0%92%D0%95-%D0%BF%
Категория: Инновационные технологии | Добавил: lingvist (07.01.2009) | Автор: Ю.Г.ТАТУР
Просмотров: 1129 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 2.5/2 |
Всего комментариев: 2
2  
http://lingvist.ucoz.ru/Kompetentnost.doc
очень интересный материал из копилки сайта
http://www.sibcol.ru/modules.php?name=Method&pa=showpage&pid=58

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВа


1  
СТРУКТУРА КОМПЕТЕНТНОСТИ
Учитывая сложный, интегративный характер понятия «компетентность специалиста», отраженный в его определении, можно рассмотреть структуру К.
Предлагается опираться в этой работе на труды Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной и системные аналитические обобщения, сделанные в этой сфере И.А. Зимней. Вслед за И.А. Зимней будем считать, что любая актуальная компетенция включает пять характеристик (мы назвали их компонентами). Представим их в первом столбце таблицы (см. табл.). Во втором столбце специальным образом разместим фрагменты текста, данного нами определения компетентности специалиста с высшим образованием. При таком размещении текста видно, что в самом определении, по существу, содержатся все характеристики, которые И.А. Зимняя рекомендует рассматривать в
качестве общих ориентированных критериев оценки содержания компетентности (1). Другими словами, сформированная в соответствии с определением «актуальная компетенция», будет содержательна во всех аспектах (включает все характеристики).
Соотнесенность текста определения компетентности и характеристик компетенций по И.А. Зимней

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2017