Лингвист ДВ
your slogan
Понедельник, 26.06.2017, 08:14


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Категории каталога
Разработки уроков [6]

Наш опрос
С чего должен начинаться процесс информатизации школы?

Всего ответов: 271

Главная » Статьи » Уроки » Разработки уроков [ Добавить статью ]

Знаки препинания в предложениях с деепричастными оборотами. 7 класс.
Урок русского языка в 7 классе

Знаки препинания в предложениях с деепричастными оборотами

Цель:
Обобщить и систематизировать знания учащихся о деепричастии и деепричастном обороте, закрепить умение обособлять их в предложении.

Задачи;
1. Образовательная: обобщение и систематизация сведений о деепричастии и причастии; о деепричастном и причастном оборотах; выработка практического умения находить деепричастный и причастный обороты и ставить знаки препинания при них;
проверка умения различать деепричастные и причастные обороты.
2. Развивающая: способствовать развитию быстроты реакции, внимания, памяти, мышления, речи, формирование коммуникативных умений.
3. Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к окружающим, друг другу; бережное отношение к природе на примере текстов из произведений художественной литературы.
Оборудование:
1. учебник
2. презентация (АРМ)
3. дидактический материал
4. тесты для работы
5. тесты для контроля
Ход урока
1. Оргмомент.
Проверка готовности к уроку, объявление темы, цели, задачи, настрой. (Слайд 1)
2. Повторение.
1) Беседа по тексту. (Слайд №2)
-Какой текст нравится больше? Почему?
2) Словарная работа.
Морфология, синтаксис, пунктуация, причастие, деепричастие, причастный оборот, деепричастный оборот.
Опрос:
-Что изучает морфология?
-Что изучает синтаксис?
-Что изучает пунктуация?
-Определение причастия
-Что такое причастный оборот? Когда он обособляется?(Слайд №3)
-Что такое деепричастие?(Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом)
- Что такое деепричастный оборот? (Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами)
- Может ли деепричастие употребляться в предложении, если в нём нет глагола-сказуемого? Почему? (Нет, так как деепричастие обозначает добавочное действие , а сказуемое – основное)
- Кто(что) совершает основное и добавочное действие? (И основное, и добавочное действие совершает одно и то же лицо) (Слайд №4)
Деепричастие «причастно» к глаголу, к основному действию; без глагола сказуемого оно употребляться не может. Кроме того деепричастия как бы «дорисовывают движение», выраженное глаголом, украшают глагол, дополняют его другими действиями. (Слайд №5)
3. Тренировочное упражнение.
1. Указать предложения с деепричастным оборотом. ( Рабочий лист. Предложения раздаются каждому учащемуся на парту)
1 вариант
1) Флотилия, не замеченная неприятелем, приступила к высадке.
2) Не замечая меня, лебеди плавали у берега.
3) Отошедший от станции поезд затормозил.
4) Наевшись, воронёнок успокоился.
2 вариант
1) Усеянное звёздами небо манило к себе.
2) Потрескивая, горел костёр.
3) Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы.
4) Чёрный дым, поднимавшийся из-за холма, застилал горизонт.
(Правильные ответы: вариант 1 – 2; вариант 2 – 3)
Взаимопроверка и определение правильных вариантов. (Работа в парах)
2. Повторение материала об обособлении деепричастий и деепричастных оборотов.
Объяснить постановку знаков препинания в написанных предложениях.
- В каких предложениях нет деепричастных оборотов, но есть одиночные деепричастия? (Вариант 1 – 4; вариант 2 – 2)
- Что вы знаете о постановке знаков препинания в предложениях с одиночным деепричастием? (На письме деепричастия с обеих сторон выделяются запятыми, если находятся внутри предложения, и с одной стороны, если находятся в начале или в конце предложения (так же, как и деепричастный оборот))
4. Работа с текстом. (Слайд №6, 7)
Ребята, перед вами текст. Прочитайте его, пожалуйста, знаки препинания не расставлены, от глаголов образуйте деепричастия.
А из города уже выступало неприятельское войско (греметь) в литавры и трубы и (подбочиниться) выезжали паны окруженные несметными слугами. Толстый полковник отдавал приказы. И стали наступать они тесно на ... таборы (грозить) (нацеливаться) пищалями (сверкать) очами и (блестеть) медными доспехами. <...>Далеко понеслось громкое хлопанье по всем окрестным полям и нивам (слиться) в беспрерывный гул; дымом затянуло все поле а запорожцы палили (не)переводить) духу. <...> Уже не видно было за великим дымом обнявшим то и другое воинство.
