Из интервью президентаРусской ассоциации чтения (РАЧ) и президента Московского отделения Международной ассоциации чтения (IRA), руководителя текущего Европейского проекта «Школа, где процветает грамотность» Натальи Сметанниковой.
Книжка «Стратегиальный подход к обучению чтению» была по рассылке отправлена в каждую школьную библиотеку. Есть более простенькая и маленькая — «Проект “Лидеры чтения”»: в ней представлена именно практика. Есть целый ряд разделов, опубликованных в газете «Библиотека в школе». Можно подключиться к проекту, который мы сейчас активно разрабатываем, — «Школа, где процветает грамотность». Он имеет общеевропейский статус.
Когда в других странах осознали проблему чтения, то в её решении пошли двумя путями. Первый: доучивание всего корпуса учителей через систему повышения квалификации, учительских конференций, мастер-классов. Так сделали две очень богатые страны — США и Норвегия. Но и они не потянули это материально. Второй путь — английский. Они подготовили целую команду специальных учителей чтения — можно назвать их методологами чтения. Эти люди имеют несколько функций в школе: учат стратегиям чтения, ведут мониторинг чтения на уровне школы, берут на себя помощь слабочитающим детям, работают с учителями. Этот методолог может иметь в своём ведении несколько школ.
Мы экстраполировали этот подход на нашу ситуацию. Что у нас получилось? Первое, что нам необходимо, — дополнительный урок чтения в 5–6-м классах. На школьников этого возраста обрушивается целая масса учебных текстов, поэтому именно пяти-шестиклассников нужно целенаправленно учить техникам работы с разными видами текстов, не только литературными, но и остальными. Если этот урок будет невозможен, не втиснется в Базисный учебный план, тогда ситуацию с чтением должны поддержать все предметники, выделить внутри своего урока пять-десять минут работы с текстом.
— Однако, несмотря на эти техники, наши результаты в исследованиях PISA весьма плачевны…
— Они так низки ровно потому, что мы этого всего не делаем! Это для нас всё оказывается новым. PISA — это же массовое исследование, а массово у нас эти техники не внедрены. Точечно — да. И, как правило, результаты по таким школам выше среднеевропейских. Мы проверяли: как только и учителя, и дети овладевают такими приёмами и техниками, которые позволяют им обрабатывать тексты, отвечать на вопросы, все наши дети дают отличный результат. Так что здесь нам всем надо чуть-чуть постараться, поскольку именно в технологическом исполнении мы отстали.
— Как можно начать “стараться” конкретному учителю, который заинтересовался вашим подходом?
— Например, посмотреть книги, которые мы выпустили. Моя большая книжка «Стратегиальный подход к обучению чтению» была по рассылке отправлена в каждую школьную библиотеку. Есть более простенькая и маленькая — «Проект “Лидеры чтения”»: в ней представлена именно практика. Есть целый ряд разделов, опубликованных в газете «Библиотека в школе».
Можно подключиться к проекту, который мы сейчас активно разрабатываем, — «Школа, где процветает грамотность». Он имеет общеевропейский статус.
Когда в других странах осознали проблему чтения, то в её решении пошли двумя путями. Первый: доучивание всего корпуса учителей через систему повышения квалификации, учительских конференций, мастер-классов. Так сделали две очень богатые страны — США и Норвегия. Но и они не потянули это материально. Второй путь — английский. Они подготовили целую команду специальных учителей чтения — можно назвать их методологами чтения. Эти люди имеют несколько функций в школе: учат стратегиям чтения, ведут мониторинг чтения на уровне школы, берут на себя помощь слабочитающим детям, работают с учителями. Этот методолог может иметь в своём ведении несколько школ.
Мы экстраполировали этот подход на нашу ситуацию. Что у нас получилось? Первое, что нам необходимо, — дополнительный урок чтения в 5–6-м классах. На школьников этого возраста обрушивается целая масса учебных текстов, поэтому именно пяти-шестиклассников нужно целенаправленно учить техникам работы с разными видами текстов, не только литературными, но и остальными. Если этот урок будет невозможен, не втиснется в Базисный учебный план, тогда ситуацию с чтением должны поддержать все предметники, выделить внутри своего урока пять-десять минут работы с текстом.
Второе наше предложение — школьный библиотекарь должен стать библиотекарем-педагогом. Ему надо “додавать” при обучении педагогическую составляющую. И тогда он может вести урок информационной грамотности, группы чтения с учителями, вести мониторинг читательского развития. Он может занять вторую половину дня и наполнить образовательное пространство школы чтением.
В Минобрнауки нас выслушали и сказали: “Очень интересно, но денег нет”. И тем не менее возникает всё больше школ, где этим занимаются (например, в Москве — это школа «Надежда» и гимназия № 1531).