Щедровицкий П. Г. Искушение развитием В нескольких своих выступлениях и статьях, касающихся педагогики развития, я разворачивал следующие основные тезисы.
Во-первых, подчеркивал, что термин "педагогическая инновация" является неверным; необходимо вести речь о не-педагогических (религиозных, философских, психологических) инновациях в педагогику.
Во-вторых, я утверждал, что стратегия инноваций (можно сказать, особый, инновационный тип изменений) противостоит системному изменению и опирается на использование эффектов и последствий точечного (акупунктурного) действия.
В-третьих, пытался показать, что мы говорим о развитии в трех разных контекстах или смыслах.
Мы указываем на актуальные или потенциальные развивающие функции педагогических технологий по отношению к вне-педагогическим (вне-образовательным) реалиям (будь то отрасли и сферы деятельности, или отдельные организованности). Мы хотим, чтобы сфера образования или ее отдельные элементы сами развивались, рассматривая это как условие выполнения подобной - внешней - миссии. И, наконец, мы говорим о педагогике, которая не просто создает случайные эффекты развития, а превращает развитие в цель педагогической мыследеятельности (МД) (согласно формулировке В.В. Давыдова).
Основной тезис моего выступления на конференции "Педагогика развития" в 1995 г. состоял в том, что выполнение педагогическими технологиями миссии развития возможно только в рамках особой, инновационной организации всей сферы образования и подготовки кадров и ее отдельных элементов.