Лингвист ДВ
И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Анна Ахматова «Мужество»
Пятница, 29.03.2024, 10:37


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Курт Левин - Форум Регистрация Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Практическая психология » Полезные сайты » Курт Левин (построение психологии "галилеевского" типа)
Курт Левин
lingvistДата: Понедельник, 24.11.2008, 18:07 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
К «галилеевской» психологии. Результатом методологических и теоретических поисков Левина стала программа построения психологии "галилеевского" типа, в значительной степени реализованная в начатом в 1924 г. цикле выполненных под его руководством экспериментальных исследований по психологии мотивации и аффектов и в первой крупной теоретической работе Левина — "Намерение, воля и потребность" (1926) [11; 6]. Во второй половине 20-х годов Левин резюмирует итоги своих поисков в двух принципиально важных чисто методологических работах: "Закон и эксперимент в психологии" (1927) и "Переход от аристотелевского способа мышления к галилеевскому в психологии и биологии" (1931) [12; 13; 6]*. Следует отметить, что психология в этот период видится Левину как часть биологии — в конце жизни он будет считать ее одной из социальных наук.

Что же такое "галилеевский" способ мышления в понимании Курта Левина? Ключевой идеей этого способа мышления является принцип законосообразности психического и стремление вывести законы психики, такие же строгие и всеобъемлющие, как и законы ньютоново-галилеевской физики. На основе этого Левин собирался вписать психологию в классическую естественнонаучную картину мира. В отличие от большинства современных ему психологов, Левин считает: все без исключения — в том числе и "высшие" — психические явления закономерны и подлежат научному, в том числе экспериментальному исследованию; могут и должны быть найдены законы, которым они подчиняются. В статье "Закон и эксперимент в психологии"[12; 6] Левин сравнивает и противопоставляет друг другу научные законы, с одной стороны, и правила, выводимые на основе статистического обобщения, с другой: закон общезначим, он действует во всех без исключения случаях, и этим отличается от правила, обобщающего часто встречающиеся случаи. С этим противопоставлением связана и критика Левином "духа статистики", господствовавшего в современной ему экспериментальной психологии и господствующего и поныне, а также сравнительный анализ причинной зависимости и простой регулярности (там же).

Другая его принципиальная методологическая идея — важность индивидуального события, а не общего усредненного "класса", стремление к полному описанию конкретного индивидуального случая. Если в сфере психических явлений действуют столь же общезначимые законы, как и в мире физического, то любое индивидуальное событие закономерно, а вовсе не случайно, и не менее достойно изучения, чем всевозможные "средние" случаи (средний ребенок того или иного возраста, средний представитель той или иной национальности и т.д.).

Индивидуальный случай дает результаты, на первый взгляд отклоняющиеся от предсказываемых теорией, не потому, что предсказание носит стохастический характер и допускает разброс, а потому, что он практически никогда не бывает «чистым», управляемым только одной закономерностью. Обычно в индивидуальном случае друг на друга накладывается целый ряд законов, каждый из которых предполагает вполне точные предсказания. Трудность, однако, состоит в том, чтобы выделить все законы, действующие в индивидуальном случае и образующие лишь видимость единого процесса. В работе «Закон и эксперимент в психологии» [12; 6] Левин иллюстрирует это простым и наглядным примером траектории движения неодушевленного объекта. То, что на первый взгляд кажется одним процессом, при более пристальном рассмотрении оказывается серией переходящих друг в друга процессов, каждый из которых управляется своими законами движения. На этом основании Левин разводит понятия фенотипические (описательно характеризующие комплексный процесс в совокупности «историко-географических», т.е. пространственно-временных условий его протекания в индивидуальном случае) и каузально-генетические (отвечающие на вопрос "почему?" и направленные не на описание события или феномена, а на его объяснение в терминах однозначно трактуемых законов).

 
lingvistДата: Понедельник, 24.11.2008, 18:08 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Еще одна важная методологическая идея Левина — сдвиг акцента с "природы объекта" на анализ его взаимосвязей и взаимоотношений с другими объектами, с его окружением. Одной из кардинальных характеристик аристотелевского способа мышления и всей послеаристотелевской науки на протяжении двух тысячелетий было приписывание свойств, которые проявляет объект, самому объекту, его природе. Галилей же поставил вопрос иначе: любой объект проявляет свои свойства во взаимодействии с другими объектами, стало быть, свойства и есть характеристика конкретных взаимодействий между объектами. Например, вес тела – это не имманентно присущее его «природе» свойство, а характеристика его взаимодействия с гравитационным полем Земли. Левин призвал приложить эту логику рассуждений к психологическим свойствам человека; результатом стала блестящая серия экспериментов и новая теория поведенческой динамики.

