Проектная деятельность на уроках литературы
|
|
lingvist | Дата: Воскресенье, 23.03.2008, 16:04 | Сообщение # 1 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1522
Репутация: 1
Статус: Offline
| Опыт изучения темы “Лирика Сергея Есенина” в 11-м классе с использованием метода проектов, предложенного программой Intel “Обучение для будущего”. “Визитная карточка” учебного проекта Тема проекта: “Художественный мир Сергея Есенина” Типология проекта: информационный Категория учащихся: учащиеся 11-х классов Продолжительность проекта: 7 академических часов; с включением самостоятельной домашней работы – 2 учебных недели Предметная область: литература Учебная тема: “Лирика Сергея Есенина” Ключевые понятия: художественный мир поэта, основные мотивы лирики поэта, особенности стиля, образ лирического героя, эволюция взглядов поэта, этапы творческого пути. Образовательные цели: • выявить особенности художественного мира Сергея Есенина • воссоздать характер лирического героя Сергея Есенина Развивающие цели: способствовать формированию информационной культуры Воспитательные цели: способствовать формированию коммуникативной культуры.
|
|
| |
lingvist | Дата: Воскресенье, 23.03.2008, 16:05 | Сообщение # 2 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1522
Репутация: 1
Статус: Offline
| Система уроков Урок 1. “Мозговой штурм”. Основываясь на знании учащихся особенностей художественного мира А. Блока и В. Маяковского и имеющемся впечатлении о стихотворениях С. Есенина, учащимся предлагается определить существенную отличительную черту лирики С. Есенина. В ходе свободного обсуждения обращается внимание на то, как много стихов поэта стало песнями, которые воспринимаются как народные, что в его поэзии слышится что-то русское. Формулируется основополагающий вопрос проекта (считаю, что в 11-м классе данный этап возможно провести совместно с учащимися, так как в этом возрасте происходит активное формирование мировоззрения и у большинства учащихся есть интерес к философским вопросам). Основополагающим является обширный, всеобъемлющий вопрос, на который нельзя ответить одним предложением без проведенной исследовательской работы. Итак, основополагающий вопрос нашего проекта: Почему Сергей Есенин “самый русский” из поэтов серебряного века? Привожу вариант основополагающего вопроса , который показывают степень самостоятельности работы учащихся и их вовлеченности в работу. На первом же уроке определяются и проблемные вопросы, т.е. относящиеся к конкретной теме учебной программы, на которые учащиеся ищут ответ в результате участия в проекте. Ответ на каждый из проблемных вопросов дает возможность приблизиться к решению основополагающего вопроса. Формулируются с помощью наводящих вопросов темы самостоятельных исследований в рамках каждого проблемного вопроса. К концу урока у каждого учащегося в тетради должна быть составлена таблица (учитель по ходу обсуждения чертит ее на доске). 11 класс Проблемные вопросы Какие факторы повлияли на формирование русского характера поэта Сергея Есенина? Истоки русского национального в характере Сергея Есенина. Темы исследовний Каковы черты русского национального в характере лирического героя Сергея Есенина? Фольклорные мотивы в лирике Сергея Есенина. Мотив “хулиганства” в лирике Сергея Есенина. Любовь и трагедия лирического героя Сергея Есенина. Отношение лирического героя Сергея Есенина к жизни и смерти. Любовь к родной природе. Каково отношение Сергея Есенина к России? Есенин и революция. Изменение отношения к России в послереволюционный период. Образ Родины в лирике Сергея Есенина.
