пятница, 4 апреля 2008 г.

Мнение о курсах

К сожалению, курсы не оправдали моих ожиданий. Я надеялась получить ответы на многие вопросы и усовершенствовать уже имеющиеся навыки работы с компьютером. Я уверена, что научиться работать на компьютере дистанционно нельзя (что нам предлагают в дальнейшем). Необходимо заранее знакомить с программой курсов , а не на последнем занятии. Я пошла на курсы, потому что слышала очень хорошие отзывы обучившихся по программе "Педагогическое проектирование и ИКТ" (72 часа). Хотелось бы узнать, когда можно записаться на такие курсы. Дело в том, что мне обещали именно такие курсы.

пятница, 28 марта 2008 г.

Начало работы

Автор: Кропотухина Людмила
Николаевна
,
учитель МОУ "Гимназия № 3"

Урок русского языка.7-й класс, учебник М.М.Разумовской.

Тема: повторение частей речи.
Цели:
1) установить критерии частеречной принадлежности слова;
2)определить принцип классификации частей речи в русском языке;
3)выявить связь морфологии с другими разделами лингвистики;
4)развивать умения устного и письменного доказательства, обобщения;
5)формировать эстетическое восприятие языка как мира логики.
Ход урока.
1.Орфографическая разминка ,подводящая к теме урока(задания выполняются по рядам).

2.Проверка выполненного задания с комментариями. (Коммуникативная компетенция,аспект-обработка информации,уровень 1)
3.Беседа. (Компетентность разрешения проблем, аспект-целеполагание и планирование деятельности, уровень 2)
-Благодаря каким знаниям и умениям вы смогли выполнить данное задание? (Знание орфографических правил и умение определять части речи.)
-Если орфографические правила мы изучали на предыдущих уроках, то о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?(О частях речи.)
-А какова цель урока? (Повторить известные части речи и критерии их определения.)
-А зачем это нужно?(Чтобы правильно писать.)
4.Чтение отрывка из комедии Д.И.Фонвизина «Ревизор».
Правдин(взяв книгу).Это грамматика. Что же вы в ней знаете?
Митрофан. Много. Существительна и прилагательна.
Правдин .Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь, котора дверь?
Правдин. Котора дверь? Вот эта.
Митрофан.Эта? Прилагательна.
Правдин .Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту .Вот у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не повешена :так та покамест существительна.
Стародум.Так у тебя поэтому слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан. И ведомо.
5.Беседа, включающая работу над лексическим значением слова. (Информационная информация, аспект-планирование информационного поиска, уровень 1)
-Много ли знает герой Фонвизина Митрофан о частях речи?(Ничего.)
-Как называют людей, которые не знают общедоступные понятия, простые истины? (Невежда.)
-Есть очень похожее по звучанию слово. Кто знает его?(Невежа.)
-Что оно означает? (Можно прочитать значение слова из словаря: грубый, невоспитанный человек.)
-А мы с вами, ребята, много знаем о частях речи? О критериях их определения? Сейчас мы это проверим.
6.Мозговой штурм. (Коммуникативная компетентность, аспект-продуктивная групповая коммкникация,уровень 2)
-Итак, что же такое часть речи? (Ответы записываются на доске.)
Часть речи- это группа слов, имеющая одинаковое(ые)
-грамматическое значение
-вопросы
-совокупность окончаний
-морфологические признаки

