День святой Пасхи для христианина - праздник победы Спасителя над злом, Жизни над грехом и смертью. А сама смерть рассматривается после Воскресения Христова как состояние временное, "сон" в ожидании будущей жизни в Царствии Божием небесном, куда и осуществляется в это время "переход". Ночь Великой Субботы (ночь перед Пасхой) на Руси всегда становилась чудным, величественным зрелищем. Люди заполняли храмы, собирались вокруг них. Все ожидали крестного хода.
Церковный хор возвещал радость великую: "Воскресенье Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесах, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити." Начинается крестный ход вокруг церкви. "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав", - славит церковный хор Пасху - Светлое Христово Воскресенье.
Любопытен такой старорусский обычай - праздник Пасхи посвящался делам благотворительности. Кто мог, от простолюдина до царя, одаривали нищих, немощных, убогих. Русские государи посещали больницы, богадельни, узников тюрем. "Христос воскресе!" - приветствовали государи обитателей этих мест и наделяли одеждою, пищей, деньгами.
(Примечание: По народным поверьям, от Пасхи до Вознесения по земле странствует Христос и апостолы в нищенском одеянии. Они испытывают людское милосердие, награждают добрых людей и карают жадных и злых).
Всю Светлую седмицу - от Христова Воскресения до следующего воскресенья - Красной Горки - наши цари и царицы в старину посвящали богомолию и одариванию нищих и убогих щедрой милостыней.
В городах и селах священнослужители в этот день ходили по домам со священными иконами. При этом пелись праздничные стихи, делались молитвенные благословения.
В деревнях крестьяне вместе со священниками - с иконами и крестами -отправлялись на поля, засеянные озимыми хлебами, - благословить в Светлое Христово Воскресенье будущий урожай. Этот христианский обряд назывался славлением Христа.
На пасхальной всенощной при церковном пении верующие, просвещенные торжеством праздника, обнимают и целуют друг друга три раза, а затем приветствуют друг друга словами: "Христос воскрес!" и ответным "Воистину воскрес!", обмениваясь при этом пасхальными яйцами.
Яйцо - символ возникновения жизни в недрах ее и в то же время символ гроба, то есть круга жизни от рождения до смерти. Окрашенное красной краской, оно означает наше возрождение кровью Христа.
В пасхальный обряд входит также благословление и освящение яств, которые не употреблялись верующими в течение Великого поста: сыра, яиц, куличей.
Народное празднование пасхи как бы дополняет празднование церковное. Так, яйцо, употребляемое при христосовании, воспринимается также как символ всего цветущего и живущего в природе. Вот почему оно стало составной частью, видимо, языческого обряда в пору посевной или предпосевной: крестьяне ставили на стол кадку с зернами пшеницы, зарывали в нее пасхальное яйцо и берегли зерна до сева.
Если отправлялись сеять лен, то в мешок с семенами также клали праздничные яйца, а при посеве скорлупу разбрасывали по полю и приговаривали: "Роди, Боже, конопли билы, як яйцо".
Мало того, яйцом, освященным в церкви, гладили скотину, особенно лошадей, желая быть животным гладкими (то есть упитанными), как яйцо.
Пасхальными яйцами приходили благословлять жениха и невесту, их дарили родным и друзьям. Умывались водой, в которую опускали пасхальное яйцо, чтобы быть здоровыми и красивыми.
Простой народ на Руси всегда относился с благоговением к остаткам пасхальной (первой, которой разговлялись на Пасху) трапезы. Ее, и особенно кости, зарывали на пашнях с целью предохранения от града, ударов молнии, а другую часть этой трапезы сохраняли и летом, во время гроз, бросали в огонь, чтобы охранить дом от молнии и пожара. По народным поверьям, пожар потухнет, если бросить в него освященное в церкви яйцо.
В народе существует поверье, что в Светлое Христово Воскресение ранним утром играет солнце - будто разделяя радость великого праздника с людьми. Чтобы увидеть восход и игру солнца, люди рано утром забирались на самые высокие места: на колокольни, крыши, пригорки.
От языческих времен остался обычай на праздник Пасхи и в дни пасхальной недели обливаться колодезной или речной водой. Это - остаток верований в благодетельную и плодотворную не только для природы, но и для человека силу весенней воды.
Радостно, весело, по-настоящему празднично было на Руси на Пасху и во всю пасхальную неделю.
Колокола - это входило в пасхальные обычаи - всех городских и деревенских храмов почти непрерывно звонили.
Целый день колокольный звон знаменует в этом случае духовное торжество и сердечную радость верующих о победе над врагами нашего спасения. Своей собственной смертью Христос, сделал смерть переходом в Царство Божие, пасхальным праздником, Пасхой. Вот почему в конце Пасхальной утрени говорят: "Христос воскрес, и жизнь царствует! Христос воскрес, и мертвых больше нет!"
Как всякий большой праздник, к тому же длящийся неделю, Пасха заполнена различными играми, развлечениями, хождениями в гости.
На Пасху принято устанавливать во дворах домов качели для детей.
Гулянья молодежи на Пасху - веселые, озорные - были первыми в году гуляньями на открытом воздухе после зимы. Игры, хороводы, пляски, а в западных губерниях России еще и обход дворов, напоминающий святочные колядования (их иногда называли "зеленые святки") - так проводила молодежь Пасху и пасхальную неделю в старину на Руси.
Был на Пасху также обычай посещать кладбища. На могилах оставляли крашеные яйца, куличи, сладости. Этот обычай жив до сих пор.
За Пасхой седмица носит название Светлой. По народным верованиям, на пасхальной неделе на небесах открыты ворота в рай, и всякий умерший в это время попадает прямо туда.
Пасхальное воскресенье является первым днем Светлой (пасхальной) недели. На весь период от пасхи до Троицы изменяется порядок исчисления дней в неделе: недели начинаются с воскресенья, а не с понедельника, как обычно.
Веками на Руси отмечались Пасха и другие православные праздники: колокольный звон, зажженные свечи, красота церквей и служба в них, ритуалы праздничных богослужений - все это вошло в корни русского народа, в его историю и культуру.