Мудрецы твердят, что плохая школа — это готовые ответы на не заданные детьми вопросы. А хорошее образование — культивация вопросов детей («почемучество») и системный поиск ответов на них (усвоение методов познания). А что если так и поступать: не предъявлять ученикам готовые ответы на неинтересные вопросы, но наоборот — культивировать вопросы?
Например, учитель говорит своим подопечным: «Давайте выберем из всех придуманных вами вопросов самые интересные. Коллективно наметим путь, продвигаясь по которому можно найти ответы на них.
Вопросы возьмём из окружающей нас жизни — о человеке, об обществе и о природе.
Когда вы принесёте свои вопросы, мы посмотрим, какие науки изучают их, а также, какие опыты мы можем поставить, чтобы проверить правильность разных ответов.
Примеры: почему эта труба заржавела; как из унавоженной земли вырастают чистые ягоды; какого я буду роста, когда вырасту; зачем нужны суды. И самые разные другие.
Задавайте любые вопросы, какие вас интересуют.
Только не думайте, что я знаю все ответы на все вопросы. Ни один человек на свете не в силах знать всего о природе, обществе и человеке. Но мы будем вместе искать ответы, и многие из точных ответов мы с вами найдём. Вместе.»
Сравнив волнующие детей вопросы с программным материалом, учитель говорит: «В этом учебном году мы успеем поразмыслить вот на эти ваши вопросы, а вот эти придется отложить до такого-то класса. Мы не забудем про отложенные на время вопросы, мы вывесим их на стене нашего класса.
А чтобы поискать ответы на эти вопросы, нам надо сначала ответить на предшествующие им. Тут у них другая очередь возникает — логическая. Например, чтобы заняться бесконечно малыми величинами, надо еще понять, что такое производная, а до того — что такое функция. Или возьмём вопрос, как устроен телевизор. Чтобы ответить на него, надо еще немало с физикой поразбираться. С утюгом — значительно проще.
А вот очень интересный вопрос об устройстве общества: чем тирания отличается от олигархии. Придётся посмотреть, как они появились и чего достигли.
Борис Бим-Бад
Источник
http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=74&cat=184