Лингвист ДВ
И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Анна Ахматова «Мужество»
Пятница, 19.04.2024, 15:07


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Я-концепция - Страница 2 - Форум Регистрация Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Форум » Семинары » Психология » Я-концепция (Я-концепция в различных психологических теориях)
Я-концепция
lingvistДата: Вторник, 23.12.2008, 16:17 | Сообщение # 11
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/dissonan.htm
 
lingvistДата: Вторник, 23.12.2008, 16:20 | Сообщение # 12
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
[size=12]Развитие Я-концепции является самым главным процессом в жизни человека, который, начавшись в подростковом возрасте не прекращается в течение всей жизни.

Я-концепция – это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности или, как еще говорят психологи, Я-концепция – это «теория самого себя».

Я-концепция формируется в ходе индивидуального развития под влиянием бесчисленных сенсорных импульсов, воспринимаемых нашей нервной системой. Звуки, запахи, впечатления зрения и осязания образуют непрерывный поток внешних воздействий, регистрируемых органами чувств. Конечно, физик мог бы дать объективную характеристику этих стимулов – скажем, путем измерения длинны соответствующих волн. Однако для чувственного восприятия каждого человека все это имеет свою смысловую окраску, свой оттенок и поэтому является уникальным. Так, строки, прочитанные на газетной полосе, могут иметь для вас какое-то особое значение. Звуки, доносящиеся из радиоприемника, вы можете воспринимать как приятную мелодию или как досадную помеху, бессмысленную какофонию. Взгляните на себя в зеркало. Вы не кажетесь себе выше, чем на самом деле? Или полнее? А собственный голос вы когда-нибудь слышали в магнитофонной записи? Вполне возможно, что вы испытали при этом некоторое разочарование. Свой голос вы слышите изнутри, а другие воспринимают его снаружи. Этот пример помогает понять, что окружающие не могут увидеть, услышать или почувствовать что-то точно таким же образом как это видите, слышите или чувствуете вы. Ваше сенсорное восприятие неповторимо, уникально. Пожалуй, еще более очевидным это становится в ситуации непонимания при общении, когда один собеседник вкладывает в высказывания другого такой смысл, который тот вовсе не имел в виду, в результате чего возникает спор. Человек фильтрует свои чувственные впечатления, наполняет их смыслом, соответствующим его прошлому опыту, его ожиданиям, его актуальным убеждениям, относящимся к окружающему миру и к себе. И только когда индивид наполняет личностными значениями чувственную информацию о себе, мы можем говорить о наличии у него Я-концепции.

Я-концепция – это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. Важно заметить, что Я-концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием.[/size]

 
lingvistДата: Вторник, 23.12.2008, 16:20 | Сообщение # 13
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Образ собственного «Я» меняется в лучшую или худшую сторону, не только путем рассуждений или накопления теоретических знаний, но прежде всего в процессе накопления практического опыта. Вольно или невольно мы сформировали собственный образ под впечатлением переживаний в ходе прошлой созидательной деятельности. И мы можем изменить его таким же образом. Здоровый, счастливый и уравновешенный человек вырастает не из того ребенка, которому рассказывали о любви. А из того, который сам в полной мере испытал любовь. Наша уверенность в себе, самообладание – результат личного практического опыта, а не знакомства с чистой теорией. Сознаем мы или нет,, но каждый из нас носит в себе мысленный образ или портрет самого себя. В этом образе воплощена наша концепция своей личности, представления о самом себе как о человеке, сформированные на основе нашего собственного мнения о себе. А это мнение в свою очередь, в большинстве случаев, сложилось бессознательно, под впечатлением прошлого опыта, наших успехов или неудач, а также на основании отношений к нам других людей, особенно в детские годы.

Формирование, развитие и изменение Я-концепции обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда (семья, школа, многочисленные формальные и неформальные группы, в которые включена личность) оказывают сильнейшее влияние на формирование Я-концепции. Причем это влияние сильно не только в период самой ранней социализации. С возрастом все более весомым в развитии Я-концепции становится значение опыта социального взаимодействия в школе и в неформальных группах. Однако вместе с тем семья как институт социализации личности продолжает играть важнейшую роль также в подростковом и юношеском возрасте.

Я-концепция почти целиком есть поток взаимодействия со значимыми другими, так как мы вырабатываем Я-концепцию в соответствии с тем, что одобряют значимые другие.

Я-концепцию можно рассматривать как совокупность установок индивида, направленных на самого себя. Однако эти установки могут иметь различные формы – реальную, зеркальную и идеальную.