|
|
| |
lingvist | Дата: Воскресенье, 23.03.2008, 16:06 | Сообщение # 3 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1522
Репутация: 1
Статус: Offline
| Урок 2. Управляемая дискуссия, метод наводящих вопросов. Формирование групп учащихся для проведения исследований. Возможна и индивидуальная работа. Определение формы представления результатов. Выбрана форма доклада. Учитель знакомит с требованиями, предъявляемыми к учебным докладам, указывает, какова их цель (наглядное представление результата самостоятельной деятельности), что может быть содержанием работы, разбирает на примерах возможные ошибки. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе. Учащиеся определяют для себя “цепочку” вопросов и ответов, которые надо доказать в исследовании, продумывают пути проведения своих исследований. Учитель предлагает составить предварительный сценарий защиты докладов, оказывает консультативную помощь. Обсуждение с учащимися возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав, достоверности источников информации. Домашнее задание: сбор материала по теме исследования. Урок 3, 4. “Мозговой штурм”. Каждая группа представляет собранный материал. В ходе обсуждения нужно выяснить, отвечает ли представленный материал на основополагающий вопрос проекта. Учащиеся класса дают советы, предлагают исключить какую-либо информацию, либо расширить исследование, рассмотреть дополнительные аспекты. Учитель направляет обсуждение с помощью наводящих вопросов. В финале обсуждения рабочих материалов учитель сообщает, что каждое исследование должно иметь свою цель, ее наличие поможет отобрать нужную информацию и выбрать последовательность изложения. На примере ученических проектов прошлых лет проводится тренировка по определению цели исследования и ее формулированию. Домашнее задание: доработать исследования, внести коррективы с учетом сделанных замечаний, сформулировать цель исследования. Урок 5. Диалог с критиком Предлагаются несколько высказываний из критических статей о лирике Есенина. «Одна из важнейших тем лирики Есенина – тема любви. Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понимание любви, за предельную одухотворенность этого чувства» Е.Винокуров «Три главных состояния определяют всю поэзию Сергея Есенина: это благоговените перед высоким, сострадание к равному себе, презрение к низкому» Е.Винокуров В группах проводится обсуждение. Используя частичный литературоведческий анализ стихотворений С.Есенина «Сторона ты моя,сторона!», «Не жалею, не зову, не плачу», «Всё живое особой метой…», учащиеся вступают в диалог. Аргументируют своё согласие с критическими отзывами и формулируют в виде дополнений и уточнений собственные выводы. Домашнее задание: подготовка к отчету о проделанной работе (доклад на 5-6 минут, который должен сопровождаться чтением и анализом стихотворений по выбору учащихся). Уроки 6, 7. Защита полученных результатов и выводов. Каждой группе на представление полученных результатов дается до 6 минут. Затем проводится обсуждение, которое организуется в виде игры “черное – белое” оппонирование. Каждому учащемуся дается номер выступающей группы. Номер на темной бумаге – “черное” оппонирование, на светлой – “белое”. “Черный” оппонент должен задать вопрос, который выявляет недостаток работы, “белый” задает вопрос, высвечивающий достоинства работы. Задача выступающих – воспользоваться вопросами для того, чтобы суметь рассказать то, что осталось за рамками выступления. Например, с помощью “белого” вопроса развернуть интересную часть своей работы, а с помощью “черного” восполнить недостаток. Ответы на вопросы могут сделать выступление более ярким, интересным, запоминающимся. Поэтому, ответ лучше начать с таких речевых формул, как: “Спасибо, что вы обратили внимание на…”, “Большое спасибо за интересный вопрос”. “Вы правы, однако мы полагаем…” и подобных. Таким образом, каждая группа отвечает на 2 вопроса. Работа учащихся организована. Они вовлечены в активную деятельность. С правилами игры учитель знакомит в начале урока перед защитой. Кроме этого, учащимся предлагается вести конспект урока используя таблицу, составленную на 2-ом уроке: в левой колонке записывается тема исследования, в правой – тезисы выступления. Таким образом, к концу урока у учащихся в тетради должны быть записаны тезисы темы “Художественный мир Сергея Есенина”. Учитель предупреждает, что конспекты будут им оценены. Уроки, проведенные с использованием метода проектов, вызвали большой интерес у учащихся, которые проявили активность, инициативу. Понравился и урок-защита работ, результат которого – оценка у каждого учащегося (некоторые получили по 2 оценки). Два выпускника продолжили свою исследовательскую деятельность в подготовке реферата для экзамена по литературе
|
|
| |
Liliya | Дата: Четверг, 17.04.2008, 06:09 | Сообщение # 4 |
Мастер дискуссий
Группа: Проверенные
Сообщений: 3
Репутация: 0
Замечания: 0%
Статус: Offline
| О защите ученических проектов На каком этапе работы целесообразнее использовать метод наводящих вопросов и почему?
Утром деньги, вечером стулья!
|
|
| |
|