Лингвист ДВ
И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Анна Ахматова «Мужество»
Пятница, 19.04.2024, 09:13


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Развитие индивидуальности - Форум Регистрация Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Практическая психология » Психология дошкольников » Развитие индивидуальности
Развитие индивидуальности
lingvistДата: Четверг, 08.01.2009, 09:49 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline

Понятие индивидуальности равнозначно по значению понятиям единичности, неповторимости, непохожести одного человека на другого. Индивидуальность - это возможность действовать по собственной программе, принимать собственные решения. В этом смысле индивидуальность проявляется очень рано - уже в первый месяц жизни. Ребенок сам протянул ручки к матери, сам вынул пустышку изо рта...

Но, как известно, человек во многих ситуациях должен соблюдать определенные общественные требования или действовать по принуждению другого человека. Сопротивление такому принуждению - и есть проявление индивидуальности!

Правда, осознается это самим ребенком как возможность самостоятельного и независимого действия гораздо позднее. Сначала индивидуальность выражается в действии, в первом непослушании, первом упрямстве, а затем и в словах "Я сам". И проявляется она тем ярче, чем больше у человека развита способность взаимодействовать с другими, понимать неоднозначность действия, противостоять шаблону, стереотипу поведения. Это всем известное "Я сам!" - ни что иное, как проявление отношения ребенка к людям, к миру, к возможности взаимодействовать с ними. Оно состоит в умении оценивать свои возможности, анализировать конкретную ситуацию с учетом своих возможностей, в умении ставить цель и достигать ее.

У каждого человека есть право проявлять свою индивидуальность, но есть и возможность потерять ее. С момента рождения этим правом на индивидуальность владеют родители ребенка, которые уже прошли этот известный жизненный путь. На этом пути и у них была возможность пережить наличие этого права человека - быть самим собой. Как они его пережили? Посмотрите, как они относятся к внутреннему миру своего ребенка, как воздействуют на него.

Степень такого воздействия может быть разной. При очень сильном воздействии можно говорить о поглощении взрослым внутреннего мира ребенка, часто это называется симбиозом. Предельным выражением его является не только психическая, но и физическая зависимость человека от человека. Есть факты, свидетельствующие о том, что у ребенка, которого из-за физических недостатков постоянно носят на руках, не развивается даже автономная терморегуляция, казалось бы, естественная функция организма. Исследования показывают, что родители даже при выздоровлении своего чада продолжают относиться к нему как к ослабленному, жалеют его и... не дают ничего делать самому, дабы он лишний раз не напрягался. Результат - полная зависимость от родителей, неумение принимать собственных решений.

Ценность индивидуальности складывается из бытовых отношений, в которых воплощаются ценности другого, ценности самого человека. Это происходит в любом действии. Вот ребенок сломал игрушку, и начались упреки, вплоть до упрека в неблагодарности. А он просто хотел посмотреть, как устроено... И вот нельзя играть в мяч, нельзя стучать молотком, нельзя дружить с этим мальчиком и с этой девочкой, нельзя высказывать свое мнение. В конце концов, это заканчивается разочарованием во взрослой жизни. А родители только удивляются - мы же говорили, как надо поступать, почему же он таким вырос - ничего не хочет и не умеет делать, не умеет вести себя с людьми - застенчивый, у всех на поводу идет? Разве мы этому его учили?

Просто он не научился поступать по-своему, не развились способности, те самые, которые дают человеку силы быть самим собой, и индивидуальность стала безликостью.

Что же это за способности? Самая важная из них - способность вставать на точку зрения другого человека. Через ее развитие появляется возможность видеть мир более многогранным, ярким, бесконечно меняющимся, выходящим за рамки шаблонов и стереотипов. Благодаря этой способности человек получает возможность перевоплощения, у него появляется реальный шанс найти себя, стать самим собой.

Уже в детстве через чувства взрослых ребенок начинает воспринимать неоднозначность своих действий: замахиваться на маму нельзя, а отмахнуться от мухи можно. Усваивает ребенок и неоднозначность свойств вещей - палочкой можно как ложкой есть понарошку, а можно использовать ее в качестве градусника.

В возрасте от 1 до 3 лет у детей развивается чувство юмора как проявление отношения к многозначному использованию вещи, к возможному существованию другой точки зрения на эту вещь - например, надел ребенок специально носок на руку и смеется, доволен своей шуткой.

Дальнейшее развитие способности вставать на точку зрения другого происходит в сюжетно-ролевой игре, где все содержание подчинено развитию этой способности и воображения. Он уже может сказать "я - врач" или "я - мама" и вести себя определенным образом с окружающими, в зависимости от выбранного.

В более позднем - младшем школьном - возрасте появляется рефлексия, которая обогащает эту способность новыми возможностями, связанными с выделением своего внутреннего мира и воздействием на него. Появляется планирование, основанное на предвидении своего будущего и будущего другого. Это очень важное приобретение, т. к. появляется не только понимание другого в конкретной ситуации, но и в перспективе будущего взаимодействия с ним.