Реальное Я – установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом деле.

Понятие «реальная» отнюдь не предполагает, что эта концепция реалистична. Главное здесь – представление личности о себе, о том «какой я есть».

Зеркальное (социальное) Я – установки связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие. В 1912 году Чарлз Кули предложил теорию «зеркального Я», утверждая, что представления индивида о том, как его оценивают другие, существенно влияют на его Я-концепцию.

Идеальное Я – установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать, то есть – это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»).

 
lingvistДата: Вторник, 23.12.2008, 16:23 | Сообщение # 14
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Младшие школьники склонны более пространно описывать себя, чем других, в то время как старшие больше пишут о других, чем о себе. Это может служить еще одним подтверждением выдвинутой Пиаже концепции децентрации. Более развернутые описания других людей свидетельствуют о возросшем понимании ребенком человеческих ролей, установок и возможностей.

В самоописаниях подростков фигурируют мотивы, побуждения, ориентиры, но при описании других людей такие категории почти не применяются. Это свидетельствует о субъективном и интимном характере размышлений о себе в подростковом возрасте, а размышления такого рода моделировать у других трудно. В самоописаниях подростков явственно прослеживается стремление выразить свое отношение к окружающим, а также озабоченность по поводу впечатлений, которые они производят на других. Убеждения и ценностные установки все чаще находят отражение в их ответах. Все это можно рассматривать как стремление включиться в социальную структуру, приобщаясь к ценностям данной культуры. Еще одной характерной чертой ранней юности является определенный конфликт между потребностью в индивидуальной независимости и включенностью в группу сверстников. Это также свидетельствует об уменьшении с возрастом эгоцентризма и о растущей способности считаться с другими людьми и их мнением.

В исследовании Ливсли и Броумли была изучена также динамика ряда других переменных. Половые различия оказались существенными лишь по трем категориям. Девочки гораздо реже, чем мальчики, писали о своих интересах и увлечениях. Зато они чаще касались темы взаимоотношений с лицами противоположного пола, темы семьи и родственников. Авторы данного исследования объясняют эти различия более быстрым взрослением девочек, однако они могут объясняться также социальными или половыми различиями.

Другой переменной, фигурировавшей в этом исследовании, был уровень интеллектуального развития. Выяснилось, что самоописание школьников, интеллектуальный уровень которых считался сравнительно невысоким, обычно было более конкретным и поверхностным. Это согласуется с взглядами Пиаже, который считал, что когнитивное развитие и способность к децентрации зависит как от влияния социальной среды, так и от индивидуальных особенностей человека. Поэтому образ Я старшего, но менее развитого в интеллектуальном отношении ребенка оказывается сходным с образом Я ребенка младшего возраста, но интеллектуально более развитого.

 
lingvistДата: Вторник, 23.12.2008, 16:24 | Сообщение # 15
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ Я–КОНЦЕПЦИИ.

Все теории развития Я-концепции сосредоточены на особенностях, свойственных тому или иному возрастному периоду, например, появление у младенца осознания самого себя как отдельного человека, половое отождествление в раннем детстве, неопределенный характер чувства идентичности в ранней юности и т.д. Бывает трудно проследить нити, связывающие воедино всю эту структуру. И не только потому, что существуют возрастные особенности, но также и по той причине, что само содержание Я-концепции с возрастом меняется.

В 1973 году была сделана попытка проследить изменения Я-концепции у детей в возрасте от 7 до 14 лет (Ливсли и Броумли). Они собрали сочинения 320 детей, озаглавленные «Я». Анализ полученного материала позволил выделить 30 категорий, к которым прибегали дети в процессе самоописания. В исследовании рассматривалась связь этих категорий с целым рядом переменных. По мере взросления в самоописаниях уменьшилось относительное значение следующих категорий:

1.Внешность.

2.Общие сведения и идентичность (половая, расовая и т.п.)

3.Друзья и приятели.

4.Семья и родственники.

5.Вещи, принадлежавшие ребенку.

В то же время возрастала относительная доля таких категорий:

1.Обобщенные личностные качества.

2.Устойчивые особенности поведения.

3.Направленность.

4.Интересы и увлечения.

5.Убеждения и ценностные установки

6.Отношение к себе.

7.Отношение к лицам противоположного пола.

8.Сопоставление себя с другими людьми.

9.Другие идеи и факты.

Категории, которые у старших детей фигурируют реже, относятся к разряду более объективных. Взрослея, дети все чаще стараются подчеркнуть свои личностные качества, идеи и установки, то есть субъективные моменты. Дети младшего возраста пытаются описать себя с помощью внешних характеристик и указаний на физические данные, в то время как для старших важным становится акцентирование своих внутренних особенностей и характера взаимоотношений с другими людьми.

