Лингвист ДВ
И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Анна Ахматова «Мужество»
Суббота, 20.04.2024, 00:41


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Педагогика сетевых сообществ - Форум Регистрация Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Инновации в образовании » Влияние новых пед технологий на содержание обучения » Педагогика сетевых сообществ (Быховский Я.С., Коровко А.В., Патаракин Е.Д. Учим и учимся с)
Педагогика сетевых сообществ
lingvistДата: Воскресенье, 23.11.2008, 07:52 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Сайт Библиотека ХОР
Педагогика сетевых сообществ является быстро развивающимся направлением теории обучения. Это направление базируется на следующих ключевых положениях:

Учение определяется инструментами и объектами, которыми пользуется учащийся. Действия над объектами требуют общения. Это общение по поводу действий и объектов имеет первостепенное значение для учения. О том, насколько важны средства, которыми мы пользуемся в своей деятельности, писал, прежде всего, Джон Дьюи и это направление получило название инструментализма. Идеи инструментализма, разработанные американским философом и педагогом, достаточно часто представляются только его фразой "учение через действие", забывая, о том, что Дж. Дьюи всегда размышлял о действиях в контексте человеческой культуры. Важнейшей составляющей учебы для Дьюи виделась деятельность, которая бы была направлена на достижение реального, конкретного результата через использование соответствующих материалов, средств и технологий.

Учение определяется средой, в которой происходит освоение нового знания. Впервые модель педагогики местных сообществ, которая базировалась на местных информационных ресурсах, была сформулирована в работах Ивана Иллича. Его интересовали не столько цели образования, сколько содержание учебной среды. И. Иллич перечислил и подробно рассмотрел ресурсы и службы, необходимые для успешного функционирования учебного сетевого сообщества внутри города: учебные ресурсы, к которым относятся книги, средства деятельности, обучающие игры; примеры для подражания и система, которая поддерживает обмен навыками и умениями; партнеры, с которыми можно было бы соревноваться, сотрудничать, спорить и говорить на одном языке. С концепцией учебной паутины, как среды для совместного, сообщного обучения, тесно связана и концепция дружественных средств. Для человека жизненно необходимо не просто воспринимать и потреблять информацию, но действовать активно, получая результат как вознаграждение за свои действия.

Учение происходит в сообществе обмена знаниями, где новички постепенно становятся экспертами через практическое участие в решении проблем конкретной области знаний. Термин community of practice - «сообщество практики» впервые использовали Дж. Лав и Э. Венгер для того, чтобы обозначить группу людей, вовлеченных в совместную деятельность. Познание не может быть оторвано от тех условий, той ситуации, в которой оно происходит. Для того чтобы освоить средство, мало его получить в свое распоряжение и начать им пользоваться. Необходимо еще воспринять культуру использования этого средства. Обучение в значительной мере есть процесс социализации, в ходе которого люди учатся говорить, читать, писать, становятся школьниками, сотрудниками офиса, исследователями и т.д. Деятельность, концепции и культура находятся во взаимной зависимости. Они образуют углы треугольника. Ни один из углов этого треугольника не может быть понят без двух других углов.

Учение происходит через построение сети. Дж. Сименс обозначил это направление как коннективизм. Учение - процесс, который происходит в изменяющейся среде, где постоянно происходит реорганизация основополагающих узлов. В процессе трансформации узлы сети образуют соединения, по которым данным, информации и знаниям легче перемещаться. Наши мысли, чувства, отношения, новые данные и информация являются узлами, объединенными в сеть нашей личности. Сети могут объединяться между собой. Каждый узел в сети может быть сетью более низкого уровня. Учебное сообщество состоит из людей, каждый из которых является отдельной сетью. Каждый обладает определенной автономией и своим поведением, на которое сеть оказывает ограниченное воздействие. Хотя структура сети и очень проста, на формирование соединений оказывает влияние множество факторов.

Педагогика сетевых сообществ развивается в тесной связи с сетью Интернет и напрямую зависит от состояния и концепций развития Всемирной Паутины. Современную концепцию развития Интернет принято называть Веб 2.0 (Web 2.0). Принципиальным отличием Веб 2.0 от традиционной сети является возможность создавать содержимое Интернета любому пользователю. Сервисы Веб 2.0., или социальные сетевые сервисы - современные средства, сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия. Эти групповые действия включают:
персональные действия участников: записи мыслей, заметки и аннотирование чужих текстов, размещение мультимедийных файлов
коммуникации участников между собой (мессенджеры, почта, чат, форум)

Педагогическая практика может использовать уникальные характеристики социальных сервисов следующим образом:
Использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов. В результате распространения социальных сервисов в сетевом доступе оказывается огромное количество материалов, которые могут быть использованы в учебных целях. Сетевые сообщества обмена знаниями могут поделиться своими коллекциями цифровых объектов и программными агентами с образованием.
Самостоятельное создание сетевого учебного содержания. Новые сервисы социального обеспечения радикально упростили процесс создания материалов и публикации их в сети. Теперь каждый может не только получить доступ к цифровым коллекциям, но и принять участие в формировании собственного сетевого контента . Сегодня новый контент создается миллионами людей. Они, как муравьи в общий муравейник, приносят в сеть новые тексты, фотографии, рисунки, музыкальные файлы.
Освоение информационных концепций, знаний и навыков. Среда информационных приложений открывает принципиально новые возможности для деятельности, в которую чрезвычайно легко вовлекаются люди, не обладающие никакими специальными знаниями в области информатики. Новые формы деятельности связаны как с поиском в сети информации, так и с созданием и редактированием собственных цифровых объектов – текстов, фотографий, программ, музыкальных записей, видеофрагментов. Участие в новых формах деятельности позволяет осваивать важные информационные навыки - повторное использование текстов и кодов, использование метатегов и т.д.
Наблюдение за деятельностью участников сообщества практики. Сеть Интернет открывает новые возможности для участия школьников в профессиональных научных сообществах. Цифровая память, агенты и сеть удивительно расширяют не только наши мыслительные способности, но и поле для совместной деятельности и сотрудничества с другими людьми.

(Быховский Я.С., Коровко А.В., Патаракин Е.Д. Учим и учимся с Веб 2.0. Быстрый старт. Руководство к действию. Учебно-методическое пособие. М.: Интуит.ру, 2007).

 
Форум » Инновации в образовании » Влияние новых пед технологий на содержание обучения » Педагогика сетевых сообществ (Быховский Я.С., Коровко А.В., Патаракин Е.Д. Учим и учимся с)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024