Лингвист ДВ
И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Анна Ахматова «Мужество»
Четверг, 19.10.2017, 21:09


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Тема праведничества в творчестве Н.С. Лескова - Форум Регистрация Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Познакомьтесь: полезный сайт » Уроки литературы » Тема праведничества в творчестве Н.С. Лескова (Галина ЖУКОВА, Кончанская средняя школа, Новгородская обл)
Тема праведничества в творчестве Н.С. Лескова
lingvistДата: Четверг, 27.11.2008, 12:42 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
http://lit.1september.ru/articlef.php?ID=200203706
Ход занятия
I. Слово о Н.С. Лескове (индивидуальное домашнее задание). “Лесков — это училище, сокровище ума, образования, размышления...” (В.Розанов)
II. Сообщение темы и цели. Постановка проблемы. Выбор путей её решения.

В Нагорной проповеди Христа (Евангелие от Матфея, гл. 5) сказано: “И зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме”. Как вы понимаете эти слова и какое отношение они имеют к художественному миру и сокровенной идее Н.С. Лескова?
III. Комментированное чтение Нагорной проповеди.

Однажды Иисус взошёл на “некую гору”, чтобы отдаться молитве, но, против обыкновения остаться одному, позвал за собой и всех апостолов. Вместе с ним на гору взошли Симон Пётр и Андрей (сыновья Ионы), Иаков и Иоанн (сыновья Зеведеевы), Филипп и Варфоломей (Нафанаил), Фома и Матвей, Иаков (младший сын Алфея) и Симон, прозываемый Зилотом, Иуда Иаковлев (называемый Левеем или Фаддеем), а также Иуда Искариот, которому суждено было стать предателем.

Между тем внизу, у подножья горы, уже собрался народ, так как разнёсся слух, что после беседы с учениками Иисус произнесёт проповедь.

И действительно, Иисус, окружённый учениками, вскоре появился на ровной скалистой площадке, хорошо видный народу, терпеливо ждавшему его появления. Вместе с ним во время Нагорной проповеди были не только 12 апостолов, но и те 70 миссионеров, которых он обычно рассылал в разные концы земли.

Нагорная проповедь занимает в Евангелиях важное место. Наряду с известными заповедями Моисея Нагорная проповедь также даёт людям необходимые основания для нравственного общечеловеческого устроения. Эта проповедь, покоящаяся на десяти заповедях, как бы дополняет их, предлагая людям средства для того, чтобы они эти заповеди могли исполнить. Эти средства (способы, пути) называются в Нагорной проповеди “блаженствами”.

Первое “блаженство” — это и есть алкание духа, то есть поиски веры и истины.

Плач и рыдание, то есть способность к раскаянию и скорби, являются, по Христу, вторым блаженством для человека, так как слёзы и раскаяние есть верный признак очищения духа.

Муки за веру и истину — это тоже, по Христу, одно из блаженств алчущего духа.

Иисус во время своей проповеди несколько раз обращается к Ветхому завету — к Моисею и пророкам. И каждый раз или спорит с ветхозаветными требованиями, или же корректирует их, поворачивая в сторону гуманизма — любви и сострадания к ближнему.

В Нагорной проповеди Иисус касался самых разных сторон душевной и духовной жизни человека, но во всех его изречениях сквозит одна мысль: человек должен наконец стать человеком — существом добрым и прекрасным. “Будьте совершенны...” — призывал Он.

Главное, по Христу, открыть сердце каждого для каждого.
IV. Наработка материала в группах согласно полученным данным индивидуальных заданий.

«Однодум» Н.С. Лескова
Где и когда происходит действие рассказа?
Кто главный герой? Дайте его портрет.
Александр Афанасьевич Рыжов имеет прототип — квартального надзирателя из города Солигалича Костромской губернии, жившего в первой половине XIX века; сохранены его подлинное имя и многие биографические черты. Но перед нами рассказ, а не документальный очерк. Герой сотворён автором и вошёл в число лесковских праведников.
Как вы понимаете значение этого слова?
Кто такие грешники?
Кто, по-вашему, праведники?
4. В чём странность Рыжова, его непохожесть на других людей? Приведите примеры.
5. Как вы считаете, перед нами положительный герой или отрицательный? Обоснуйте свой ответ. Праведник он или грешник?
6. Как вы понимаете слова: “В мире борются добро и зло, и проклятие лежит над всякой неподвижностью”. Согласны ли вы с этим утверждением?
7. Докажите, что Рыжов свободен от чувства, что ему судьба что-то “недодала”, что его обижают. (“Его кто как хочет обижай, он не обидится и своего достоинства не забудет...”)

 
lingvistДата: Четверг, 27.11.2008, 12:43 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
В конце 1870-1880-е гг. Лесков создал целую галерею персонажей-праведников. Таков квартальный Рыжов, отвергающий взятки и подарки, живущий на одно нищенское жалование, смело говорящий правду в глаза высокому начальству (рассказ "Однодум", 1879). Другой праведник - орловский мещанин, молочник Голован из рассказа "Несмертельный Голован" (1880); в основе рассказа лежат истории, услышанные в детстве Лесковым от его бабушки. Голован - спаситель, помощник и утешитель страждущих. Он защитил повествователя в раннем детстве, когда на него напала сорвавшаяся с цепи собака. Голован ухаживает за умирающими во время страшной моровой язвы и гибнет на большом орловском пожаре, спасая имущество и жизни горожан.

И Рыжов, и Голован в изображении Лескова одновременно и воплощают лучшие черты русского народного характера, и противопоставлены окружающим как натуры исключительные. Не случайно, жители Солигалича считают бескорыстного Рыжова дураком, а орловчане убеждены, что Голован не боится ухаживать за больными чумой, потому что знает волшебное средство, оберегающее его от ужасной болезни. Люди не верят в праведность Голована, ложно подозревая его в грехах.

 
Форум » Познакомьтесь: полезный сайт » Уроки литературы » Тема праведничества в творчестве Н.С. Лескова (Галина ЖУКОВА, Кончанская средняя школа, Новгородская обл)
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright MyCorp © 2017