http://rus.1september.ru/articlef.php?ID=200700208 Исторический комментарий
к современному русскому языку
Материалы к программе элективного курса
ЗАДАЧИ И НАЗНАЧЕНИЕ КУРСА
Программа «Исторический комментарий к современному русскому языку» (далее – «Исторический комментарий») предназначена для изучения в гуманитарных классах, гимназиях и колледжах с гуманитарной направленностью; ее можно использовать также в общеобразовательной школе с 7–9-го класса.
Изучение древнерусского языка, входящего в состав курса, восполняет знание школьников по истории формирования современного русского языка, позволяет показать учащимся, что современные нормы языка являются результатом длительного процесса его развития и совершенствования, а также готовит будущих филологов и историков к восприятию в вузе сложного материала. Программа соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта 2004 г. в области культуроведческой компетенции – осознанию языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка.
Кроме лингвистического материала, учитель может представить и культурно-исторический, на фоне которого происходит усвоение древнерусского языка (повторяются следующие темы: славянская письменность, берестяные грамоты, внешность славян, снаряжение древнерусского воина, устройство древнерусского жилища; события 1240 года, Александр Невский; языческие боги; Божественное Писание; храмы в Древней Руси; писание икон; торговля в Древней Руси; Господин Великий Новгород; связи древнерусского государства с другими государствами). Количество часов в неделю – 1 час; всего 34 часа в год, 68 часов – весь курс. Курс древнерусского языка полезен в том смысле, что тексты древнерусской литературы становятся доступны для понимания не в переводе, а в оригинале. Программа прошла апробацию в НОУ «Гуманитарный колледж» (г. Ярославль).
Образовательные результаты курса
В результате учащиеся должны:
Иметь представление о кириллице, числовых значениях кириллических букв; системе гласных и согласных древнерусского языка.
Знать основные отличия морфологии древнерусского языка от современной морфологии.
Уметь читать тексты на древнерусском языке и переводить их на современный язык; объяснять «темные» места современной орфографии с исторической точки зрения.
Принципы обучения
Основной принцип обучения – интерактивное погружение в материал.
Методы и приемы преподавания
Вначале рассматривается глава учебника (Т.Л. Миронова. Необычайное путешествие в Древнюю Русь. Грамматика древнерусского языка для детей. М.: Роман-газета, 1994; рекомендован Главным управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации для учащихся гуманитарных лицеев и гимназий, а также для использования в работе факультативов), представляющего собой в занимательной форме приключения школьников, попавших в Древнюю Русь. Культурно-исторический фон может подаваться либо как самостоятельное предварительное задание, данное отдельным ученикам, либо с помощью выхода на интернет-страницы с иллюстративным материалом (если есть такая возможность). В основной части урока учителем дается ли