Это, в свою очередь, способствует освоению в подростковом возрасте норм морали и нравственности, т. к. рост самосознания способствует формированию у человека особенного представления о свойствах психической реальности, обобщением этих свойств в образе другого.

Таким образом, мы видим, что индивидуальность человека проявляется тем в большей степени, чем выше степень развития его способности понимать неоднозначность действия, это помогает противостоять шаблону, стереотипу поведения, дает начало творчеству.

К сожалению, многие люди отказываются по разным причинам от собственной индивидуальности, проживая, по сути, чужую жизнь. Основное переживание, вызываемое такой жизнью, состоит в том, что человек испытывает в основном негативные чувства по отношению к другим - зависть, злость, раздражение, всегда кажется, что кто-то занимает его место в жизненном пространстве. Развитой же индивидуальности другие люди не мешают быть собой.

Поэтому говоря своему чаду в очередной раз "нельзя", задумайтесь, может быть Вы встали на его пути к поиску себя.

 
lingvistДата: Четверг, 08.01.2009, 09:51 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Индивидуальность как системное качество психической организации человека
Согласно Б.Ф. Ломову, ядро системного подхода образуют шесть ключевых положений (принципов).
1. Любое психическое явление развертывается одновременно в нескольких планах, раскрывающих разные масштабы его организации.
2. Психические явления многомерны.
3. Система психических явлений имеет вертикальное (уровневое) строение.
4. Человек обладает системой разнопорядковых свойств.
5. Психические явления системно детерминированы. По мнению Б.Ф. Ломова, такие модусы психического, как многомерность, многоплановость, многоуровневость, выражают множественность детерминант психики.
6. Психические явления - явления динамические, развивающиеся. Данный принцип выражает способ существования психического как системы. Ее целостность и дифференцированность возникают, формируются и образуются в ходе развития индивида, которое, в свою очередь, выступает как полисистемный процесс.
Системный подход предполагает многообразие источников и движущих сил психического развития человека, которое всегда связано с системой противоречий и предполагает различные пути их разрешения.
Данная концепция Б.Ф. Ломова (1996) имеет ряд источников:
• философско-методические разработки принципа системности (понимание системы как органического целого, типология свойств, способ выделения планов анализа систем и т. д.) (В.П. Кузьмин);
• положение о включенности психического во всеобщую взаимосвязь явлений материального мира и механизм «анализ через синтез» (С.Л. Рубинштейн);
• представления о системной организации психической процессов и функций человека (Б.Г. Ананьев);
• теория функциональной системы (П.К. Анохин);
• концепция свойств нервной системы (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын).
 
lingvistДата: Четверг, 08.01.2009, 09:52 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Что касается субъектнодеятельностной составляющей индивидуальности (по Б.Г. Ананьеву) в рамках системного подхода, то деятельность полагалась Б.Ф. Ломовым как общественно-историческая категория, фиксирующая активный (преобразующий) характер человеческого бытия. Психология берет деятельность, прежде всего на уровне индивидуального бытия, как деятельность индивида, который не перестает оставаться общественным существом, реализующим в деятельности конкретную общественную функцию. В деятельности индивида психологию интересует субъективный план: формы, виды, уровни и динамика психического отражения действительности действующим человеком. Именно в деятельности психическое раскрывается как развивающееся целое (система). Поэтому в программе развития по подготовке к школе, мы, опираясь на ведущую деятельность дошкольников и используя зону ближайшего развития, строили занятия по структуре учебной деятельности.
Системный подход позволяет наиболее глубоко ставить проблему исследования и намечать пути ее решения; ориентирует на изучение психики как дифференцированного целого, выявления многообразия его связей и отвечающих им планов, уровней и изменений; обеспечивает создание предельно широкой единой картины психических явлений. В связи с этим мы и опираемся на данный подход в развитии индивидуальности дошкольников как фактора профилактики школьной дезадаптации.

Кроме того, ведущую роль в отношениях человека к миру играют те, которые определяются его принадлежность к социальной системе. Именно они являются основанием социальных качеств человека. Нужно отметить, что социальная система, служащая основанием социальных качеств индивида, является сложным образованием, которое включает множество подсистем разного уровня. Социальные качества не есть нечто внешнее по отношению к человеку, нечто подобное ярлыкам. В процессе деятельности и общения они становятся инцидентными психологическим качествам человека, психологическому складу его личности. Психологические свойства личности вне системы общественных отношений, в которую эта личность включена, просто не существует. В этом плане можно говорить об определенной категории психологических качеств, как об индивидуализированных социальных качествах. Важно отметить, что социальная система не только определяет психологические свойства личности и определенно влияет на развитие психических процессов. Это убедительно показано в исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии и других отечественных психологов.
По мнению Б.Ф. Ломова, к числу фундаментальных относится проблема человека как индивида (и его индивидуальности).
 
lingvistДата: Четверг, 08.01.2009, 09:53 | Сообщение # 4
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
http://planetadisser.com/see/dis_101614.html

Тема: Профилактика школьной дезадаптации посредством развития индивидуальности дошкольников

 
Форум » Практическая психология » Психология дошкольников » Развитие индивидуальности
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024