Экспериментальное изучение действий и аффектов. Галилеевский способ мышления реализуется в выполнявшемся под руководством Левина цикле экспериментальных исследований "по психологии действий и аффектов" (работы Б.Зейгарник, А.Карстен, М.Овсянкиной, Т.Дембо, Ф.Хоппе, Г.Биренбаум, Дж.Брауна, С.Фаянс, В.Малер, К.Лисснер и других его учеников), а также в первой его крупной теоретической работе "Намерение, воля и потребность" [11; 6]. Характерен уже сам выбор предмета исследования — воля и намерение традиционно относились к "высшим" процессам и считались недоступными научному изучению, а потому их рассмотрение было прерогативой литературы и "понимающей" психологии. Этот цикл исследований, как и их теоретическое осмысление Левином, ясно показывают, что тонкие закономерности мотивационно-смысловой динамики доступны не только психоанализу или понимающей психологии, но и строгому экспериментальному изучению (если не подменять его статистическими обобщениями).

Во-первых, "галилеевский" способ мышления определил сам выбор предмета исследований: если закономерны все психические процессы, а не только "низшие", то вполне правомерно взять в качестве предмета изучения феномены, относящиеся именно к "высшим" сферам психического, считавшимся ранее недоступными для экспериментального исследования. Что и было сделано: исследовалось влияние мотивации на запоминание, психическое насыщение, относящееся к многообразным ситуациям повседневной жизни, таким как игра на фортепиано, слушание доклада, чтение книги, а также разного рода ситуативные обстоятельства, такие, например, как общение с определенным человеком (в частности, в браке). Во-вторых, авторы исследований тщательно анализируют не только общие тенденции, но и индивидуальные случаи, особенно те, которые выглядят "исключением", и выявляют условия, приводящие к тем или иным особенностям "фенотипа". По глубине и тонкости такого феноменологического анализа индивидуальных случаев студенты Левина превосходят подавляющее большинство современных сертифицированных психотерапевтов. В-третьих, последовательно проводится принцип различения гено- и фенотипа, что проявляется в разделении описания экспериментальных исследований на описательную и "каузально-динамическую" части.

 
lingvistДата: Понедельник, 24.11.2008, 18:10 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
"Психологическая ситуация награды и наказания". Через пять лет после "Намерения, воли и потребности", в 1931 году, выходит вторая крупная работа Левина — "Психологическая ситуация награды и наказания" [14]. Отчасти она носит феноменологический характер и несколько напоминает "Военный ландшафт" [10]: как и в "Военном ландшафте", Левин обращается здесь к опыту повседневной жизни и детально анализирует обычную житейскую ситуацию. Интересно соотношение феноменологических и экспериментальных исследований в творчестве Левина: феноменология оказывается как бы путем нащупывания новых теоретических и методологических средств; затем следует экспериментальная разработка тех же тем. Однако, в отличие от "Военного ландшафта", здесь он дает не просто феноменологическое описание ситуаций обещания награды и угрозы наказания, а предлагает их типологический анализ.

Левин выделяет несколько типов ситуации обещания награды и угрозы наказания (обещание награды в ситуациях побуждения и запрета, угроза наказания в ситуации побуждения и запрета, явная и неявная угроза наказания) и сопоставляет их с ситуацией действия, вытекающего из интересов самого ребенка. Он анализирует возникающие в ситуациях угрозы наказания и обещания награды мотивационные конфликты, а также различные варианты поведения, доступные ребенку, описывает возникающее в такого рода ситуациях стремление к выходу из поля (ситуации). Пожалуй, в этой работе Левин впервые, еще за несколько лет до переезда в США, начинает анализировать социальные отношения — отношения власти взрослого над ребенком, делая фундаментальный вывод о психологической неэффективности наказания. "Психологическая ситуация награды и наказания" — одна из наиболее конкретных работ Левина, которая может быть интересна не только психологу, но и любому вдумчивому учителю или родителю. Практические ее следствия в полной мере сохраняют свою актуальность и для современной школы.

Отдельное воздействие, утверждает Левин, может оказывать разное влияние в зависимости от общей жизненной ситуации ребенка, ибо поведение ребенка и психологический смысл того или иного воздействия в случае награды и наказания не определяется изолированным стимулом или отдельным психическим процессом, как и в других случаях [14; 6]. Он вводит понятие "жизненное пространство ребенка" — это то, что существует для ребенка психологически, — развивает представления о различных уровнях реальности в жизненном поле. В этом труде в полном объеме ставится задача построения психологического представления ситуации и начинается детальная разработка "топологического" понятийного аппарата, который будет использоваться в последующих работах: топологическая структура ситуации описывается через области, барьеры и векторы сил.