-суффиксы (для причастий и деепричастий)
7.Беседа. (Коммуникативная компетентность,аспект-диалог,уровень 1)
Общее грамматическое значение.
-Какая часть речи обозначает предмет? (Существительное.)
-Докажите, что слово «предмет» здесь употребляется в широком значении, например, слова «трусость», «мудрость».
-А что обозначает слово «бег»? (Действие.) -А слово «синева»?(Признак предмета.)-А какими частями речи они являются?(Существительными.)Значит , в первом утверждении есть исключения .Будет этот критерий являться универсальным при определении части речи?(Нет.)
Вопросы.
-На какие вопросы отвечает существительное ?(Кто? Что? Находиться (в чём?) в доме.)
-А какой ещё вопрос можно задать ?(Где?)Но это же вопрос наречия.
Задание: запишите по два словосочетания такого же типа.
-Ещё пример: шарф в клетку. Какой?- это вопрос прилагательного. А слово «клетка» - существительное.
Задание: запишите примеры словосочетаний такого же типа (упражнение 166).
-На какие вопросы отвечает глагол?(Что делать? Что сделать?)
-Всегда? Запишем предложение: «Библиотекарь попросил ребят сдать учебники». Попросил о чём? (Сдать учебники.) Или : «Он пришёл к нам поговорить». Пришёл зачем? (Поговорить.)
Совокупность окончаний.
Задание: по окончаниям расшифруйте часть речи и запишите пример:
- -я,-ей,-ям,-я,-ями,-ях (поля-существительное)
- -у, -ишь, -ите (молчать-глагол)
- -ая, -ой, -ую (красивая - прилагательное, пятая-числительное, нарисованная - причастие, столовая-существительное)
-Можно ли по последним 3-м окончаниям безошибочно определить часть речи?(Нельзя.)
Но всё же морфология тесно связана с морфемикой.
-Что мы можем сказать о слове « столовая»? Почему у него окончание, совсем нехарактерное для существительных?(Это существительное образовалось путём перехода прилагательного в существительное.)
-Приведите примеры. (Военный, часовой, гостиная, передняя.)
Задание: составьте и запишите по 2 предложения с одним и тем же словом, чтобы в одном случае это слово было прилагательным, а в другом существительным. 1-й ряд: военный, 2-й ряд: гостиная,3-й ряд: часовой.
Задание: синтаксический разбор предложений, включающий определение слов как части речи(по вариантам, упражнение 167).
-В одном из предложений встретилось существительное «печь».Какой ещё частью речи может быть это слово?(Глаголом.)
-Что помогло нам правильно определить члены предложения? (Знание частей речи.)
-Значит, морфология тесно связана с каким разделом лингвистики? (Синтаксисом.)
Морфологические признаки.
-Есть ли части речи, которые имеют абсолютно одинаковые морфологические признаки?
Задание: выполнить морфологический разбор слов разных частей речи:1-й ряд-«блеском»,2-й ряд-«весёлым»,3-й ряд- «трещит».
Вывод.
-Достаточно ли применить один критерий, чтобы правильно определить часть речи? (Нельзя.)
-Слова каких частей речи нам уже встретились? (Существительное, прилагательное, местоимение(в вопросах) ,глагол, числительное ,причастие, предлог.)
-Какие вы ещё знаете части речи? (Наречие, деепричастие, союз, частица.)
-Как бы вы могли сгруппировать эти части речи? (Самостоятельные, служебные и те, которые не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным.)
8.Деловая игра(упражнение 162). (Коммуникативная информация, аспект-публичное выступление, уровень 1)
-Какие споры среди учёных-лингвистов вызывают причастия и деепричастия? (Что это такое: особые формы глагола или самостоятельные части речи?)
Задание: давайте представим, что мы и есть учёные-лингвисты, которые никак не могут прийти к единому мнению:
1-й ряд: приведите доказательства того, что причастие и деепричастие – это особые формы глагола (образованы от глагола, связаны с действием предмета).
2-й ряд : приведите доказательства того, что причастие и деепричастие – это самостоятельные части речи (они совмещают признаки разных частей речи, причастие по форме, вопросам, роли в предложении больше похоже на прилагательное, а деепричастие на наречие).
3-й ряд: вспомните суффиксы причастий и запишите их в схему (один пишет на доске).
-Как отличить причастие от обычного прилагательного, т.е. того, которое образовано от существительного? (По суффиксам, а также причастие можно заменить конструкцией с глаголом.)
-Как отличать причастие от отглагольного прилагательного и почему так важно уметь это делать? (По 4-м признакам).
9.Задание, развивающее умение отличать причастие от прилагательного, образованного от существительного, и прилагательного, образованного от глагола (на выбор 1-е или 2-е).(Информационная компетентность ,аспект-первичная обработка информации)
10.Контроль усвоения материала.
-Итак, что нужно сделать, чтобы правильно определить часть речи?(Применить несколько критериев.)
Задание с элементом игры «Найди третье лишнее». (Информационная компетенция, аспект-вторичная обработка информации)
11.Подведение итогов урока. (Коммуникативная информация, аспект-диалог)
-Какие задачи мы поставили в начале урока? (Повторить части речи и критерии их определения.)
-Выполнили эти задачи или нет? Назовите ещё раз все части речи. По каким критериям определяется принадлежность слова к той или иной части речи?
12.Домашнее задание: составить по два предложения со словами "течь","стекло",чтобы в одном случае они были глаголом, а в другом - существительным, и выполнить их синтаксический разбор.(Коммуникативная компетентность, аспект-вторичная обработка информации)