Вопросы для обсуждения
После образования деепричастий выдаются листы с текстом. После обсуждения ребята расставляют знаки препинания и проверяют. (Приложение «Тексты для работы»)
• Из какого произведения этот отрывок? Кто автор этого произведения?
• Каков стиль этого отрывка?
• Назовите глаголы, обозначающие основные действия. (Войско выступало, паны выезжали, отдавал приказы, стали наступать, понеслось, затянуло дымом.)
• С помощью каких языковых средств автор уточняет действия, выраженные глаголами? (В тексте много деепричастий, основная функция деепричастий в речи – дописывать, дорисовывать основное действие.)
Задание. Выпишите из текста деепричастия совершенного (1 вариант) и несовершенного вида.(2 вариант)
Совершенный вид
подбоченившись – подбочениться
слившись – слиться
Несовершенный вид
гремя – гремят
грозя – грозят
нацеливаясь – нацеливается
сверкая – сверкает
блеща – блестит (щ//ст) не переводя – не переводит
Вопросы к заданию (пользуемся тетрадью по теории)
• От основ каких глаголов и с помощью каких суффиксов образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида?
• Выделите суффиксы, запишите исходные глаголы, выделите у них основу.
• От чего зависит правописание гласной перед суффиксами у деепричастий совершенного вида?
• Почему правописание гласной перед -вши- в деепричастии слившись не вызывает затруднений?
Вопросы к тексту
• Посмотрите, чем осложнено первое предложение текста.
• Что такое деепричастный оборот?
• Выпишите это предложение в тетрадь, найдите одиночное деепричастие, деепричастный оборот, обозначьте границы деепричастного оборота и подчеркните его как член предложения.
• Давайте расставим остальные знаки препинания, которые необходимы в данном тексте. Объясните их постановку.
• В предпоследнем предложении есть деепричастный оборот.
• Почему между деепричастными оборотами сверкая очами и блеща медными доспехами запятая не ставится?
5. «Грамматические орешки» (Слайд№8, 9, 11)
Исправьте грамматические ошибки, связанные с употреблением деепричастного оборота. Кто же разгрызет орешки? Да тот, кто ответит верно, объяснив принцип, по которому исправляем данные грамматические ошибки.
Работаем с использованием синонимичных синтаксических конструкций. (Слайд №
• 1) Приветливо виляя хвостиком, мы встретили Рыжика у калитки.- У калитки мы встретили Рыжика, который приветливо вилял хвостиком.
• 2) Сделав уроки, у меня заболели глаза.- Когда я сделала уроки, у меня заболели глаза.
1. Прочитав пьесу, передо мной встали образы персонажей.
2. Посмотрев такую постановку, сразу напрашивается вывод о жизни за стенами ночлежки.
3. Приехав из города, перед Давыдовым возникает ряд трудностей.
4. Услышав о разведке, Пете стало весело.
5. Дойдя до реки, усталость овладела нами.
6. Плывя в лодке, множество птиц виднелось по берегам реки.
1) и 2) предложения разбираем вместе. Остальные предложения делают самостоятельно по вариантам: 1 вариант – 1, 3, 5 предложения, 2 вариант – 2, 4, 6 предложения.
Проверь себя!
1. Когда я прочитал пьесу, то представил образы персонажей.
2. После просмотра постановки делаешь вывод о жизни за стенами ночлежки.
3. Когда Давыдов приехал из города, перед ним возник ряд трудностей.
4. Когда Петя услышал о разведке, ему стало весело.
5. Когда мы дошли до реки, усталость овладела нами.
6. Плывя в лодке, мы видели по берегам рек множество птиц.
Какие знания нам помогли точно исправить ошибки? При выполнении задания необходимо учитывать, что основное действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету).
6. Контроль знаний. Тест. (Каждому на парту). Приложение.
7. Подведение итогов. Выставление оценок за работу на уроке.
8. Домашнее задание. Выписать из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» 3 предложения с причастными и 3 предложения с деепричастными оборотами.

Категория: Разработки уроков | Добавил: Лариса (23.02.2011) | Автор: Мигузова Лариса Геннадиевна
Просмотров: 50134 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 2.7/54 |
Всего комментариев: 1
1  
This info is the cat's paasmja!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2017