Принципы "галилеевского" мышления сохраняют свою полную силу, но на первый план выходит анализ субъективной ситуации — и Левин вынужден искать новые методологические средства и новый эталон научности. Реально он еще дальше уходит здесь за пределы "галилеевского" способа мышления: "внутренняя" ситуация не просто учитывается, а становится основным предметом рассмотрения (важно, какова ситуация для самого ребенка, а не для внешнего наблюдателя).В поиске новых средств психологического анализа Левин обращается к топологии. Эта проблематика уже не укладывается в рамки естественнонаучного эксперимента, даже модифицированного, а физика перестает быть эталоном научности.

 
lingvistДата: Понедельник, 24.11.2008, 18:11 | Сообщение # 4
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Теория изменений Курта Левина

Теория изменений у человека была разработана Куртом Левиным. Эта теория включает три последовательные стадии - “размораживание”, “изменение/движение” (разные переодчики переводят название второй стадии по разному) и “повторное замораживание”.

«Размораживание» подразумевает несколько тревожную ситуацию, так как считается, что для формирования потребности в новой информации требуется определенная доля беспокойства или недовольства. To есть, для начала изменений в стабильной системе необходимо ее искусственно дестабилизировать. Для нестабильной системы, в особенности если она нестабильна в течение долгого времени, необходимо преодолеть неверие сотрудников в возможность позитивных изменений. В любом случае самое главное на этой стадии — «размораживание» высшего руководства предприятия.

«Изменение/Движение» — центральная стадия процесса, когда и руководство, и сотрудники пробуют практиковать новые отношения, методы работы и формы поведения. Это процесс пилотного запуска нововведения с целью перехода от идеальной модели нововведения к модели реальной и возможной в рамках компании. Эта стадия включает два этапа:

— «идентификацию», когда участники процесса испытывают предложенные нововведения;

— «интернализацию», или «усвоение», когда происходит внутреннее принятие изменений участниками процесса; при этом происходит перевод общих целей и принципов нововведений в специфические личные цели и нормы.

Не важно, происходят ли эти изменения последовательно или одновременно, важно, что они требуют заинтересованного участия лиц, эти изменения проводящих.

«Повторное замораживание» происходит, когда участники процесса нововведений внедряют в практику изменения, которые апробированы и оценены как эффективные именно для этой компании. Процессы, которые протекают на этой стадии, требуют благоприятной и поддерживающей среды (в частности, одобрения ответственного руководства). У подчиненных в этом случае, особенно когда осознаются достижения в решении поставленных задач, растет самоуважение. На начальных этапах этой стадии совершенно необходимо подкреплять каждое, даже незначительное достижение подчиненных с помощью награждений, премий, похвал. На более поздних этапах желательно также время от времени усиливать этот процесс, чтобы благоприятные изменения в работе не исчезли».

Боровикова Н., Паринова А., Нововведения в организации: предупрежден — значит, защищен

 
lingvistДата: Понедельник, 24.11.2008, 18:11 | Сообщение # 5
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
http://msk.treko.ru/show_dict_236
 
lingvistДата: Понедельник, 24.11.2008, 18:17 | Сообщение # 6
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Курт Левин

Родился 9 сентября 1890 года, умер 12 февраля 1947 года. Немецкий психолог, создатель теоретико-полевой концепции личности и группы в психологии. В 1926-1933 гг. - профессор философии и психологии Берлинского университета, с 1933 г. жил и работал в США.

В центре психологии Левина стоит концепция так называемого "жизненного пространства". Жизненное пространство, по Левину, это совокупность сосуществующих и взаимосвязанных факторов, определяющих поведение индивида в данное время. Оно охватывает и личность, и ее психологическое окружение, образуя единое психологическое поле. Понятийное представление жизненного пространства предполагает, во-первых, раскрытие структуры поля возможных событий, как оно существует для индивида в данное время, и, во-вторых, установление поля сил, определяющих в каждой области жизненного пространства наличные в нем тенденции к изменению. Наблюдаемое поведение индивида должно рассматриваться лишь как "фенотипическое" выражение некоторого "генотипа" события, происходящего в жизненном пространстве индивида и представляющего собой либо "переход" личности из одной области жизненного пространства в другую (так называемая "локомоция"), либо изменение самой "когнитивной" структуры жизненного пространства (инсайт). Поведение и развитие индивида оказываются при этом некоторой функцией его жизненного пространства: П = f (жизненного пространства).

Выполненные в школе Левина исследования запоминания и возобновления прерванных действий, насыщения, замещения, фрустрации и уровня притязаний составили эпоху в развитии экспериментальной психологии личности.

Вместе с тем известный физикализм левиновских построений обусловил то, что топологическая психология ограничивается почти исключительно анализом и представлением формально-динамического и структурного планов поведения и личности. В этом проявляется антиисторизм левиновской концепции, ее неспособность понять социальную и культурную природу личности.

Основная гомеостатическая модель, лежащая в основе динамической теории личности К. Левина, неоднократно подвергалась основательной критике как отечественными, так и зарубежными психологами (в частности, принадлежащими к так называемой "гуманистической" психологии личности).

В американский период своей деятельности Левин попытался разработать теоретико-полевой подход применительно к исследованию проблем групповой динамики и социального действия.

 
Форум » Практическая психология » Полезные сайты » Курт Левин (построение психологии "галилеевского" типа)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024