Лингвист ДВ
your slogan
Среда, 20.09.2017, 17:33


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Категории каталога
Поэтика Цветаевой [1]
Концепт ДОМ/РОДИНА и его словесное воплощение в индивидуальном стиле М. Цветаевой и поэзии русского зарубежья первой волны
Сергей Довлатов [3]
О судьбе и творчестве Довлатова
Идеология литературы зарубежья [4]

Наш опрос
Что Вы считаете самым важным в школьном обучении?
Всего ответов: 429

Главная » Статьи » Литература русского зарубежья » Поэтика Цветаевой [ Добавить статью ]

Концепт ДОМ/РОДИНА и его словесное воплощение в поэтике М,Цветаевой
Лингвистический анализ текста опирается на понимание языковой системы современного русского языка, ее исторической изменчивости и стилевой дифференциации. В частности, для понимания идейно-эстетической сущности художественного текста необходимо в первую очередь знание лексической системы языка, образуемой прямыми и переносными значениями, синонимическими и антонимическими отношениями, основными смысловыми планами и семантическими приращениями, возникающими на основе контекстуальной сочетаемости слов.
Развитие современной лингвистической науки позволило определить основные направления в изучении языка художественной литературы, что имеет основополагающее значение в обучении русскому языку. Это обусловлено тем, что «язык художественной литературы наиболее полно и ярко воплощает в себе лучшие качества литературного языка» (Шанский, 1972,22).
Поэтический язык тесно связан, с одной стороны, с литературным языком, который является его нормативной основой, а с другой - с общенациональным языком, откуда он черпает разнообразные характерологические языковые средства, например, аббревиатуры при отражении языка революционной эпохи в качестве основы тропа: В сапогах -
двустопная жилплощадь, Чтоб не вмешивался жилотдел — В сапогах, в которых, наморщась, Гору нес — и брал — и клял — и пел. (М.Цветаева). Поэтическое слово вырастает из реального слова и в нем, становясь мотивированным в тексте и выполняя определенную художественную функцию. Поэтому любой знак языка может быть в принципе эстетическим.
Основная функция художественного произведения как явления словесного искусства — эстетическая. Для реализации эстетической функции необходима строго организованная языковая структура, несущая «образный заряд», способная вызвать в читателе определенную реакцию на изображаемое. Она включает в себя как собственно образные средства (тропы, фигуры, конфигурации), так и средства безобразные, которые в художественном тексте, подчиняясь общей эстетической установке, становятся образными.
В отличие от обычного языка, первичной моделирующей системы (исходной «картины мира») поэтический язык является по своей природе вторичной моделирующей системой, как бы надстраиваемой над первой и творчески воспринимаемой благодаря проекции на нее.
Эстетический знак представляет собой двухъярусную структуру, в которой узуальный (общепринятый) смысл объекта первичной моделирующей системы преобразуется в художественно, эстетически моделируемый объект вторичной моделирующей системы, наделяемый поэтической внутренней формой слова, образным представлением. «Стыком» первичной и вторичной моделирующих систем является художественный предмет - образ как «итог» обычного языка и «исходный пункт» поэтического языка. Смысл объекта исходной системы трансформируется в образный предмет поэтической реальности. Так, в обычном употреблении слово вокзал, соотносясь с соответствующим предметом, имеет значение 'здание или комплекс зданий для обслуживания пассажиров и размещения служб на станциях'. В стихотворении М.Цветаевой «Наша зала» этот смысл становится основой художественного предмета - образа героини, которая скитается по родному дому, ощущая себя в нем лишь гостьей: «По дому скитаешься, словно Только утром приехав с вокзала», - яркая внутренняя форма которого поддерживается прямой номинацией одной из ипостасей героини: «В этом дремлющем доме ты словно чужая, Словно грустная гостья...». Таким образом, знак вокзал становится в тексте выражением символического значения (одиночество, усталость и потерянность).
Значение знака поэтического языка содержит в себе внутреннее противоречие. Поэтическая реальность как вторичная моделирующая система представляет собой систему художественных квазипредметов (от лат. quasi — якобы, как будто). В стихотворении «Домики старой Москвы» «Домики с знаком породы, С видом ее сторожей, Вас заменили уроды, -Грузные, в шесть этажей» выделенный словесный образ имеет противоречивую семантику: грузные уроды ~ советские (сталинские) новостройки. Узнавание квазипредметов с их «колеблющимся», противоречивым значением вызывает в читателе чувства узнавания, эстетического удовлетворения.
Гибкость поэтической семантики слов вызывает подвижность самого словесного образа. Москва в одноименном цикле М.Цветаевой воспринимается и в предметном значении (Не в первый раз в твоих соборах -стойла), и как одушевленное существо (красавица; разумница; Что же, делаешь, голубка? - Плачу.), и, наконец, как символ стойкости, несгибаемости (Все вынесут кремлевские бока; Ты не согнула плеч), вырастающий в образ сильной женщины (чему способствует также грамматическая форма женского рода лексемы 'Москва'), оказавшей достойное сопротивление 'рыжеволосому Самозванцу', 'Буонапарту', 'Петру-Царю', Тришке-Вору'.
По сравнению с обычными языковыми единицами, имеющими нормативный характер, слова (словесные образы) как эстетические знаки поэтического языка представляют собой продукт художественного творчества, отличный от узуального употребления. Литературное произведение несет на себе отпечаток мировоззрения, поэтического видения действительности, языка, стиля его творца. В подлинно художественном произведении слово как материал искусства и элемент композиции своеобразно и эстетически мотивировано как стилистически конструктивный элемент целого.
Имеются различные толкования природы и сущности поэтической речи.
А.А.Потебня всякое слово считал поэтическим, всякий язык — искусством, что вело к отождествлению общего и поэтического языка (Потебня, 1905, 1973, 1976).
Поэтическая речь - речь, представленная в поэтических произведениях. К поэтическим в широком смысле относятся не только стихотворные, но и прозаические художественные произведения, поэтому термин «поэтическая речь» иногда употребляется и как синоним «художественной речи» (Русский язык, 1979,221).
Во многих исследованиях термины 'поэтическая речь' и 'поэтический язык' используются как синонимичные. Новое издание энциклопедии «Русский язык» дает статью под заголовком 'поэтический язык', а не 'поэтическая речь', как это было в первом издании. Под поэтическим языком понимается «язык поэтических (стихотворных) и прозаических литературных произведений, система средств художественного мышления и эстетического освоения действительности» (Русский язык, 1997, 356).
Итак, в отличие от обычного (практического) языка, у которого основной является коммуникативная функция, в поэтическом языке доминирует эстетическая (поэтическая) функция, реализация которой сосредоточивает большее внимание на самих языковых представлениях (фонических, ритмических, структурных, образно-семантических и др.), так что они становятся самоценными средствами выражения. Общая образность и художественная неповторимость литературного произведения воспринимаются через призму поэтического языка.

Источник: http://planetadisser.com/see/dis_82235.html
Категория: Поэтика Цветаевой | Добавил: lingvist (06.05.2008)
Просмотров: 1332 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2017