Адаптивная технология на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Цели:

  • познакомиться с правилом правописания приставок, оканчивающихся на з-(с-);
  • сформировать:
    • умение находить в тексте слова на данное правило и объяснять его правописание графически;
    • навык правописания слов с приставкой на з-(с-).

Оборудование: карточки с упражнениями, карточки с ответами (ключи), экран учета.

ХОД УРОКА

I. Объяснение нового материала

– Прочитайте записанные на доске слова:

беспричинный;
бездельник;
истрепать;
избирать;
воскликнуть;
воздать.

– Выделите приставки. Как вы думаете, почему мы в слове беспричинный пишем приставку бес- , а в слове бездельник приставку без-? От чего это зависит? (От буквы, которая стоит после приставки.)

Графически показываю, как нужно выделять данную орфограмму.

II. Постановка целей урока

– Какие цели вы перед собой поставите на данный урок?

III. Первичное закрепление (фронтальная работа)

– Итак, откройте учебники и прочитайте правило. Какие у вас вопросы?

– Устно объясните написание следующих слов: бескрайний, разгладить, изгиб, бесшумный, сковал, срезал.

– Я диктую слова, вы записываете и графически объясняете выбор буквы.

Один ученик работает у доски.

Бесполезный, бесцветный, распускается, разросся, раздался, развилка, разлука, рассказ, сбегать, скушал, сделал, испарился.

– Какие у вас вопросы по данному правилу?

IV. Отработка нового навыка (самостоятельная работа по карточкам)

Инструктаж.

– Сейчас вы будете закреплять полученные знания следующим образом. У вас на парте лежат карточки с разноуровневыми заданиями. Каждое задание имеет свою цель: 1-е упражнение нацелено на отработку умения находить слова на новое правило и обозначать орфограммы, 2-е и 3-е направлены на отработку навыков правописания слов с приставкой на з-(с-).
Сначала вы выполняете 1-е упражнение, затем берете у учителя карточку с ответом, проверяете, исправляя другой пастой допущенные ошибки, а уже потом ставите плюс за 1-е задание на экране напротив своей фамилии и так с каждым упражнением.

Экран

Ф.И. ученика

1-е задание

2-е задание

3-е задание

       

Во время самостоятельной работы детей, учитель может поработать индивидуально с каким-либо учеником.

V. Подведение итогов

Анализ результатов работы по экрану.

VI. Дифференцированное домашнее задание

– Те, кто не выполнил какое-либо из предложенных упражнений, дорабатывают дома. Все остальные выполняют предложенное упражнение учебника.

Содержание карточек

1 уровень. Выпишите из текста слова с приставкой на з-(с-). Объясните графически выбор букв.

В лес я приходил к рассвету, ложился на опушке леса и ждал, когда придет день. Сквозь сероватую мглу чуть видны под горою сероватые луга. Они разрезаны Волгой, перекинулись через нее и расплылись, растаяли в туманах. Но вот восходит солнце, на черных гривах лесов беззаботно вспыхивают огни.

2 уровень. От данных существительных с предлогом образуйте однокоренные прилагательные с приставкой и подберите к этим прилагательным подходящие по смыслу существительные.

Образец: без плана – бесплановая работа.

Без заботы – ...,
без крыльев – ...,
без дома – ...,
без края – ...,
без конца – ...,
без руки – …,
без хозяйства – ...,
без цели – ...,
без работы – ...,
без толка – …

3 уровень. Исправьте в словах ошибки. С любыми тремя словами составьте три предложения.

Бесзвучный, безпричинный, исбавиться, разходиться, разпилить, бесжалостный, расгром, разсол, безхитростно, бесвкусный.

Ключ к 1-му заданию:

Учитель графически объясняет выбор букв карандашом.

К рассвету, разрезаны, расплылись, растаяли, восходит, беззаботно, вспыхивают.

Ключ ко 2-му заданию:

Без заботы – беззаботный мальчик,
без крыльев – бескрылая птица,
без дома – бездомное животное,
без края – бескрайняя равнина,
без конца – бесконечные дела,
без руки – безрукий мужчина,
без хозяйства – бесхозяйственная щетка,
без цели – бесцельный человек,
без работы – безработная женщина,
без толка – бестолковый день.

Ключ к 3-му заданию:

Беззвучный, беспричинный, избавиться, расходиться, распилить, безжалостный, разгром, рассол, бесхитростно, безвкусный.

  • Я избавлюсь сегодня от ненужных вещей.
  • Мы распилили все доски.
  • У бабушки получается очень вкусный рассол для огурцов.