По мере взросления увеличивается способность детей ко все более абстрактным и тонким суждениям о себе. Для самоописания детей младшего возраста характерен эгоцентризм, тогда как подростки постепенно осознают необходимость принимать во внимание мнение окружающих людей. У них

вырабатывается способность видеть себя как бы со стороны, что придает их суждениям о себе известную объективность. Пиаже полагает, что это изменение обусловлено развитием умственных способностей и умения смотреть на мир глазами других. Этим можно объяснить и тот факт, что старшие школьники нередко включают в самоописания негативные суждения о себе окружающих, что отнюдь не свойственно младшим.

 
lingvistДата: Вторник, 23.12.2008, 16:25 | Сообщение # 16
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
ВНЕШНИЙ ОБЛИК И Я-КОНЦЕПЦИЯ

Важнейшими источниками формирования представления о собственном Я наряду с половым отождествлением (а оно сохраняет свое значение в течение всей жизни и является первичным элементом Я-концепции) служат размеры тела и его форма. Во все времена в разных культурах возникали различные представления об идеальных размерах и пропорциях человеческого тела, но, как правило, предпочтение всегда отдавалось крупным мужчинам и относительно небольшим женщинам. Положительная оценка своего внешнего облика в сознании человека, а также в суждениях окружающих может существенно повлиять на позитивность его Я-концепции в целом, и наоборот, отрицательная оценка влечет за собой существенное снижение общей самооценки. «Тощий», «толстяк», «очкарик», «не такой высокий как его брат», «нет таких великолепных волос, как у сестры» - подобные суждения, по мере того как они включаются в образ Я могут отрицательно влиять на общую самооценку. Рост человека, его вес, телосложение, здоровье, зрение, цвет лица и т.д. способны стать ведущими составляющими его отношения к себе, главными факторами, определяющими его чувство собственной ценности, адекватности и приемлемости своей личности. Только тело является зримой и ощутимой частью нашего Я. Мы чувствуем, видим и слышим самих себя, никогда не в состоянии отрешиться от своего тела. К тому же этот неотъемлемый элемент нашей личности выставлен на постоянное публичное обозрение. Низкорослый ребенок, носящий очки, живет в совершенно ином мире, чем его высокий, атлетически сложенный сверстник.

Все мы имеем какое-то мысленное представление о своей внешности, которое не сводится к зеркальному отражению и в большей или меньшей степени соответствует реальной структуре нашего тела. Будучи явлением чисто психологическим, образ тела тем не менее включает в себя также и наше представление о себе в физиологическом и социологическом плане.

Сложное соединение психологических факторов, влияющих на структуру образа тела, можно представить следующим образом:

1. Реальное субъективное внешнее восприятие тела с точки зрения функциональной способности в целом.

2. Интериоризированные психологические факторы, возникающие в связи с эмоциональными переживаниями и различными жизненными ситуациями индивида.

3. Социологические факторы: реакции окружающих на индивида и его интерпретация этих реакций.

4. Идеальный образ тела, суммирующий отношение индивида к своему телу, который возникает в результате конкретных наблюдений, сравнений и отождествлений с телесными качествами других людей.

Всякие реальные изменения, связанные с телом и внешностью человека, могут вносить существенные коррективы в его представления о себе в результате действия того или иного из этих факторов.

О важности собственного образа Я говорят много примеров из области пластической хирургии. Многие хирурги замечали, что изменение черт лица ведет к изменению индивидуальности человека. В большинстве случаев пациенты с бросающимися в глаза уродствами или чересчур странными чертами лица после коррективной операции почти сразу испытывали заметное повышение чувства собственного достоинства. Уверенности в себе. Видимо, существует нечто, на что обычно оказывает влияние операция на лице. Человек менялся, если менялось это нечто. Выходит так, что у личности есть тоже свое лицо.

 
lingvistДата: Вторник, 23.12.2008, 16:26 | Сообщение # 17
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Невозможно указать точный момент возникновения Я-концепции. Она формируется постепенно, причем различные ее элементы в разное время воспринимаются с неодинаковой отчетливостью. Но чтобы Я-концепция стала реальным фактором организации поведения, ребенок должен научиться воспринимать себя как особый объект, выделяющийся в ряду других объектов. Он должен также интуитивно осваивать точки зрения других людей, поскольку лишь таким образом он сможет получать и осмысливать обратную связь, оценку его поведения со стороны окружающих, необходимую для развития самосознания. Важность внешнего проявления в этом процессе определяется тем, что тело представляет собой наиболее открытую, явную часть личности и легко становится предметом различных суждений.

