Изучение языка – это и способ познания самого себя, своего народа, своей истории. Особенно ясно видна она в устойчивых речевых оборотах, переживших в неизменном виде века. Фразеологизмах, если по-научному. О них читала лекцию Ольга Северская, сотрудник Института русского языка имени В. Виноградова РАН, ведущая передачи «Говорим по-русски» на радиостанции «Эхо Москвы». Только начни разбираться в том, что значат загадочные баклуши, которые стыдно бить и почему необходимо съесть собаку, чтобы стать знатоком своего дела. Вся ушедшая жизнь народа, верования наших предков – перед тобой, как на ладони. И столько загадок еще в этой области, столько возможностей для научных изысканий. Язык как пространство исследования, а не набор готовых формулировок. Именно так преподает свой предмет учитель школы «Интеллектуал» Всеволод Луховицкий. Его мастер-класс «Как строить урок по учебнику под редакцией М. В. Панова» был посвящен не только передаче опыта работы с разрешенным, но пока еще не слишком популярным учебником, а именно этой радости вместе с детьми испытывать вроде бы прописные истины на прочность. Наблюдать за жизнью языка, искать противоречия в привычном. Находить ответы на свои сомнения.
Возбужденные учителя подходили к сотрудникам газеты «Русский язык», пытаясь уточнить, в каком номере были или еще только будут необходимые им для уроков материалы, листали подаренные брошюры, покупали методички, для себя, для коллег, не сумевших сегодня прийти на Марафон. Чтобы в понедельник в школе поговорить не только про ЕГЭ, но и про родной язык, в самом деле, такой «могучий и прекрасный».