2.1. ИЗУЧЕНИЕ ВНЕШНОСТИ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С Я-КОНЦЕПЦИЕЙ

Исследования показывают что, тип телосложения человека может стать существенным элементом формирования его Я-концепции. Считается, что первым, кто связал физические характеристики тела с поведением, был Гиппократ. В целом в настоящее время принято соотносить три типа телосложения с тремя типами личностной организации.

Эндоморфное (пикническое) телосложение – склонный к полноте индивид, ассоциируется с висцератоническим типом личности. Основными характеристиками которого являются общительность, любовь к комфорту и хорошей пище, частая смена настроений.

Мезоморфное (атлетическое) телосложение – стройный, сильный, мускулистый индивид, ассоциируется с соматотоническим типом личности. Для него характерны высокий жизненный тонус, любовь к приключениям и риску.

Эктоморфное (астеническое) телосложение – высокий, худой, хрупкий индивид, ассоциируется с церебротоническим типом личности. Характерными чертами которого являются замкнутость, сдержанность, бережливость, умеренность, пассивность.

Данные исследований свидетельствуют о том, что тип телосложения может вызывать у взрослых и у детей сходные предположения о наличии определенных личностных черт и особенностей поведения. Например, мезоморфное (атлетическое) телосложение воспринимается в основном благоприятно, в то время как эндоморфное и эктоморфное вызывают, как правило, неблагоприятное отношение.

Данные исследований показали, что наибольшей популярностью среди сверстников пользуются дети мезоморфного и эктоморфного телосложения. Ребенка, обладающего фигурой эндоморфного типа, другие дети реже выбирают в качестве товарища, поэтому у таких детей часто наблюдается негативное отношение к своему телу, неприятие образа своего физического Я.

Результаты исследований позволяют предположить, что образ тела является ведущим фактором, определяющим реакции детей друг на друга в процессе их взаимодействия, по крайней мере в начальной фазе, когда они еще не достаточно знакомы. Тип телосложения нередко является ориентиром, определяющим отношение к тому или иному ребенку даже для учителей.

 
lingvistДата: Вторник, 23.12.2008, 16:26 | Сообщение # 18
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
В исследованиях Лоусона (1980), которые проводились с мальчиками и девочками второго, четвертого и шестого классов, говорится, что в суждениях детей при характеристике худых, полных и нормального сложения сверстников не было обнаружено никаких половых различий. В каждой из возрастных групп фигура толстяка не пользовалась успехом, а фигура средней комплекции воспринималась благожелательно. Предпочтение, оказываемое нормальному телосложению, с возрастом значительно росло. Особенно сильные негативные реакции на некоторые из предъявленных фигур наблюдались у учащихся четвертых и шестых классов. Однако стереотипные оценки человеческой фигуры на рисунке никак не связывались с оценками в тех же характеристиках реальных сверстников. Это свидетельствует о том, что, оценивая знакомых людей, дети не ориентируются на тип телосложения. Исследование Лоусона позволяют утверждать, что хорошо знакомых людей, а также самих себя мы оцениваем по иным критериям, чем незнакомых людей, изображенных на рисунках. По отношению к безличным изображениям доминируют культурные стереотипы оценки формы тела. Но когда предметом оценочных суждений становятся, например, знакомые сверстники, культурные стереотипы могут не срабатывать.

Итак, даже для детей младшего школьного возраста физически наиболее привлекательным является мезоморфный тип. Поэтому уже на этом этапе развития может появляться неудовлетворенность собой, обусловленная образом тела. При этом на Я-концепцию ребенка влияет не сам факт обладания определенной фигурой, а те стереотипные реакции, которые вызывает этот тип телосложения. Знакомство со стереотипами побуждает человека применять их к самому себе.

Дети с удивительной наблюдательностью отмечают характерные особенности внешности, которые часто становятся поводом для различных прозвищ, иной раз весьма жестоких: «прыщавый», «жирный», «лопоухий». Ребенок, получивший одну из таких кличек, не может не чувствовать себя уязвленным, поскольку отдельный дефект внешности приобретает при этом обобщенное звучание, воспринимается как обозначение личности в целом. Необычное, смешное, неблагозвучное имя и фамилия также может привести к появлению у ребенка самоощущения, совершенно незнакомого другим детям.

 
Форум » Семинары » Психология » Я-концепция (Я-концепция в различных психологических теориях)
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024